Материальный ущерб от ДТП в России составляет 200 млрд рублей

Ежегодный материальный ущерб от дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в России составляет 200 млрд руб, и, по оценке специалистов, данные потери в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев.

Эти данные приведены в материалах Министерства транспорта РФ (Минтранс), обсудившего состояние вопроса с обеспечением безопасности дорожного движения при перевозках пассажиров автомобильным транспортом в РФ.

Руководитель департамента автомобильного транспорта Минтранса Анатолий Пинсон отметил, что ситуация с обеспечением безопасности дорожного движения в стране с 2001 г стала резко ухудшаться и на сегодняшний день является критической. По его мнению, это связано с увеличившейся диспропорцией между приростом автомобильного парка и развитием улично-дорожной сети, с критическим уровнем изношенности автотранспортных средств и вовлечением в транспортный процесс большого числа субъектов малого предпринимательства.

В 2001 г совершено свыше 164 тыс ДТП, в результате которых погибло 30,9 тыс и ранено около 188 тыс граждан. В первом полугодии 2002 г количество ДТП возросло на 16,5 проц, раненых - на 18,3 проц, погибших - на 13 проц. Число аварий, совершенных водителями в нетрезвом состоянии увеличилось на 14,6 проц.

По словам А.Пинсона, особое беспокойство вызывает состояние дел с аварийностью на пассажирском автомобильном транспорте, которая по удельным показателям вдвое превышает уровень на грузовом и в полтора раза на легковом автотранспорте. Четвертый год подряд растет число ДТП по вине водителей автобусов. Всего в 2001 г таких ДТП совершено 8,987 тыс. За первое полугодие 2002 г допущен рост аварийности в 49 субъектах РФ. Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в Смоленской, Липецкой, Саратовской, Сахалинской областях, Алтайском крае, республиках Адыгея, Тыва, г Москве.

Причиной роста ДТП А.Пинсон также считает отмену двух нормативных документов. В частности, новым федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" отменено лицензирование перевозок пассажиров, осуществляемых для обеспечения собственных нужд предприятий или предпринимателей, а также ремонта и технического обслуживания автомобилей. Эти изменения вывели из повседневного контроля, отслеживания и анализа состояния безопасности дорожного движения около 160 тыс автобусов, владельцы которых ранее имели лицензию.

Кроме того, постановлением правительства от 29 апреля 2002 г N287 (несмотря на возражения Минтранса) услуги пассажирских перевозок исключены из перечня услуг, подлежащих обязательной сертификации. По мнению специалистов Минтранса, это, в одной стороны, влечет упрощение процедуры допуска на транспортный рынок, а, с другой, повышает вероятность появления на нем неподготовленных и потенциально опасных перевозчиков.

В связи с этим, Минтранс считает необходимым внести изменения в законодательство о лицензировании либо подготовить новые нетрадиционные механизмы, обеспечивающие контроль выполнения владельцами автобусов требований по обеспечению безопасности дорожного движения. В частности, Минтранс предлагает ввести "свидетельство эксплуатанта" на право осуществления пассажирских перевозок.

А.Пинсон отметил, что до сих пор в стране не сформирована единая система по управлению безопасностью дорожного движения и не определен "головной координирующий орган". В связи с этим он считает, что необходимо внести целый ряд уточнений в закон о безопасности дорожного движения. Также должны быть подготовлены поправки в федеральный закон "Об образовании", учитывающие специфику подготовки водителей автотранспортных средств, относящихся к категории особо опасных профессий, считает он.

А.Пинсон сообщил, что состояние безопасности дорожного движения будет рассмотрено 5 августа на заседании правительственной комиссии по безопасности дорожного движения.