Стартует 60-й сезон Формулы-1. Каким он будет?

Буквально завтра над автодромом «Альберт-Парк» в Мельбурне вновь взревут формульные моторы – после долгого межсезонья Австралия готовится встречать первый этап юбилейного 60-го сезона Формулы-1.

Буквально завтра над автодромом «Альберт-Парк» в Мельбурне вновь взревут формульные моторы – после долгого межсезонья Австралия готовится встречать первый этап юбилейного 60-го сезона Формулы-1. И он обещает быть не менее интересным и захватывающим, чем несколько предыдущих чемпионатов.

Главное изменение – это впечатляющее вмешательство в технический регламент. Так сильно «королевские гонки» не менялись уже больше 10 лет. Ключевые аспекты – пресловутое сокращение расходов, особенно актуальное в сложившейся сейчас экономической ситуации, и, конечно же, повышение числа обгонов и зрелищности Формулы-1.

Самая приятная новость – возвращение сликов, то есть гоночной резины без рисунка протектора. После десяти сезонов мучений на шинах с канавками пилоты, наконец-то, получают резину, к которой привыкли в остальных чемпионатах. При этом в правила внесли любопытный пункт – как и прежде, на каждом из этапов можно выбирать между двумя типами «сухих» шин, отличающихся жёсткостью.

Но теперь выбор серьёзно осложнится, ибо доступны будут не «соседние» варианты вроде Hard и Medium, а через один – Hard и Soft. По замыслу FIA, это должно внести дополнительную интригу. Впрочем, как и раньше, более мягкие покрышки получат видимые пометки.

Радикально изменилась аэродинамика болидов. Вероятно, это облегчит гонщикам обгоны, но на внешний вид машин повлияло крайне отрицательно – после шедевральных и причудливых форм на трассу выйдет нечто среднее между газонокосилками и зерноуборочными комбайнами. Некоторые уже успели окрестить Ф1 образца 2009 года «парадом уродов».

Увы, в рамках нынешнего регламента инженеры не смогли создать хотя бы подобие прежних красавцев. Болиды лишились всех дополнительных аэродинамических элементов вроде боковых дефлекторов – остались только переднее и заднее антикрылья, которые изменили до неузнаваемости.

Переднее антикрыло уменьшилось по высоте вдвое (75 мм против 150) и растянулось ровно до ширины машины (с 1400 мм до 1800). Это не только испортило внешний вид, но и вызывает серьёзные опасения пилотов – выросшие габариты спойлера сильно осложнят плотную борьбу на трассе. А если он отвалится в скоростном повороте, то может привести и к плачевным последствиям.

content image for: 28337

Интересно, что на переднем антикрыле появились активные секции, которыми может управлять пилот. Это позволяет увеличить прижимную силу по мере необходимости, но допускается использование системы не чаще 2 раз за круг. Сзади к болиду также прилепили несуразную этажерку – крыло сузили и сделали выше, теперь оно сравнялось по высоте с кожухом двигателя. Помимо этого, изменился диффузор.

content image for: 28337
content image for: 28337

С моторами на этот раз никаких критичных действий не проводили – регламент на двигатели «заморожен» ещё с прошлого года. Лишь Renault с согласия остальных команд разрешили немного доработать мотор. Кроме того, предельное число оборотов снизили с 19 до 18 тысяч, а каждый пилот имеет право использовать лишь 8 агрегатов за сезон. В противном случае ему грозит традиционный штраф – потеря 10 мест на старте.

content image for: 28337

Самое главное в моторном отсеке – система рекуперации кинетической энергии (KERS). KERS аккумулирует энергию при торможении, и в случае необходимости (например, для обгона) гонщик может нажатием кнопки активировать систему, получив примерно 80 дополнительных «лошадей» на протяжении нескольких секунд. Допускается использование KERS лишь один раз на круге.

