На сколько дешевеют машины разных марок

Выбирая автомобиль, ориентируясь на бренд, будущий владелец должен быть готов не только к приобретениям, но и к потерям

Выбирая автомобиль, ориентируясь на бренд, будущий владелец должен быть готов не только к приобретениям, но и к потерям.

Эти заметки лишены любви. Да-да, именно любви — и к себе, и к автомобилям. Никаких эмоций, голая математика! Потому что наши чувства субъективны, а цифры объективны. Потому что дизайн, или ощущение комфорта, или радость от драйва нельзя обозначить никаким набором чисел. А вот цены на первичном и вторичном авторынке, потери в процентах от первоначальной цены и прочее в том же роде — пожалуйста. Меня, к примеру, ни за какие коврижки не заставишь купить любую модель Lada или Daewoo, пусть потом их можно перепродать с минимальным дисконтом. Была б возможность, приобрел бы как раз «невыгодные» Mercedes, Porsche или BMW, пусть после меня ожидают убытки — это тоже своеобразная плата за имидж, удобства и скорость. Тем не менее, знать о том, что тебя ждет через несколько лет, когда придет пора менять машину, разумно и даже необходимо.

Температура бренда
Легко предвижу первое и главное критическое замечание — мол, «температура бренда», это нечто вроде «средней температуры по больнице». Такими цифрами нельзя руководствоваться, определяясь с выбором, точно также как назначать лечение отдельному пациенту. Верно, да не совсем. Например, что владелец С2 при перепродаже своего авто через три года потеряет примерно 23% от первоначальной цены, а обладатель С5 — около 50%. В то время как средний процент удешевления по автомобилям этой французской марки составляет чуть меньше 39%. То есть, всегда следует учитывать даже не просто модель, а конкретную модификацию машины.

Тем не менее, я затеял этот разговор не из простого любопытства или тяги к статистическому анализу. Рыночная температура бренда важна сама по себе. Допустим — с потребительской точки зрения — в тех случаях, когда речь идет о новых моделях, только дебютирующих на рынке. Вторичный рынок еще не сформировался, а потенциальный владелец желает представлять перспективы не только на основе чисто умозрительных заключений. Так что, если уж использовать медицинские термины, «клиника» по маркам вполне показательна.

Премиум — потери
Еще в первом приближении, когда мы систематизировали и проанализировали данные по 570-ти автомобилям, выявилась одна особенность российского рынка — машины премиум-сегмента теряют через три года больше других. Тогда в списке самых невыгодных с точки зрения последующей перепродажи оказались Audi S6, потерявшая за три года 67% от первоначальной стоимости, и Rolls-Royce Phantom, по которому абсолютные потери составили более трехсот тысяч долларов или около 47%. Теперь, просчитав средний процент удешевления по брендам, можно сделать тот же вывод — очень дорогие новые автомобили больше теряют при перепродаже.

content image for: 22205

Тут следует оговориться: прямой зависимости — чем дороже машина, тем значительнее удешевление через три года — не существует. Во всяком случае, в нижнем и среднем ценовых диапазонах такая зависимость не прослеживается.
В приведенных Таблицах показательно другое: лидером по невыгодности стал бренд Chrysler, а вовсе не Audi. Владельцы американских машин через три года вряд ли могут рассчитывать на выручку более чем 50% от затрат на приобретение нового авто. С чем это связано? Прежде всего, с политикой самой компании — в 2003-2004 годах DaimlerChrysler пошел на снижение розничных цен на российском рынке. И хотя автомобили подешевели всего на 5%, вторичный рынок отреагировал мгновенно — подержанные машины этой марки стали резко терять в цене. Кроме того, температуру марки Chrysler сильно сбивают «серые» импортеры, ввозящие б/у автомобили из США и Канады, где цены изначально ниже. Кстати, в самой Америке потери владельцев машин под этим брендом также велики — никак не меньше 33-37%, что, с учетом курсовой разницы (у российских дилеров Chrysler ценники в евро, а в США в долларах), и приводит к столь существенному удешевлению автомобиля после трех лет эксплуатации.

Вообще импорт подержанных машин из-за океана весьма болезненно сказывается практически на всех премиум-брендах. Это в полной мере можно отнести к таким маркам как Jeep (-46%), Mercedes-Benz (-45%), Porsche (-43%) и к замыкающей десятку «самых невыгодных» BMW (-42%). Поскольку на североамериканском рынке даже европейские автомобили гораздо дешевле, чем в России, а соотношение доллар/евро пока явно не в пользу европейцев. Кстати, ввоз подержанных машин из Нового Света стал хорошим средством заработка для многих фирм. К тому же американский рынок по нашим представлениям просто безразмерен. Вот и получается, что ту самую температуру по премиум-брендам до сих пор в значительной степени определяет серый импорт.

