Помогу инвалидам!

На чем ездить безногому инвалиду? Ждать подаяния от различного рода чиновников? Или — не унижаться, а заработать на свой автомобиль самому? Казалось бы — вот идеальное решение для государства и всех его чиновников, вместе взятых! Но

content image for: 22114

На чем ездить безногому инвалиду? Ждать подаяния от различного рода чиновников? Или — не унижаться, а заработать на свой автомобиль самому? Казалось бы — вот идеальное решение для государства и всех его чиновников, вместе взятых! Но...

Олег Тышлер из Твери, будучи инвалидом без левой конечности, так и сделал: иномарка с АКПП полностью решила его транспортные проблемы. Правда, тут же начались "мелкие" неприятности — чиновники заявили, что такой автомобиль не является полноценной "инвалидкой", а потому — извольте не только купить машину, но и исправно платить за нее транспортный налог! Олег возмутился и сумел, казалось бы, доказать свою правоту — об этом сообщил наш журнал (ЗР, 2006, No4). Но, оказалось, все только начинается...

Ниже — повествование от главного действующего лица.

Меня послали по известному каждому россиянину адресу 16 февраля 2006 года. Бумаги, подтверждавшие, что АКПП для инвалида с отсутствующей левой нижней конечностью может считаться специальным оборудованием, не сработали. Ни экспертное заключение НАМИ, ни письмо конструктора СеАЗа, ни мнение ФНС о том, что получение документов по этой теме — вне их компетенции... На тот момент больше никаких документов не было. Не было и самого главного — внесения изменений в конструкцию автомобиля. Что делать дальше, если честно, не знал.

Государство 1 января 2005 года 122-м законом послало всех безногих и безруких, и, ничего взамен реально не предлагая, молчит и по сей день. Ни одного официального заявления — как будто нет проблемы! И понятия «автомобиль» больше нет, а есть политкорректное (!?) «средство активного передвижения», не включенное в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий. Никому на всех уровнях власти не стыдно. А мне было стыдно, что, пройдя через унизительные разговоры с чиновниками, ничего не смог им противопоставить действительно весомого. АКПП для инвалидов — специальное оборудование, компенсирующее физический недостаток. И я это буду доказывать. Технический прогресс не остановить: увечья у людей — те же, а средства компенсации их давно не похожи на деревяшку одноногого пирата Сильвера и классический триллер «Запорожец», в современной постановке именуемый «Ока».

Цена вопроса — долг по транспортному налогу. Поэтому решил, что буду действовать без юристов, и, тем более, адвокатов. Но нужны факты в доказательной базе, козыри.

Экспертное заключение НАМИ о допуске к дорожному движению, полученное ранее, и был первый козырь. Без него вообще разговора не было бы ни с налоговой, ни с ГИБДД.

Вторым козырем должен был стать письменный отказ налоговой службы разъяснить со ссылкой на официальный документ, что такое «автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами». И это оказалось труднее всего. Во время этой переписки меня послали не один раз. Только ссылки на статьи Налогового Кодекса привели отписантов в чувства. Такой ответ я получил через полгода. УФНС, наконец, признало, что «... в Кодексе отсутствует понятие «специально оборудованные для использования инвалидами»...» и советовало применять указанное понятие «...в том значении, в каком оно используется в законодательстве, регулирующем правила пользования транспортными средствами». Какой талант пропадает у "писателя", на что разменивает себя! Но нет такого понятия в таком законодательстве. Нет документа, раскрывающего упомянутое выше понятие. Нет перечня специального оборудования для использования в автомобилях для инвалидов с целью компенсации физического недостатка. Нет самого понятия «автомобиль для инвалида». Нет основы, на которой можно строить конструктивный диалог, нет терминологической базы. Инвалиды здесь причем? Почему проблемы чиновников мне должны стать близки, а моя последовательная позиция, и не только моя — не находит понимания?

Одновременно работал по линии получения третьего козыря с признанием ГИБДД отсутствия документа, раскрывающего понятие «специально оборудованный для использования инвалидами». Удалось добиться только косвенного признания через более чем пространный ответ. В итоге, в перерегистрации, как меня и предупреждал бывший работник МРЭО, мне отказали. Официальная причина — нет факта переоборудования (дооборудования), неофициальная — не знаем, что вписать в «особые отметки». Несмотря на такой исход, следует отдать должное: наши отношения не испортились.

Четвертый козырь я получил от медицины, соответствующим образом оформив индивидуальную программу реабилитации инвалида (ИПР). Это — официальный документ, и в нем было записано, что я могу управлять автомобилями либо с ручным сцеплением, либо с автоматическим сцеплением, либо с АКПП. Проходя водительскую комиссию перед процедурой, я узнал, что все машины имеют ручное управление, потому что в них... руль крутят руками! Вот так, любезный, а Вы нам тут про «автомат» басню травите. Работникам медико-социальной экспертизы (МСЭ) ничего объяснять не пришлось, однако посетовали, что никаких документов по подбору технических средств компенсации у них нет.