Новый регламент породил много проблем у команд в ходе предсезонных тестов и немалая их доля приходилась именно на KERS. Некоторые из них даже отказались от использования KERS в первых этапах чемпионата. А исправить какие-либо допущенные ошибки будет нынче очень непросто – FIA ввела запрет на проведение испытаний в ходе чемпионата. Будут разрешены лишь десять сессий для проверки аэродинамических решений на прямых или участках с постоянной кривизной, одобренных Федерацией. Так что теперь зрителям по пятницам скучать не придётся – команды будут обкатывать новинки именно в ходе гоночных уик-эндов.
Коснулись изменения и непосредственно процесса гонки. Теперь FIA после квалификации будет публиковать результаты взвешивания машин, что позволит предположить, кто и когда поедет на первый пит-стоп. При этом скорость на пит-лейн в ходе гонки увеличена до 100 км/ч (но остаётся на усмотрение технического делегата FIA и может быть снижена в условиях, например, дождевых гонок). А если на трассу выходит машина безопасности, то ехать в боксы разрешается строго с определённой скоростью. Иначе штраф.

Ну и, наконец, порадовало свежее известие от FIA, которое гласит о сохранении системы начисления очков и определения победителя чемпионата. Недавно Федерация объявила о том, что чемпионом станет тот, кто одержит больше всего побед. Это вызвало справедливый гнев команд и болельщиков, и в результате FIA отложила это нововведение, отправив документ на доработку.

На этом фоне невероятно стабильным оказался рынок пилотов – свои составы сохранили практически все команды. Лишь два коллектива – Red Bull и их «младшая сестра» Toro Rosso – отметились переменами. Из Red Bull ушёл ветеран Дэвид Култхард, покинувший Формулу-1, а его место занял вундеркинд Себастьян Феттель. Забавно, что освободившуюся вакансию в Toro Rosso занял... Себастьен Буэми. Впрочем, об этом по порядку.

1. Vodafone McLaren Mercedes
Пилоты: Льюис Хэмилтон и Хейкки Ковалайнен

content image for: 28337

В McLaren вновь вернулась чемпионская «единичка» - успех Мики Хаккинена в 1999-м смог-таки повторить один из самых невероятных дебютантов Формулы-1 Льюис Хэмилтон, в феерическом бразильском прошлогоднем финале выхвативший-таки титул у Фелипе Массы. Однако перед стартом нового сезона оптимизмом в McLaren не пахнет.

Во-первых, с поста, казалось бы, бессменного лидера McLaren ушёл Рон Деннис – настоящая личность и один из самых авторитетных старожил Формулы-1, никогда не боявшийся идти наперекор FIA. Его место занял Мартин Уитмарш, но сможет ли он такой же железной хваткой вести McLaren весь сезон?

Во-вторых, новый болид MP4-24 серьёзно уступает соперникам на тестах. Настолько серьёзно, что по паддоку покатились слухи о намеренных действиях команды – мол, держат в тайне свою реальную скорость. Блефует ли McLaren или у инженерного штаба действительно возникли непреодолимые проблемы, узнаем уже в выходные.

2. Scuderia Ferrari Marlboro
Пилоты: Фелипе Масса и Кими Райкконен

content image for: 28337

В прошлом году Фелипе Масса едва не повторил подвиг своего напарника, который также в Бразилии, но в 2007 году, стал-таки чемпионом мира, обыграв тогдашнего новичка Льюиса Хэмилтона. Фелипе сделал всё, что мог в прошлогоднем финале, но на финише ему не хватило лишь одного очка.

Так что цели Скудерии на этот сезон понятны – вернуть себе корону в личном зачёте (Кубок Конструкторов давно уже закрепился за Ferrari). И, хотя в ходе тестов алые болиды не слишком-то и блистали, McLaren они обыгрывали одной левой.

Но здесь, как и в McLaren, командой «рулит» молодой специалист – Стефано Доменикале, который после ухода Жана Тодта с поста руководителя допустил в Ferrari традиционную итальянскую «разболтанность». Ведь в потере титула винить Ferrari стоит прежде всего себя – чего стоил тот инцидент с оторванным шлангом в Сингапуре! А ведь Масса тогда лишился фактически гарантированной победы. Сумеет ли Доминикале исключить «детские ошибки» в сезоне-2009?

