Семейное счастье по рецепту Toyota

Выясняем в жаркой Португалии, подходит ли на роль идеальной машины для семьи новое поколение компактвэна Toyota Verso

Попробуем представить, каким должен быть лучший автомобиль для большой семьи. Просторным? Безусловно – пять мест для взрослых и два детских откидных «стульчика» сзади. Конечно же, безопасным. А ещё в меру тихим и достаточно комфортным, чтобы не отправлять к мануальному терапевту половину «экипажа» после дальней поездки. Но, как правило, водителю, который втихаря мечтает покорить Нюрбургринг, кайфа от такой машины достаётся не больше, чем наркоману, вдыхающему сахарную пудру вместо убойного «кокса».

Конечно, есть и исключения вроде безумного «сарая» Opel Zafira OPC. Но жена быстро заработает проблемы с позвоночником, а детей придётся возить в шлемах – это единственный способ оставить салон в чистоте во время скоростного прохождения участка «дом-магазин-дача». В конце концов, вы останетесь один в семиместном «вагоне» с 240-сильным мотором и жёсткой подвеской с 18-дюймовыми низкопрофильными «катками». И купите себе спорткупе.

Есть другой вариант – турбированный Ford S-Max. Но рассекать по городу на машине размером с «маршрутку» – то ещё удовольствие. Так что ж, неужели у любителей путешествий со всей семьёй нет никакого выбора? Toyota утверждает, что есть – это новый компактвэн Verso. Принять экзамен у новичка мы смогли на презентации в Португалии.

Снаружи – это обыкновенная серая Toyota. Скажем, если отойти метров на 20, то вообще с трудом можно различить, что это за модель – новый Verso, прежняя Corolla Verso или вообще Avensis Verso. И к чему всё это разнообразие? Точно так же подумали и маркетологи Toyota, которые в итоге оставили на европейском рынке только один «автобус» – Verso.

Да, теперь больше нет никаких приставок к названию – в этом Toyota не так и оригинальна. Ведь Ford C-Max в своё время лишился имени Focus, а Renault избавила от двойной «фамилии» Megane Scenic. Теперь это уже раскрученные за счёт популярных семейств гольф-класса компактвэны. Но есть у Verso одно интересное отличие от конкурентов. На это слегка намекает «мордашка» машины. Узнаёте? Новый Avensis!

Сходство не случайно – под кузовом теперь скрывается платформа, которая используется и на Avensis. Конечно, она модернизирована для возможности установки третьего ряда сидений, а колёсная база увеличена до 2780 мм (у Авенсиса она на 8 см короче). Но если сравнить габариты новой модели и прежней Corolla Verso, то разница будет не слишком значительной (+ 8 см в длину, +2 – в ширину, да и база лишь на 3 см больше).

Так что пассажирам жаловаться не придётся – места особенно много на втором ряду. Немало внимания уделили и обзорности, чтобы все обитатели Verso могли наслаждаться видами из окон. А вот места на «галёрке», скорее, условны – взрослые тут поместятся с трудом.

Что уготовано водителю? Ведущий инженер проекта Verso, Масато Кацумата, не уставал повторять – мол, вы ощутите реальное удовольствие от вождения. Японец говорил это с нескрываемым энтузиазмом, так что я ему поверил. Первым мне достался для знакомства Verso с бензиновой «четвёркой» объёмом 1,6 литра и шестиступенчатой «механикой».

На бумаге всё круто. 132 «лошадки» и 160 Н∙м крутящего момента – отличные показатели для мотора такого объёма. Но на самом деле никакого восторга. Несчастный двигатель трудится на каждой передаче до «отсечки», чтобы обеспечить полуторатонному компактвэну заявленный разгон «0-100» на уровне 11,7 секунды. А на горных дорожках стало и вовсе грустно – управляется Verso и правда очень неплохо, но мотора откровенно не хватает.