С большим трудом отыскал сначала ссылку на Руководящий Документ НАМИ, а затем и необходимые страницы из него с классификацией физических недостатков и технических средств их компенсации в автомобилях для инвалидов. Среди всего прочего, часто упоминалась АКПП. Вот это уже было серьезно, это был пятый козырь. По своей сути эти страницы и могли бы стать прототипом документа, который можно назвать как «Федеральный перечень технических решений в средствах активного передвижения для компенсации физических недостатков у лиц, управляющих ими». Не надо ничего выдумывать, грамотные и серьезные люди из НАМИ — а не из Думы, Правительства или Минфина — уже сделали эту работу. Принять такой перечень предлагал не раз. Но демонстрация его налоговой ничего опять не дала. Призыв поверить экспертам не услышали. Немой разговаривал со слепым. Без суда ничего сделать нельзя.

Шестым козырем стала справка ЗАО «Рольф-Холдинга» о том, что в моем "Лансере" действительно установлена АКПП, и что таким автомобилем можно управлять, используя только правую ногу. Одновременно подчеркивалось, что дополнительного оборудования для инвалида не установлено. Т.е. все страхуются и это понятно.

А дальше решил так, что обращусь к добрым людям из дилерских центров города, в другие возможные инстанции с просьбой дать свое заключение по вопросу: может ли считаться АКПП специальным оборудованием для инвалида без левой ноги. И вариации возможные на эту тему. Получил. В том числе из Центра автоматических трансмиссий МАИ.

Поднял Областное Общество Инвалидов и «афганцев» выступить с предложением изменить формулировку статьи Налогового Кодекса. На большее их не хватило. Спасибо и на том. Против течения грести трудно, да и себя жалко тратить. А вроде бы мы все страдаем. Люди! В единстве наша сила! Нас должно быть много, чтобы нас услышали! Однако каждый сам для себя выбирает посильную степень сопротивления.

Было понятно, что только суд разрешит назревший конфликт с налоговой. В итоге сел писать исковое заявление о признании права на освобождение от уплаты транспортного налога за имеющийся автомобиль на основании наличия в нем оборудования, компенсирующего отсутствие левой нижней конечности. Предыдущее исковое заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение того, что АКПП является специальным оборудованием, завернули, усмотрев в проблеме спор о праве.

Только я подал свое заявление, как через несколько дней до меня доходит письмо из службы судебных приставов с требованием оплатить долг по транспортному налогу. Оказывается, что пока я готовил материалы к подаче в суд, другой суд заочно принял решение по иску налоговой ко мне о взыскании с меня энной суммы долга. Все повестки по невнимательности налоговой шли по старому адресу. По заявленным мной ходатайствам заочное решение отменили и стали ждать решения уже по моему иску.

12 декабря 2006 года, в годовщину, когда мне отрезали ногу, состоялось первое заседание суда. Стороны выступили с изложением своих позиций. Примирения не вышло. Но я уже почувствовал, что суд, как говорится, встал на мою сторону. Потом до Нового года состоялось еще одно заседание, на котором у судьи было желание и закончить. Но налоговая ходатайствовала привлечь представителя ГИБДД в качестве третьей стороны. Я охотно согласился. Заседание назначили на 19 января 2007 года.

Нового года не получилось. Все ушло на нервы, бесконечную подготовку к бою. Пил коньяк и думал, что умру. Голова работала круглые сутки. Устал дико. Мысль о том, что дороги назад мне нет после «жидкого» выступления толкала вперед. Пойду до конца только потому, чтобы государству было стыдно отворачиваться от проблем этих неудобных инвалидов. Но подготовился я основательно. Пришел с фотографиями, книгами, рычагами, массой других вещей, кучей вопросов и к налоговой, и к ГИБДД, ответов на которые у них не было. Заодно почитал про психологию судебного процесса.

В итоге же случилось то, что и должно было случиться. Обе противные стороны в суде признались, что нет документа, раскрывающего понятие «автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами», а почему я могу ездить в автомобиле с АКПП — они не знают.

Я выиграл суд в Крещение, шел дождь.

Не очень надеясь на положительный исход, тихо поджидал очередной встречи с правосудием в Областном суде. Можно было и не ходить. Не хотел я своим одноногим видом убеждать суд. Но я хотел, чтобы меня выслушали и услышали. Прилюдно, т.к. в зале были и по другим делам сразу. Пока ждал, набросал несколько предложений для выступления и выдал. Совещательная пауза перед оглашением решения казалась вечностью. И сил радоваться уже не было. И вышел я никакой. А у представителя налоговой в суде это была просто работа. Потом забрал определение Областного суда, выждал срок подачи на обжалование. Звоню в налоговую с целью узнать, как закончить дело. А мы пока не собираемся, наши юристы хотят покопать еще. Ну, давайте, копайте.