3. BMW Sauber F1 Team
Пилоты: Роберт Кубица и Ник Хайдфельд

content image for: 28337

Немецко-швейцарский коллектив набирает обороты – в прошлом году «бело-синие» даже вмешались было в спор за чемпионский титул. Однако тогда руководство BMW Sauber не захотело бросить все силы на сезон-2008, хотя Роберт Кубица, поймавший кураж, уверял боссов команды о необходимости продолжения борьбы.

Но нет сомнений – BMW Sauber попытается в этом году навязать куда более жёсткое соперничество двум топ-командам. Коллектив мотивирован как никогда – все горят повторить прошлогодние успехи и, чем чёрт не шутит, замахнуться на чемпионскую корону. Во всяком случае, и Роберт Кубица хочет продемонстрировать всё, на что способен, а в случае с Ником Хайдфельдом это и вовсе необходимо – немолодой немец не без труда остался в составе BMW Sauber и должен оправдать доверие.

4. ING Renault F1 Team
Пилоты: Фернандо Алонсо и Нельсиньо Пике

content image for: 28337

Перед Renault в этом сезоне стоит непростая задача – великолепная концовка прошлогоднего чемпионата вселила уверенность, что французская команда снова на подъёме. Но все уже хорошо знают характер Фернандо Алонсо – испанский чемпион в случае возникновения каких-либо трудностей может запросто вильнуть хвостом и уйти в другое место.

Впрочем, сейчас в Renault постараются сделать всё для испанца, ведь именно благодаря невероятным победам Алонсо прошлый сезон закончился для команды на 4-м месте, в то время как его неопытный напарник слишком часто ошибался и был, в общем-то, не слишком полезен.

Ситуация осложняется и тем, что ещё до начала сезона банк ING объявил об уходе с позиции титульного спонсора Renault F1 Team по окончании 2009 года. Так что этот год особенно важен – ведь крупного инвестора не найти без побед.

5. Panasonic Toyota Racing
Пилоты: Ярно Трулли и Тимо Глок

content image for: 28337

Toyota продолжает топтаться на месте. Мозги инженеров и конструкторов и огромный бюджет без вести пропадают в катакомбах бюрократического аппарата японского гиганта. С момента дебюта в 2002 году Toyota до сих пор не одержала ни одной победы в Формуле-1!

Этот год должен стать для Toyota ключевым. Крупнейший автопроизводитель мира, располагающий фантастическими ресурсами, должен обеспечить команде оперативное управление, без которого невозможно прогрессировать в ходе сезона.

На сей раз в помощь пилотам будет и новая машина, которая очень неплохо смотрится на тестах. Но не станет ли проблемой введение KERS, ведь у Toyota эта система до сих пор находится в «сыром» виде?

6. Scuderia Toro Rosso
Пилоты: Себастьен Бурдэ и Себастьен Буэми

content image for: 28337

Коллектив Toro Rosso упрекнуть не в чем – в прошлом сезоне команда обогнала даже «материнскую» Red Bull. И основным творцом хорошего результата стал Себастьян Феттель, который одержал в Гран-При Италии первую победу. Правда, Феттель ушёл на «повышение» в Red Bull, а взамен него пригласили единственного дебютанта этого сезона – швейцарца Себастьена Буэми.

Как проявит себя Буэми – пока неизвестно. Равно как и неизвестно то, сможет ли набрать форму другой «Себ» - Бурдэ, который в прошлом сезоне выступал не очень стабильно. От усилий Бурдэ и Буэми зависит многое. Ведь владелец Red Bull, Дитрих Матешитц, неоднократно заявлял, что содержать две команды нынче накладно, и Toro Rosso будет выставлена на продажу. А как можно выгодно продать то, что плетётся в последних рядах?