С другой стороны, это не должно особенно волновать продавцов новых престижных авто. По той простой причине, что богатые россияне предпочитают свежие автомобили подержанным, несмотря на будущие потери.

Фактор надежности
За Chrysler в списке самых невыгодных с точки зрения последующей перепродажи следует Lancia с удешевлением в 51%. Однако, по совсем другим причинам. Во-первых, официально в России этот бренд не представлен, а объем рынка б/у машин этой марки невелик. К тому же — во-вторых — большинство россиян по-прежнему считают итальянские автомобили ненадежными. Их обладателями, если речь не идет о доступных машинах вроде Fiat Punto, чаще всего становятся давние поклонники марки.

Схожая ситуация наблюдается и с Alfa Romeo (-41%), Saab (-42%) и Jaguar (-48%) — высокая стоимость обслуживания и, выражаясь термином продавцов подержанных машин, «повышенная сыпучесть» вносят свою лепту в охлаждение интереса к ним на рынке.

Вообще-то именно надежность автомобиля приобретает на вторичном рынке особое значение. Потому неудивительно, что в десятке «самых выгодных» брендов половина японских — Toyota (-24%), Mazda (-25%), Suzuki (-28%), Subaru (-29%) и Mitsubishi (-29%). К тому же, как оказалось, российский потребитель склонен доверять «корейцам» — Kia (-23%) и Daewoo (-24%). Хотя относительно Daewoo покупателя следует предостеречь: стоимость подержанных машин этой марки по нашим расчетам должна падать, причем быстрыми темпами. Предложений о продаже автомобилей, произведенных в Узбекистане, великое множество. Бренда Daewoo уже фактически не существует, предлагающиеся авто конструктивно давно устарели, а на рынок вышли новые серьезные конкуренты. К тому же маловероятно, чтобы производитель поддерживал вторичный рынок, повышая цены на свою продукцию.

Потери невелики
«Самым выгодным» брендом, причем с большим отрывом от остальных, на сегодняшний день на российском рынке является отечественный — Lada. За три года тольяттинские малолитражки теряют в среднем лишь 15% от первоначальной цены. Отличный показатель! Кого-то он способен удивить, патриоты могут гордиться, но, еще раз повторю — цифры не терпят эмоций.

Если разобраться, то лидерство волжских машин вполне закономерно. Никаких проблем с обслуживанием — конструкция проста, произвести ремонт можно едва не в любом гараже, что прекрасно всем известно. этих машин в России не возникает. Простота конструкции позволяет ремонтировать ВАЗы чуть ли ни в гараже, и любой покупатель это знает. Во-вторых, относительно невысокая стоимость запасных частей отчасти компенсирует ненадежность автомобиля. Логика владельцев очевидна: что-то вышло из строя — не беда, это, как правило, вопрос нескольких сотен или пары тысяч рублей. И если в крупных городах вторичный рынок отечественных машин из года в год сужается, то в большинстве регионов наблюдается обратная картина.

Однако главное слагаемое успеха бренда на вторичном рынке кроется в банальном росте цен на вазовскую продукцию. Происходит это с подкупающей регулярностью, чуть не каждый месяц. Поэтому когда один из наших читателей с гордостью сообщил, что ему удалось продать минувшей осенью «девятку» почти за те же деньги, за которые он ее купил в 2003-м, я ему охотно верю. Но беда заключается в том, что АвтоВАЗ практически исчерпал возможности для дальнейшего увеличения цен на свою продукцию. А рынок, между тем, наводняется все новыми зарубежными моделями, по цене вполне сопоставимыми с автомобилями из Тольятти. Так что меня, допустим, совсем не удивит, если уже по итогам 2007 года процентные потери владельцев Lada вырастут, а к 2008 — 2009 году удешевление машин этой марки достигнет среднерыночных 30-35% от первоначальной стоимости. Словом, есть, над чем задуматься.

А вот с машинами под брендом Toyota (-24%), который занимает почетное третье место в списке «самых выгодных», такого произойти не может. По нескольким причинам. Прежде всего, обновление модельного ряда происходит в полном соответствии с нормами мирового автомобилестроения, причем эти сроки постепенно сокращаются. Плюс к тому японская компания чутко следит за перепродажной стоимостью своих автомобилей, из года в год повышая цены на новые модели, но в очень разумных пределах. Наконец, еще одно слагаемое успеха — легендарная надежность автомобилей из Страны Восходящего Солнца, что также повышает их ликвидность.

В заключение замечу, что «температура брендов», как и любой иной рыночный показатель — есть величина непостоянная, она зависит от множества факторов, которые имеют обыкновение меняться. Могу лишь заверить читателей, что мы будем регулярно информировать обо всех таких колебаниях.

content image for: 22205