Гран-При Испании: дубль Brawn GP

После бурного начала сезона, когда за месяц прошло аж четыре Гран-При, Формула-1 вернулась в Старый Свет – европейскую часть чемпионата открывала гонка в Испании на хорошо изученном всеми командами автодроме Каталунья-Монтмело

После бурного начала сезона, когда за месяц прошло аж четыре Гран-При, Формула-1 вернулась в Старый Свет – европейскую часть чемпионата открывала гонка в Испании на хорошо изученном всеми командами автодроме Каталунья-Монтмело. Гонка, которая должна была дать ответы на множество вопросов. И в первую очередь всех интересовало, продолжится ли победная серия Brawn GP или многочисленные обновления у конкурентов помогут им в борьбе с подопечными Росса Брауна.

content image for: 28664

Обновления, кстати, оказались довольно серьёзными. Так, например, Ferrari привезла в Испанию новую версию болида – F60B, которая не только обладала двойным диффузором, но и скинула 15 кг массы. Большие ставки делали и в BMW Sauber – модернизированная аэродинамика должна была помочь Нику Хайдфельду и Роберту Кубице избежать бахрейнского провала.

content image for: 28664

Досталось с «барского стола» и аутсайдерам – Toro Rosso получила пакет обновлений от Red Bull, которые у старшей команды Дитера Матешитца появились ещё в первой гонке сезона в Мельбурне. А болиды Force India наконец-то обзавелись передним антикрылом с регулируемыми плоскостями.

content image for: 28664

Впрочем, все ухищрения команд в пятницу выглядели напрасными. Протокол первой части свободных заездов возглавил Дженсон Баттон, а вторая сессия осталась за пилотами Williams – в который раз Нико Росберг снова стал «чемпионом пятницы». Однако на следующий день по итогам практики впервые в этом сезоне первенствовал Фелипе Масса – гонщики Ferrari, как и в Малайзии, застолбили за собой лидирующие позиции.

content image for: 28664

Но в квалификации всё вернулось на круги своя. На последнем ряду – вновь Force India в полном составе. А чуть выше расположился Себастьен Бурдэ (Toro Rosso) и из рук вон плохо начавший сезон Хейкки Ковалайнен из McLaren, к чему мы, впрочем, уже привыкли. Главной сенсацией стало 16-е место... Кими Райкконена! Невероятно, но в Феррари вновь повторили малайзийскую ошибку и сочли время финна достаточно хорошим, чтобы не выезжать на решающую попытку. На Сепанге соперники в итоге отодвинули Массу, а в Испании жертвой тактического недоразумения стал Райкконен.

content image for: 28664

Не самым удачным образом прошла квалификация и у действующего чемпиона – Льюис Хэмилтон оказался лишь 14-м и довольно скептически отзывался о шансах на гонку. А за честь Ferrari отдувался Фелипе Масса, который застолбил в итоге четвёртую стартовую позицию – это лучший результат бразильца в этом сезоне. Зато за поул-позишн развернулась настоящая борьба, по которой так ностальгируют болельщики, в чьей памяти до сих пор остались воспоминания о субботних баталиях в Формуле-1 90-х.

content image for: 28664

Сначала на первой строчке расположился Рубенс Баррикелло и, казалось, никто не сдвинет с поула ветерана из Brawn GP. Но не прошло и минуты, как реактивный Себастьян Феттель феноменально провёл свой Red Bull по трассе и оказался на 0,102 секунды быстрее бразильца. Радость в команде длилась недолго. Дженсон Баттон, который ушёл на свой финальный круг лишь за 2 секунды до «клетчатого флага», поставил красивую точку и в третий раз в пяти гонках сезона стал обладателем лучшей стартовой позиции!

content image for: 28664

Впрочем, на пресс-конференции тройку лидеров больше всего интересовали не столько разборки между собой, сколько Фелипе Масса. Ведь из четырёх болидов, оснащённых системой KERS (две Ferrari и два McLaren), только Массе удалось забраться так высоко. Кроме того, у бразильца оказалась ещё и самая тяжёлая машина из первой четвёрки. Поэтому и Баттон, и Феттель, и Баррикелло выглядели довольно озадаченными этим фактом. Мало того, что Масса обладал преимуществами KERS на старте, так ещё и мог «пересидеть» их на трассе.

content image for: 28664

Но прогнозы сбылись лишь отчасти. Масса сумел обойти на старте только Феттеля, а в лидеры вышел и вовсе Баррикелло! А первая связка поворотов стала ареной эффектного завала – Ярно Трулли уворачивался от Нико Росберга и Тойоту итальянца занесло. Машина оказалась поперёк трассы ровно в тот момент, когда на неё возвращался Адриан Сутил, совершивший экскурсию в гравий. А за их спинами произошёл курьёз между гонщиками Toro Rosso – Бурдэ не ожидал резкого торможения своего напарника, который пытался уйти от столкновения с Трулли, и на полном ходу протаранил болид Буэми.

