Самые великие мосты мира

Проекты уникальных мостов посещают гениальных архитекторов во сне – не здесь ли кроются истоки их будущей всемирной известности? Заслуга гения и в том, что, попав на такой мост

Проекты уникальных мостов посещают гениальных архитекторов во сне – не здесь ли кроются истоки их будущей всемирной известности? Заслуга гения и в том, что, попав на такой мост, вы оказываетесь ближе к звездам

Наверное, первым в мире мостом послужило дерево, упавшее через реку во время грозы. Увидев новый способ переправы, какой-нибудь кроманьонец почесал затылок, но, ничего не поняв, все же воспользовался новшеством. Это был первый «мостопроходец», отважно шагнувший в неизвестное и съеденный на другом берегу племенем ему подобных.

Мост – это средство познания мира. Противоположный берег всегда манит – недаром сказано: хорошо там, где нас нет. Сейчас из средства познания мира, из символа созидательного начала мост превратился в средство экономии времени, заработка, самовыражения. Мост стал частью дороги, но зато какой – захватывающей, величественной, парящей!
Вот несколько мостов, навсегда вписанных в историю архитектуры: их можно было сделать проще и дешевле, а без некоторых – и вовсе обойтись, но человек, построивший мост, показывает природе, что не она одна способна на чудеса.

content image for: 21991

Акаши-Кайкио, Япония: подвесной мост с самым большим пролетом между опорами.
Мост с гигантским пролетом 1991 м вырос между островами Авадзи и Хонсю после трагического события. В 1955 году во время шторма перевернулся паром, курсировавший между островами, – погибло более полутора сотен человек, большинство из них дети.

Деньги на постройку нашлись не сразу, да к тому же проектировщикам поставили сложную задачу – один из пролетов должен быть не короче 1500 м. Затратив 5 млрд. долларов и 12 лет, инженеры и строители к 1997 году выполнили и даже перевыполнили заказ. Но, чтобы как-то окупить затраты, плату за проезд по чуду техники пришлось установить на уровне 2300 иен или 20 долларов в один конец. Поэтому, жертвуя своим временем и рискуя жизнью, большинство водителей и поныне переправляются на старом, но дешевом пароме.

Мост способен устоять при землетрясении силой 8,5 балла, он выдерживает порывы ветра до 286 км/ч. Общая длина сооружения – 3911 м, высота – 65 м. Автомобильное движение организовано по шести полосам.

content image for: 21991

Мост через Босфор, Турция: соединяет Европу и Азию.
Сейчас мост знаменит лишь тем, что соединяет две части Евразии, а также Евразийским марафоном, маршрут которого ежегодно пролегает аккурат по нему. Но в 1973-м, в год своего рождения, этот мост был четвертым в списке самых длинных в мире – и первым по длине вне США. Сейчас он лишь 13-й. Длина – 1560 м, ширина – 39 м, высота над уровнем моря – 64 м, расстояние между опорами – 1074 м.

Мост выстроен к 50-летию основания Турецкой Республики. Постройка обошлась в 200 млн. долларов, а трудились над проектом 35 инженеров и 400 рабочих. Не обошлось без происшествий – первый день чуть не стал для него последним. Во время церемонии открытия на мосту происходило костюмированное шоу, которое, видимо, очень понравилось местным детям – они весело побежали по мосту, едва не введя его в резонанс – представление пришлось остановить.

По шести полосам моста через Босфор проезжает около 180 000 автомобилей в день. Стоимость проезда – два доллара, а плата взимается при движении только в одну сторону – из европейской части в азиатскую.

Мост Конфедераций, Канада: самый длинный мост, проложенный над замерзающей водой.

content image for: 21991

Во второй половине XIX века, как только остров Принца Эдуарда присоединили к Конфедерации, федеральное правительство пообещало островитянам мост. Обещание выполнили только в 1997-м, спустя 124 года. До этого местным жителям приходилось пользоваться санями, лодками (в зависимости от времени года), а с 1917 года – паромом.
Соглашение о строительстве моста длиной 12,9 км правительство подписало с консорциумом канадских предприятий Strait Crossing Bridge Ltd. (SCBL). Затратив 1 млрд. долларов, SCBL получил субсидии от государства в размере 44 млн. долларов в год, а также контракт на обслуживание моста до 2032 года с правом устанавливать стоимость проезда. Правда, большую часть этих средств ему приходится отдавать в виде компенсации компании Marine Atlantic, которая понесла большие убытки в связи с отменой паромного сообщения.

Помимо основной функции, мост стал местной достопримечательностью – посмотреть на него съезжаются около 1 млн. туристов ежегодно. Плата за проезд взимается только при выезде с острова: 40,5 канадского доллара – для авто и 16,25 – для мототранспорта ($35 и 14). Пешеходов и велосипедистов перевозят специальные шаттлы. В каждую сторону организовано двухполосное движение.

content image for: 21991

Мост «Золотые Ворота», США. Это «просто» самый знаменитый подвесной мост в мире, а по совместительству – символ Сан-Франциско.

Мост открывал 32-й президент США Франклин Делано Рузвельт. Находясь в Вашингтоне, прямо из Белого дома 28 мая 1937 года он нажал специальную кнопку, тем самым открыв движение по мосту. С того дня его прерывали только три раза – из-за сильного ветра.