Главная виновница вялой динамики – коробка передач. Ступени намеренно «растянули», чтобы обеспечить хорошую экономичность и низкие выбросы углекислого газа – это сулит хорошие налоговые льготы в некоторых странах Европы. Вот и приходится постоянно гонять стрелку тахометра. Хорошо хоть, что внутри весьма тихо – «тойотовцы» плодотворно поработали над шумо- и виброизоляцией кузова. Так что назойливый вой в салон практически не проникает.

После такого рандеву с Verso не ожидал я ничего особенного и от модификации с 1,8-литровым двигателем и бесступенчатым вариатором Multidrive S. Конечно – разгон сократился лишь до 11,1 секунды, а максимальная скорость и вовсе не изменилась – всё те же 185 км/ч. Как же я ошибался!

Вариатор – умница! Он настолько здорово разбирается с возможностями мотора (147 сил и 180 Н∙м), что такое перевоплощение Verso просто удивляет. Главное – переключиться в спортивный режим, тогда управляющая электроника КПП не стесняется использовать пониженные «передачи». А ещё лучше – взять управление на себя. В ручном режиме вариатор имеет 7 «фиксированных» ступеней. Вперёд на знакомый серпантин!

Подлетаю к повороту, дважды щёлкаю по удобному подрулевому переключателю, коробка перескакивает на две ступени вниз и под бодрый рык Verso быстро ввинчивается в «шпильку». Класс! Совсем не этого ждёшь от воплощения семейной мечты. Но тем сильнее впечатления.

Система стабилизации работает классно – она не мешает получать эмоции и вступает в работу только тогда, когда они уже начнут зашкаливать. К слову, VSC входит в стандартное оснащение Verso. Нет претензий и к тормозам, которым временами действительно приходилось несладко.

Удобнее Verso с вариатором и в городе – он избавлен от манипуляций не самым внятным сцеплением. А ещё любой из Verso может похвастать хорошей обзорностью – крупные зеркала и большая площадь остекления облегчают движение в толчее Лиссабона. Кстати, машину можно оснастить камерой заднего вида, которая выводит картинку на дисплей в салонном зеркале. Добавить к этому огромную стеклянную крышу и можно принимать солнечные ванны всей семьёй.

Впрочем, «панорамка» актуальна больше для чистой Европы – у нас владельцы машин со стеклянной крышей чаще наблюдают тучи сквозь грязные потёки. Но даже не это расстраивает больше всего в случае с Verso. Нам не достанется дизель! И чёрт с ней, с экономичностью, моторы на «тяжёлом» топливе подкупают другим.

Двухлитровый 126-сильный вариант, в принципе, ничем не примечателен. А вот турбодизель объёмом 2,2 литра – это уже по-взрослому. 150 сил, 340 Н∙м, шестиступенчатый «автомат» – отличное сочетание, если учесть, что «сотню» такой Verso набирает за 10,1 секунды, разгоняется до 195 км/ч и потребляет в городском цикле всего 8,4 литра солярки.

Но это не всё. Лучше всего вписывается в концепцию, созданную Масато Кацумата, форсированный вариант этого мотора. 177 лошадиных сил, 400 «ньютонов» и механическая КПП – вот он рецепт самого «драйверского» Verso. Максимальная скорость – 210 км/ч, а первую сотню стрелка спидометра пролетает за 8,7 секунды. Очень круто для семиместного «сарая»! При этом «городской» расход на целый литр меньше, чем у 150-сильного варианта.

И всё это великолепие до нас не доедет. Почему? Ответы банальны. У нас и дизтопливо явно не соответствует стандартам Евро-5, а и без того небольшой межсервисный интервал (бензиновые моторы надо обслуживать каждые 10 тысяч километров) пришлось бы сократить вдвое. Вряд ли кому-то захочется ездить на сервис каждые два месяца.

А главное – сколько бы у нас продали дизельных Verso? Это в Старом Свете на долю таких машин, по расчётам маркетологов, придётся 55%. В России едва ли разошлась хотя бы сотня за год – дорого. В общем, на наш рынок будут поставляться исключительно бензиновые модификации Verso.

