Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
24 марта 2008 21:48, Новости

Принципы экспедиционного тюнинга

Горы ошибок не прощают. Равно как пустыни, тундры, леса и степи. Поэтому в подготовке внедорожника для дальних путешествий нет мелочей. Но есть нюансы. Что брать за основу экспедиционного автомобиля – вопрос почти религиозный
10 декабря
Volkswagen Polo 1.6 AT
Комфорт приемлем, но холодная (салон)
3.3
10 декабря
Mitsubishi ASX 1.6 2WD MT
Отличный автомобиль! Молодцы японцы!
4.7
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей

Фото: Журнал 4х4

Горы ошибок не прощают. Равно как пустыни, тундры, леса и степи. Поэтому в подготовке внедорожника для дальних путешествий нет мелочей. Но есть нюансы. Что брать за основу экспедиционного автомобиля – вопрос почти религиозный.

Кто-то делает ставку на Land Cruiser, а кому-то больше по душе Land Rover Defender 110. Впрочем, в данном случае речь пойдет, в основном, про общие принципы экспедиционного тюнинга на примере машины известного путешественника Павла Разина. Его рассказ записал Алексей Чуприков.

На первый взгляд наш автомобиль кажется не так уж сильно подготовленным. Усиленный бампер с площадкой под лебедку похож на штатный, «кенгурятник» тоже неброский. Кстати, он нам не раз пригождался – например, в норвежской тундре. Отдельные особи и целые стада оленей мигрируют по дорогам без всякого понятия о правилах движения. То же в Исландии и на Фарерских островах – только там опасность представляют овцы, которые передвигаются почему-то исключительно по трое.

Для лета на машине стоят BF Goodrich А/Т почти стандартного размера – 31.8 дюйма. Они прошли 110 тысяч самых непростых дорог и все еще годны к эксплуатации. Возможно, это потому, что колеса ставились в Финляндии, а к нам приезжает какая-то другая резина. По моему опыту именно покрышки класса А/Т (All Terrain) – то, что надо для дальних перегонов по любой поверхности, от асфальта до пустыни и каменистых лавовых полей. А на мягких грунтах хорошо помогает решительное стравливание давления в шинах. Серьезных засад в экспедициях бывает не так много, и для борьбы с ними достаточно надежной лебедки и хорошего удлинителя, лучше двух.

КСТАТИ, ПРО КОЛЕСА
А вот диски на машине нештатные, сечение – толще обычного миллиметра на три. В сочетании с усиленной подвеской они очень помогают сохранить способность к передвижению даже после попадания в серьезные выбоины.

Легко заметить, что на нашем автомобиле две запаски. Обычно всех интересует, не мешает ли колесо на капоте. Отвечаю: обзорность – дело привычки. Между тем лишняя запаска на экспедиционнике необходима. Покрышки рвутся, режутся, а цивилизация не всегда оказывается рядом. А коли так, то куда девать второе колесо? В машине места нет, на багажнике тоже тесно, да и лишний вес на крыше не добавляет устойчивости на плохих дорогах. Так что вторую запаску – только на капот.

Еще надо отметить, что и в летней, и в зимней резине (последняя – Hakkapeliitta 2, шипованная) стоят камеры: срезание сосков на накачанной резине нам не грозит, а ремонтопригодность и надежность сильно повышаются! Особенно актуально это зимой, в морозы ниже минус 47 °С. В Якутии достаточно остановиться вздремнуть часок-другой – и баллоны превращаются в треугольники. Чтобы их не повредить, надо километров пять ехать очень медленно. А если резина бескамерная, то между ней и ободом тут же образуется зазор. Сколько людей погибло вот так, из-за спустивших разом всех четырех колес... Накачать их при такой температуре нереально.

ЛЕС И ФАРЫ
На ксеноне, имплантированном в танковые фары, мы остановились, потому что четыре года назад это был самый бюджетный вариант. Мало того, он оказался очень достойным по характеристикам – не хуже импортных аналогов. К тому же корпусы фар крепкие и влагонепроницаемые.

Защиту фар не стали делать, поскольку далеко не вся наша планета покрыта лесами. Россия – это скорее исключение. Ну, еще много лесов в Бразилии. Когда туда поедем, тогда и о защите позаботимся.