За сутки по шести полосам моста проезжает около 100 тыс. автомобилей, оставляя в кассе по пять долларов. Цвет моста – оранжево-красный. Такая расцветка делает его хорошо видимым в тумане и гармонирует с окружающим пейзажем. Путеводители по США включают мост «Золотые Ворота» в список самых живописных мест, на фоне которых стоит сфотографироваться.

У моста есть и черная слава, за которую он получил прозвище «Мост самоубийц» – за всю историю с него бросилось около 1300 человек. Прыгнув с высоты 67 м, через четыре секунды несчастный встречается с иным миром на скорости 120 км/ч.
Длина моста – 1970 м, длина основного пролета – 1280 м, высота опор – 230 м над водой. От проезжей части до поверхности воды – 67 м.

content image for: 21991

Мост-дамба через озеро Понтчартрейн, США.
Его называют самым длинным в мире мостом, но это утверждение не совсем верно, поскольку длина складывается из двух параллельных мостов, общая протяженность которых и составляет рекордные 38,42 км.

Мост открыли в 1956 году; проект обошелся в 30,7 млн. долларов. В 1969-м его перестроили – это стоило еще 26 млн.

Плата за проезд взимается только при въезде с северного берега и составляет три доллара. За день по нему проезжает почти 40 тыс. автомобилей. Интересно, что мост поддерживают 9000 бетонных свай.

content image for: 21991

Мост Лупу, Китай: самый длинный арочный мост.
Лупу – сокращение от названий Луван и Пудун – районов Шанхая, между которыми проложен мост.

Инициатива поставить мост сильно критиковалась населением – многие полагали, что в этом районе города и так достаточно переправ. Кроме того, проект считали очень дорогим – 302 млн. долларов. Но в итоге мост получился действительно красивым – особенно ночью, когда его подсвечивают. На церемонии открытия 28 июля 2003-го по мосту пробежал китайский игрок NBA Яо Мин.

content image for: 21991

Мост Рио-Антирио, Греция: самый длинный из подвесных.
Греческий мост соединяет два города – Рио и Антирио, его длина – 2882 м.
Официальное название моста – «Харилаос Трикоупис» – в честь премьер-министра, который еще в позапрошлом веке заговорил о необходимости постройки моста. Но тогда не было ни денег, ни высоких технологий. Деньгами помог Евросоюз – 630 млн. евро потребовалось, чтобы в 2004 году за неделю до открытия Олимпийских Игр в Афинах сдать мост в эксплуатацию. Первыми, кто прошел по нему, были спортсмены, несшие олимпийский огонь. На следующий день проезд стал платным – 10,5 евро с автомобиля и 1,7 – с мотоцикла ($14 и 2,25).

Четыре полосы движения, две полосы безопасности, одна пешеходная и одна велосипедная дорожка. Мост считается гениальным инженерным решением, так как глубина в этом месте составляет 65 м и необходимо было использовать такие материалы, которые выдержали бы высокую сейсмическую активность, цунами, а также всевозможные морские наслоения.

content image for: 21991

Мост Мийо, Франция: самый высокий.
Подвесной мост строили французские инженеры совместно с английским архитектором Норманом Фостером.
Самая высокая точка – 343 м от земли. Это выше Эйфелевой башни и всего на 38 м ниже Эмпайр стейт билдинг. Кстати, возведением «моста-великана» занималась та же компания, что отстраивала Эйфелеву башню.

Мост открыли в декабре 2004 года. Благодаря ему у парижан появился самый дешевый способ добраться на машине из столицы к Средиземному морю и в Испанию. Ширина моста – 32 м, число полос – четыре. Стоимость проезда колеблется в зависимости от сезона от 4,90 до 6,50 евро (от $6,5 до 8,6). За сутки по мосту проезжает от 10 до 25 тысяч автомобилей.

Для безопасности полосы аварийной остановки сделали такими широкими, чтобы водители не видели пропасть глубиной 245 м. Для лучшей обзорности мост имеет уклон 3% и кривизну радиусом 20 км.

Ханчжоуский мост, Китай: самый длинный трансокеанический.
Поистине небывалые свершения ожидают нас в будущем: уже три года китайцы строят мост через Ханчжоуский залив. Окончание работ намечено на 2008 год. Длина моста, в который частные компании и китайские банки вложат 1,4 млрд. долларов, составит 36 км!

content image for: 21991

Васко да Гама, Португалия: самый длинный в Европе.
Протяженность моста – 17,2 км, пущен в эксплуатацию в марте 1998 года к 500-летию открытия мореплавателем Васко да Гама морского пути из Европы в Индию. На мосту организовано реверсивное движение – если среднее количество автомобилей превышает 52 тыс. в сутки, то число полос увеличивается с шести до восьми. Самая глубокая опора уходит под воду на 95 м.

Когда мост проектировали, проект разделили на четыре части, каждую из которых строила отдельная компания. Восемнадцать месяцев отвели на планирование и подготовку, еще столько же – на строительство. Над проектом одновременно работало 3300 человек. Мост рассчитан на 120 лет. Он способен выдержать скорость ветра 250 км/ч и землетрясение в 4,5 раза сильнее, чем исторически зафиксированное в Лиссабоне – 8,7 балла по шкале Рихтера. Переправа стоит 2,15 евро – только за въезд с северной стороны моста.