Основными покупателями Toyota видит молодые семьи в диапазоне 25-40 лет. Причём Toyota планирует весьма активно продвигать Verso и увеличить долю этой модели в российском объёме продаж с 0,5 до 2,5 процента. Попробуем посчитать. В прошлом году было продано 923 экземпляра Corolla Verso. А за первое полугодие 2009-го – ещё 513 машин. Сравниваем с общим для Toyota результатом за шесть месяцев (38 015 машин) и получаем 1,34%. И это с уходящей на пенсию моделью.

Забавно, что основными конкурентами называются Volkswagen Touran, Renault Scenic, Mazda5 и Citroen C4 Picasso – их Corolla Verso действительно переплюнула по продажам в первом полугодии 2009-го. Но как быть с Ford C-Max и Opel Zafira? Первый продаётся в 2 раза лучше, а Opel аж втрое! И пусть у Форда нет семиместной версии – ведь Verso тоже можно купить с двумя рядами сидений.

Успех Verso в России в первую очередь будет зависеть от цен, которые пока известны только ориентировочно. Но много ли найдётся желающих купить компактвэн с двигателем 1.6 и «механикой» за 880 тысяч рублей – ожидается, что в момент начала продаж в сентябре Verso будет стоить примерно так? Ведь это почти на сотню дороже Corolla Verso с мотором 1.8. В Toyota уверены, что Verso «пойдёт» и строят амбициозные планы, в открытую называяя её лучшим представителем сегмента C-MPV. Но для многих цена может оказаться важнее удачного компромисса «драйверских» качеств и семейных ценностей.

Технические характеристики Toyota Verso

Текст: Вадим Гагарин
Фото автора и компании Toyota

АЛЬТЕРНАТИВА

Кого называть соперниками компактвэна Toyota Verso? Однообъемники длиной от 4250 мм до 4600 мм и шириной от 1750 мм до 1850 мм. Таковых набирается несколько – подобные автомобили предлагают большинство азиатских и европейских производителей. Что предпочитают россияне? Оценим рыночную статистику 2008 г.


1. Opel Zafira – 9771 проданный автомобиль.
Большое семейство? Выбирайте семиместный Opel Zafira! Основное достоинство компактвэна – патентованная конструкция, которая позволяет просто и быстро сложить сидения. Скучно? Нисколько! Заводной характер машинки впечатлит азартных водителей. Opel Zafira заставляет покупателей задуматься, предлагая 6 двигателей, включая экономичный дизельный 1.9 CDTI и экстремальный бензиновый 2.0 OPC.

Что почем? Наиболее дешевая – Zafira 1.6 МТ Essentia (105 л.с.) – 703 тыс. руб., наиболее дорогая – Zafira 2.0 MТ OPC (240 л.с.) – 1 млн. 113 тыс. руб. Подходящий компромисс – 1,8-литровые экземпляры: от 773 тыс. руб. за авто с «механикой» и от 793 тыс. руб. за авто с «автоматом».
Мы рекомендуем Opel Zafira 1.8 Enjoy (773 тыс. руб.).
Гарантия – 24 месяца без ограничения пробега.


2. Ford C-Max – 5565 проданных автомобилей.

Ford C-Max напоминает обыкновенную легковушку. Причем «легковая» внешность дополнена «легковым» содержанием: фордовский компактвэн довольно динамичен и абсолютно послушен. Но рекомендуем игнорировать автомобили, оснащенные 100-сильным двигателем, который награждает компактвэн характером флегматика.

Ford C-Max предлагает 5 двигателей: 3 бензиновых и 2 дизельных. Причем комплектаций – множество: от простенькой Ambiente (от 795 тыс. руб.) до роскошной Titanium (от 940 тыс. руб.). Золотая середина – комплектация Trend.
Мы рекомендуем Ford C-Max 1.8 Trend (876 тыс. руб.).
Гарантия – 24 месяца или 100 тыс. км.