7. Red Bull Racing
Пилоты: Марк Уэббер и Себастьян Феттель

content image for: 28337

Red Bull в прошлом году получил по носу от собственной «дочки», несмотря даже на мощный состав пилотов. Ни ветеран Дэвид Култхард, ни опытный Марк Уэббер не смогли не только побороться за места в четвёрке сильнейших, но и пропустили вперёд Toro Rosso. Правда, частенько их подводила и не слишком надёжная техника.

В этом году дела Red Bull могут пойти на поправку. Приход Феттеля наверняка воодушевит коллектив, а доработанный мотор Renault стал мощнее. Интересными решениями щеголяет и новый болид RB5 – техническому директору команды Эдриану Ньюи всегда удавалось с блеском выйти при радикальной смене регламента. Вспомнить хотя бы McLaren образца 1998 года, который в первых гонках не оставлял соперникам ни единого шанса. Продолжит ли традицию RB5?

8. AT&T Williams F1
Пилоты: Нико Росберг и Казуки Накаджима

content image for: 28337

Команде Williams, которая блистала в 90-х годах, нынче похвастать особо и нечем. Тяжело сейчас бороться «частникам» с огромными автомобильными корпорациями. Но в Williams продолжают работу.

Новая машина быстра на тестах, а состав пилотов оставили без изменений. Правда, если для Казуки Накаджимы место в Williams – это, скорее, успех, то Нико Росберг может и навострить лыжи в более достойное себя место. Тут всё будет зависить, насколько успешным окажется новый болид именно в гонках.

9. Force India F1
Пилоты: Джанкарло Физикелла и Адриан Сутил

content image for: 28337

В Force India решились на радикальные меры. После провального прошлого сезона команда рассталась с Марком Гаскойном и Колином Коллесом, а место двигателя Ferrari занял силовой агрегат Mercedes – причём это не только мотор, но и коробка передач, и даже KERS.

Впрочем, Force India может позволить себе такие эксперименты и перемены. Хуже, чем в прошлом году, они уже всё равно не выступят. Но этот сезон будет в любом случае важным. Если всё это не сработает, то команда, которая постоянно меняет владельцев, может быть выставлена на продажу в очередной раз.

10. Brawn GP
Пилоты: Дженсон Баттон и Рубенс Баррикелло

content image for: 28337

И это, пожалуй, главный сюрприз! Десятой команде Формулы-1 суждено присутствовать на старте сезона-2009. Новым владельцем Honda F1 стал Росс Браун – глава бывшей заводской команды японского производителя, который ещё ранее был одним из творцов 7 титулов Михаэля Шумахера.

Состав команды, которая сменила имя на Brawn GP, остался без изменений – сейчас в коллективе не до обучения новичков, поэтому опыт Рубенса Баррикелло и амбиции Дженсона Баттона понадобятся как никогда.

Удивляет новая машина Brawn GP, которая существенно быстрее всех остальных на тестах. Подтвердится ли такая скорость в ходе реальных гонок – это выяснится быстро. Впрочем, свою главную победу команда уже одержала – она выйдет-таки на старт австралийского этапа.

Календарь сезона-2009
29 марта – Гран-При Австралии (Мельбурн)
5 апреля – Гран-При Малайзии (Сепанг)
19 апреля – Гран-При Китая (Шанхай)
26 апреля – Гран-При Бахрейна (Сахир)
10 мая – Гран-При Испании (Барселона)
24 мая – Гран-При Монако (Монте-Карло)
7 июня – Гран-При Турции (Стамбул)
21 июня – Гран-При Великобритании (Сильверстоун)
12 июля – Гран-При Германии (Нюрбургринг)
26 июля – Гран-При Венгрии (Будапешт)
23 августа – Гран-При Европы (Валенсия)
30 августа – Гран-При Бельгии (Спа)
13 сентября – Гран-При Италии (Монца)
27 сентября – Гран-При Сингапура (Сингапур)
4 октября – Гран-При Японии (Сузука)
18 октября – Гран-При Бразилии (Сан-Паулу)
1 ноября – Гран-При Абу Даби (Яс Марина)

Вадим Гагарин
Фото: F1-Live.com