Кстати, знаете, зачем столько света? По зимникам ездят главным образом ночью, когда свет фар позволяет разглядеть колею. Днем она абсолютно не видна, а малейшее отклонение от накатанного полотна грозит сваливанием в сугроб, куда не рискует заезжать даже трактор К-701, который этот зимник и расчищает.

БАГАЖНИК И КРАСОТА
Багажник на крыше в дальней дороге совершенно необходим. У него только два недостатка – вес и парусность, повышающая расход топлива. Хотя в местах, где заправки редки, сильно не разгонишься и сопротивление воздуха не так критично.

На багажник отправляется все легкое, но объемное и не входящее в число предметов первой необходимости. В зимних экспедициях это громоздкая супертеплая верхняя одежда и обувь, которая нужна только в экстремальных ситуациях. А также большие, но легкие запчасти, вроде фильтров, войлочного и брезентового утеплителя двигателя, канистры с маслом, кухонная утварь и не боящаяся мороза еда, вроде пельменей, замороженных блинчиков и рыбы, купленной у малых народов Севера.

Ну и, естественно, только на багажник можно поставить четыре канистры... Держатель для них – предмет особой гордости. Самозатягивающиеся стропы на серьезной дороге и высоких широтах не годятся – разбалтываются и требуют постоянного внимания. Кроме того, ослабить/затянуть эти стропы и снять/поставить канистры на 50-градусном морозе и ветре очень непросто. Поэтому канистры фиксируются болтами, которые всегда отворачиваются и заворачиваются без проблем.

На багажнике помещается и жесткая сцепка, годная хоть под камазовский фаркоп. Буксирная стропа в мороз – вещь бесполезная. Если двигатель не работает, а на улице минус 60 °С, толку от нее нет. Руль не провернешь, тормоза не работают, в салоне холодно, и окна быстро запотевают/замерзают.

Кстати, багажник – отличная смотровая площадка в пустыне или степи. Именно с этой самой высокой точки на многие километры мы обнаружили в бинокль в Кызылкумах пару древних крепостей на горизонте! (См. 4x4 Club № 8’2007.)

УСИЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ
Из внешних доработок стоит отметить силовые пороги и перемещение заднего запасного колеса с двери на мощную «калитку». Естественно, установлены защита рулевых тяг и защита редуктора переднего моста. Однажды ночью под Нарьян-Маром «поймали» здоровенный камень. Удар был такой силы, что даже осматривать машину на предмет повреждений как-то не хотелось. А на самом деле ничего не случилось – сработала защита! Кстати, передняя рулевая тяга на машине усиленная.

Были заменены и межколесные дифференциалы – те, что установлены сейчас, не только блокируются, но и выгодно отличаются от штатных в смысле прочности. Кстати, блокировки помогают преодолевать препятствия и повышают надежность машины. Прошлой зимой на БАМе срезало фланец задней полуоси. До Якутска, куда его должны были привезти, было еще 3 тысячи километров. На одном переднем мосту не проедешь. Скорее всего не выдержала бы раздаточная коробка. Или карданный вал. Но мы заблокировали задний дифференциал и на трех колесах прошли по всему западному БАМу и знаменитой трассе «Лена» – одной из самых жутких дорог планеты. Справедливости ради надо признать, что на морозе блокировки включаются неохотно. Да и трубки пневмоприводов – не очень надежный узел...

ГЛАВНОЕ – НАДЕЖНОСТЬ
Вообще надежность – главное качество экспедиционного автомобиля. Например, небольшие колеса оставлены именно из-за этого. А вот установка центрального замка и электроприводов стекол была ошибкой. Однажды штурман открыл окошко, выбросил окурок, а закрыть не смог. Казалось бы, мелочь, а сколько радости было для экипажа той полярной ночью в тундре.

Используем только кислотные аккумуляторы. Ведь разряженная гелевая батарея при «прикуривании» не пересылает энергию на стартер, а берет все на собственную зарядку. Автомобиль не заводится.

Амортизаторы используем стандартные. Работают неплохо, стоят меньше усиленных, а менять все равно после каждой экспедиции и те, и другие.

Навигационный компьютер у нас тоже непривычный. Это обычный системный блок и 17-дюймовый монитор с простой клавиатурой и оптической мышкой. Винчестер на 200 Гб подвешен на резинках – вот, собственно, и все переделки. А в запасе еще три жестких диска со всеми данными – поменять замерзший или глюкнувший труда не составляет.