3. Mazda5 – 2002 проданных автомобиля.
Хотите Mazda6, но приходится перевозить большое семейство? Посмотрите Mazda5 – настоящий представитель поколения «zoom-zoom», который предлагается и в 5-местном, и в 7-местном вариантах. Традиционное достоинство Mazda, азартную управляемость, дополняют отличная пассивная безопасность и широкие возможности трансформации.

Принято считать, что компактвэн Mazda5 несколько дороговат. Но сегодня ценники довольно приемлемы: базовая версия 1.8 MT Family – 745 тыс. руб., топовая версия 2.0 AT Active – 1 млн. 62 тыс. руб.
Мы рекомендуем Mazda5 1.8 Touring (857 тыс. руб.).
Гарантия – 36 месяцев или 100 тыс. км.


4. Renault Scenic – 1542 проданных автомобиля.
Семейство компактвэнов Renault объединяет стандартный 5-местный Scenic и удлиненный 7-местный Grand Scenic. Автомобили отличаются огромным количеством разнообразных ящичков и емкостей. Причем родоначальник компактвэнов, лишенный пассажирских сидений, становится полноценным развозным фургончиком, предоставляя владельцу 2 кубометра полезного пространства.

Для Renault Scenic предлагается всего два бензиновых двигателя либо 1,6-литровый (115 л.с.), либо 2,0-литровый (135 л.с.) двигатель. Начальные комплектации французского однообъемника довольно доступны: Scenic 1.6 МТ Genea – 763 тыс. руб., Grand Scenic 1.6 МТ Autentique – 807 тыс. руб.
Мы рекомендуем Renault Grand Scenic 1.6 Confort (842 тыс. руб.). Причём лучше не тянуть с покупкой – стартовало производство третьего поколения машины, которое к концу года доберётся и до России.
Гарантия – 24 мес. или 100 тыс. км пробега.


5. Volkswagen Touran – 1252 проданных автомобиля.
Солидная внешность, продуманный эргономичный интерьер... Типичный представитель семейства Volkswagen! Отсюда характерная техническая особенность Touran – малокубатурные турбированные двигатели TSI и преселективная трансмиссия DSG. Но основное достоинство компактвэна – потрясающие возможности трансформации.

Volkswagen Touran отличается нескромными ценниками: стартовая комплектация – 798 тыс. руб! Причем упомянутый автомобиль оснащается скромным 1,6-литровым 102-сильным мотором. Экземпляры, оснащенные двигателями TSI и трансмиссиями DSG, несколько дороговаты – 956 тыс. руб.
Мы рекомендуем Volkswagen Touran 1.4 TSI МТ Conceptline (889 тыс. руб.).
Гарантия – 24 мес. без ограничения пробега.


6. Citroen C4 Picasso – 416 проданных автомобилей.

Продавцы предлагают 5-местный C4 Picasso и 7-местный Grand C4 Picasso. Но обладатель привлекательной современной внешности отличился нелюбовью покупателей: и устаревший Citroen Xsara Picasso, и невыразительный Kia Carens продаются намного активнее! Однако в Toyota считают C4 Picasso одним из основных конкурентов, невзирая на лишь 10-е место Citroen C4 Picasso по итогам прошлого года.

Чтобы привлечь внимание российской публики, Citroen переписал ценники: компактвэны подешевели на 70 тыс. руб.
Базовый C4 Picasso 1.6 MT Classique стоит 744 тыс. руб. (раньше – 814 тыс. руб.), базовый Grand C4 Picasso 1.6 MT Classique стоит 789 тыс. руб. (раньше – 859 тыс. руб.).
Мы рекомендуем Citroen C4 Picasso 1.6 MT Classique (744 тыс. руб.).
Гарантия – 24 месяца без ограничения пробега.

Текст: Алексей Кованов
Фото фирм-производителей

Подпишитесь на нас