Опять повестка в суд за разъяснением решения. С какого времени применить мое право на освобождение — от решения суда или как? И был ли установлен юридический факт наличия специального оборудования в автомобиле истца? А то у нас целые дискуссии разворачивались в юридическом отделе. И у меня вопрос к налоговой — а время освобождения в прошлое или в будущее? А суд решил, что от момента регистрации до момента установления факта отсутствия АКПП в моем автомобиле. И не спрашивайте больше. Опять получаю определение, беру экземпляр для налоговой под роспись, т.к. они еще не забрали его. Иду в налоговую ставить точку. Ну, коли так решил суд, то мы исключим Ваш автомобиль из налогооблагаемых. Спасибо, что подчиняетесь решению суда. Но есть еще старый, "Лагуна", снятый с учета в 2004 году — как с ней будем? У меня есть аналогичные бумаги. Не смешно будет, если за нее через суд будете требовать уплаты. Оказалось, смешно. На мое письмо о подтверждении моего права не исполнять налоговые уведомления, пришел ответ. За "Лансер" претензий нет, а вот за "Лагуну" рекомендуем заплатить должок. Неужели опять в суд? Ну, Вы же должны нас понять, нас проверяют, нас ругают, у нас свои трудности. Поэтому надо сопротивляться до последнего.

Но я не хочу знать о ваших страхах, проблемах, дискуссиях, процентах, суммах взысканных недоимок и недоплат, не хо-чу! От инвалидов государство отвернулось, на наших бедах делаются большие деньги. А умный вид с экранов не вылечит, не поможет и не заменит человеческое отношение к таким же соотечественникам, как и вы, добрые вы мои госслужащие! В жизни и с вами может случиться все. И только сравнявшись с нами (никому этого не желаю!), ощутите на себе глубину заблуждений по отношению к нам.

Чтобы не напоминать Вам о долге, подавайте на налоговую в суд. На Вас, Олег Андреевич, мы уже подать не можем. А я — мирный человек, это УФНС меня вынудило судиться, не хочу больше.

Расстались мы почти друзьями, правда после того, как налоговая против меня проиграла в суде о взыскании с меня долга, а я против налоговой выиграл о признании права на освобождение.

В общем, я выиграл!!! Один. На зубах. Это был мой личный протест против чиновничьего беспредела.

В заключение — список тех, кто, как бы это помягче сказать, не захотел меня понять: ФНС России — 2 раза, МинФин России — 2 раза, Минздравсоцразвития России, ДОБДД МВД РФ, Департамент соцзащиты области — 4 раза, УФНС по области — 8 раз, ГИБДД УВД области — 4 раза, а также Государственная Дума, Законодательное Собрание области, лично начальник УФНС и куча его подчиненных. Кроме этих добрых людей, мне ничем не помогли Федеральный инспектор, Депутат Государственной Думы вместе с командой и чиновник Законодательного Собрания области. А в сборную по футболу рекомендую Аппарат Государственной Думы, Аппарат Правительства РФ и Аппарат Президента РФ. Иллюзии утратил полностью!

Кстати, я готов помочь каждому, кто столкнулся с проблемой АКПП для инвалида. Опыт, как понимаете, есть!

И последнее. Выражаю глубокую благодарность всем, кто счел своим моральным долгом внести свой посильный вклад в решение одной из проблем всех инвалидов.

Миронову Владимиру Андреевичу, НАМИ, г. Москва
Глумову Юрию Николаевичу, НАМИ, г. Москва
Федотову Вадиму Александровичу, НАМИ, г. Москва
Павлову Николаю Анатольевичу, СеАЗ, г. Серпухов
Бойцову Борису Васильевичу, МАИ, г. Москва
Колодочкину Михаилу Владимировичу, журнал «За рулем», г. Москва
Спирину Дмитрию Александровичу, ЗАО «РОЛЬФ Холдинг», г. Москва
Бочаровой Зое Николаевне, ГБ МСЭ Тверской области, г. Тверь
Михайловой Алле Степановне, поликлиника ТГБ No4, г. Тверь
Деменкову Валерию Анатольевичу, ЗАО СТО «Москвич-Сервис», г. Тверь
Лапину Алексею Анатольевичу, «Норд-Авто», г. Тверь
Николаеву Дмитрию Ивановичу, ООО «ТМ сервис», г. Тверь
Каменскому Яну Борисовичу, ООО «ВОСК- АВТО», г. Тверь
Отдельное спасибо моему старому приятелю Шилову Андрею Геннадьевичу, чьи юридические познания и практика поддержали меня в активной фазе судебного разбирательства.