content image for: 28664

В результате – четыре разбитых машины и сэйфти-кар на трассе. Рестарт на пятом круге ничего в расстановке пилотов не изменил. На восьмом круге из-за проблем с коробкой передач прекратил борьбу Ковалайнен, а буквально перед первой волной дозаправок сошёл Кими Райкконен – финн вышел уже на десятую позицию и активно «прессовал» Ника Хайдфельда. Но в итоге ему не удалось выйти вперёд – на Ferrari отказала гидравлическая система.

content image for: 28664

А первыми в боксы отправились Алонсо и Баттон. Кругом спустя аналогичную процедуру выполнили Баррикелло и Уэббер. Но каким же было всеобщее удивление, когда чуть позже на дозаправку свернул не только Феттель, но и Масса! Видимо, на машине бразильца возникла проблема с повышенным расходом топлива, и ему не удалось остаться на трассе ещё на несколько кругов.

content image for: 28664

На этом неприятности у двух бразильцев не закончились. Баррикелло уже на 31-м круге пошёл на второй пит-стоп и позже с удивлением узнал от своего гоночного инженера, что Баттона команда перевела на тактику 2 дозаправок вместо трёх планируемых изначально. В результате Дженсон вышел в лидеры, а Масса и Феттель вошли в первую тройку. Ferrari вполне могла побороться если не за победу, то хотя бы за второе место, но «красные» снова столкнулись с проблемами.

content image for: 28664

Вторая остановка Массы и Феттеля вновь прошла синхронно и обоих в боксах обули в жёсткую резину. Казалось бы, вполне логичный ход – абсолютно все оставили состав Hard на последний отрезок. Но за несколько кругов на тяжёлой машине и жёстких покрышках Фелипе и Себастьян потеряли настолько много времени, что после своих финальных дозаправок вперёд вышел не только Баррикелло, но и Уэббер, который почти всю гонку спокойно шёл на пятой позиции!

content image for: 28664

Как выяснилось позже, ещё на первом пит-стопе у Массы возникла проблема с заправочной машиной и в баки попало меньше топлива, чем планировалось. Из-за этого увеличился финальный отрезок. Но беда не приходит одна. Стратеги Ferrari подчистую «слили» начало сезона и испанский этап, увы, не стал исключением. За несколько кругов до финиша, когда Масса усиленно оборонял свою четвёртую позицию от атак Феттеля, выяснилось, что бензина бразильцу может не хватить до финиша!

content image for: 28664

В итоге несчастный Масса был вынужден настолько сбросить скорость, что пропустил не только Феттеля, но и на последнем круге расстался и с пятым местом – Алонсо, который отставал было аж на 16 секунд, в итоге обошёл Фелипе. И если бы гонка длилась на круг больше, то аналогичный манёвр совершил бы даже Хайдфельд. А тем временем Баттон и Баррикелло вновь оформили победный дубль – на счету британца четыре победы в пяти прошедших этапах!

content image for: 28664

Так что Баттон ещё более упрочил лидерство в чемпионате, а запас очков у Brawn GP почти вдвое превосходит «копилку» Red Bull – 68 против 38,5. А вот на счету привычных лидеров последних лет – McLaren, Renault, BMW Sauber и Ferrari лишь 13, 9 и по 6 соответственно. И, несмотря на удачную модификацию Ferrari F60B в Маранелло, похоже, примут решение махнуть рукой на самый провальный сезон для Скудерии за прошедшие пару десятков лет. Никакая скорость машины не сможет компенсировать постоянные тактические ошибки.

content image for: 28664

И хотя в Brawn GP уже выражают обеспокоенность недостатком ресурсов для дальнейшего развития машины, результаты первой части чемпионата говорят сами за себя. Да, заводские команды сейчас прогрессируют, но пока они будут методично откусывать очки друг у друга, поднимаясь ближе к вершине, о погоне за Brawn GP можно забыть. А через две недели состоится легендарный Гран-При Монако.

content image for: 28664

Что мы там увидим? Повторение Дженсоном Баттоном успеха Дэймона Хилла, который до сих пор является действующим обладателем рекордных трёх побед подряд среди британских пилотов? Или кто-то из «окрылённых» успехом Red Bull - Феттель или Уэббер - получит престижный трофей? А, может, в борьбу за самый «гламурный» Гран-При наконец-то включатся старожилы Формулы-1? Так или иначе, но гонка в Монако обязательно будет насыщена множеством интересных событий. Не пропустите!

Результаты Гран-При Испании-2009

Лучший круг: Р.Баррикелло (Brawn GP) - 1:22.762

Положение в чемпионате: Личный зачет

Положение в чемпионате: Кубок Конструкторов