БОРЬБА ЗА ТЕПЛО
Всякий Defender нуждается в дополнительной печке... Это, к сожалению, неоспоримо. На моем автомобиле их три. Одна – предпусковой подогреватель двигателя, она же догреватель его на очень сильном морозе. Другая – автономный отопитель салона. На самом лютом морозе можно спать раздетым при выключенном двигателе.Испытано на льду Ледовитого океана в Новый, 2006 год. А третий отопитель – резервный.

Нужен и автономный бак для отопителей в салоне. Даже если солярка в баке замерзнет, то, пока не умер аккумулятор (а он протянет долго), будет тепло.

Совет всем, кто собирается в Заполярье: установщики делают забор воздуха извне. И обогреватели вырубаются уже на минус 40 °С. Забор воздуха для них должен быть из салона.

Кроме того, необходимо сделать обогрев всей топливной магистрали. Причем желательно, чтобы провода к ней шли в матерчатой оплетке, не боящейся мороза.

ОСТАНОВИТЕ «ШМУРДЯК»
Предмет нашей особой гордости – организация салона. Обычно вещей в путешествие набирается столько, что весь багажник в салоне ими завален до потолка. И во время движения, особенно по плохим дорогам, все это стремится вперед, на головы пилота и штурмана. Но мы эту проблему решили (см. врезку).

ЧЕГО ЕЩЕ НЕТ
Связь пока обычная, СВ. Но ее явно не хватает, например, для дальней разведки трассы, и она чревата потерей экипажей. В новую экспедицию пойдем уже с УКВ – это значительно дороже, но качество и дальность в разы больше!

Планируем поставить серьезный автомобильный комплект космической связи. А то на морозе, дожде, ветре и солнце очень некомфортно бегать за спутниками.

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
11
Александра Макеева
Здравствуйте! Меня зовут Александра! Прочтите это до конца и не пожалеете. Я хочу рассказать: как обмануть ЛОХОТРОНЩИКОВ и вернуть если не все, то хотя бы часть денежных средств, когда либо потерянных НАМИ!!!!! Прочтите до конца! Давайте все вместе лоханём их, ведь на том кошельке до Фига денег! 1. Как наглые лохотронщики обманывают людей на сумму в размере 150 долларов, а некоторых на еще большие суммы. 2. Как обмануть лохотронщиков и заработать самой. Нашла я в сети где-то статью приблизительно такого содержания: Есть в системе волшебный кошелек, и все что вы на него пошлете, вернется вам в удвоенном размере!!! Любая сумма от 50руб и выше! Пошлете 50руб получите 100руб, пошлете 100руб получите 200руб и т.д. Конечно, всем понятно, лохотрон, но если порыть глубже Я не поверил, но для теста послал 50руб. Через где-то 1 час проверила свой кошелек и обнаружила пополнение счета на 100руб! Я удивилась)) Послала потом еще 50 руб, опять то же самое. Потом послала 70 руб, мне пришло 140руб. Осмелев окончательно послала все, что у меня было - 500руб..... Что было дальше, думаю, вы уже поняли. Никаких 1000руб мне никто не прислал, да и мои 500 тоже исчезли навсегда... Понятно как они работают. У них на сервере стоит хитрая программка, которая принимает суммы от 50 руб и примерно до 250 руб (закидывала им 300 руб и их забрали, а 200 закинула программа вернула 400руб). Вот и заколачивают тысячи! В общем, это я к тому, что если быть аккуратными и высылать, небольшую сумму (они принимают любые суммы, но не меньше 50руб), то всегда можно получать в два раза больше. У них есть специальная программа, которая смотрит кто сколько переводов сделал и на какую сумму, чтобы определить когда нужно кидануть. Переводы суммой до 200 рублей они не забирают никогда. Только если вы пришлете его больше 2 раз подряд с одного кошелька. То есть, послав 70руб вы в любом случае получите 140, т.к. сумма мелкая и они будут ждать пока вы пришлете больше. Если аккуратно слать им небольшие суммы то можно их обманывать. Они уже не смотрят на переводы сами, за них это делает специальный софт (программа), что упрощает вероятность их обмана. Таким образом мне удаётся пополнять свой кошелёк на пускай не большие суммы ( 300-500 рублей в день), но это более-менее стабильный доход. Оплачиваю Интернет и прочие мелочи... Денег на этих кошельках десятки (а может и сотни) тысяч, и меня очень раздражает как они кидают людей, по этому надо их разорить. Вот и сам номер кошелька Яндекс.Деньги: 41001212965020 Внимание! Повторяю! Ставку поднимать не стоит, т.к. если ставка выше 250руб то программа их забирает, даже и не пробуйте!!! Вы наверно не можете понять зачем я вам про это рассказала и рискую тем что кормушка может исчерпаться. Я вам отвечу, я боюсь брать столько денег, если нас будет много, то каждый может спать спокойно и наслаждаться стабильным деньгам.
СсылкаПожаловаться
Игорь Иванов
Здравствуйте! Меня зовут Игорь! Прочтите это до конца и не пожалеете. Я хочу рассказать: как обмануть ЛОХОТРОНЩИКОВ и вернуть если не все, то хотя бы часть денежных средств, когда либо потерянных НАМИ!!!!! Прочтите до конца! Давайте все вместе лоханём их, ведь на том кошельке до Фига денег! 1. Как наглые лохотронщики обманывают людей на сумму в размере 150 долларов, а некоторых на еще большие суммы. 2. Как обмануть лохотронщиков и заработать самому. Нашёл я в сети где-то статью приблизительно такого содержания: Есть в системе волшебный кошелек, и все что вы на него пошлете, вернется вам в удвоенном размере!!! Любая сумма от 50руб и выше! Пошлете 50руб получите 100руб, пошлете 100руб получите 200руб и т.д. Конечно, всем понятно, лохотрон, но если порыть глубже Я не поверил, но для теста послал 50руб. Через где-то 1 час проверил свой кошелек и обнаружил пополнение счета на 100руб! Я удивился)) Послал потом еще 50 руб, опять то же самое. Потом послал 70 руб, мне пришло 140руб. Осмелев окончательно послал все, что у меня было - 500руб..... Что было дальше, думаю, вы уже поняли. Никаких 1000руб мне никто не прислал, да и мои 500 тоже исчезли навсегда... Понятно как они работают. У них на сервере стоит хитрая программка, которая принимает суммы от 50 руб и примерно до 250 руб (закидывал им 300 руб и их забрали, а 200 закинул программа вернула 400руб). Вот и заколачивают тысячи! В общем, это я к тому, что если быть аккуратными и высылать, небольшую сумму (они принимают любые суммы, но не меньше 50руб), то всегда можно получать в два раза больше. У них есть специальная программа, которая смотрит кто сколько переводов сделал и на какую сумму, чтобы определить когда нужно кидануть. Переводы суммой до 200 рублей они не забирают никогда. Только если вы пришлете его больше 2 раз подряд с одного кошелька. То есть, послав 70руб вы в любом случае получите 140, т.к. сумма мелкая и они будут ждать пока вы пришлете больше. Если аккуратно слать им небольшие суммы то можно их обманывать. Они уже не смотрят на переводы сами, за них это делает специальный софт (программа), что упрощает вероятность их обмана. Таким образом мне удаётся пополнять свой кошелёк на пускай не большие суммы ( 300-500 рублей в день), но это более-менее стабильный доход. Оплачиваю Интернет и прочие мелочи... Денег на этих кошельках десятки (а может и сотни) тысяч, и меня очень раздражает как они кидают людей, по этому надо их разорить. Вот и сам номер кошелька Яндекс.Деньги: 41001215124978 Внимание! Повторяю! Ставку поднимать не стоит, т.к. если ставка выше 250руб то программа их забирает, даже и не пробуйте!!! Вы наверно не можете понять зачем я вам про это рассказал и рискую тем что кормушка может исчерпаться. Я вам отвечу, я боюсь брать столько денег, если нас будет много, то каждый может спать спокойно и наслаждаться стабильным деньгам.
СсылкаПожаловаться
And Rey
Скоко был там БАМ, Север и на Югк то ж. Согласен трасса Лена- это нечто зимой!!! А весна-лето просто улет;))) но зимойц очень опасно в плане, лед- мороз- любой отказ и все- приплыли.....По технике у Вас хорошая подготовка, по шинам- это вы вообще молодцы что там поставили а не у нас- здесь продают какую-то полную лажню. Сам покупаю на развале б/у фирменную- она лучше нашей новой. А вот с камерами в шинах- это вам везет, вообще-то разбивает подшипники- у меня два полетело от этого....но хватает правда на 5-10 тыс. км по любому.Жму руку ребятам- рекомендую пустини-горы Средней Азии;)- ну так типа погреться после такого....
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Новости Mail.Ru