Как проехать в такси с детским креслом

Детское кресло необходимо! С одной стороны, этого никто не отрицает, а с другой – его фактическое отсутствие никак не отразилось на детских пассажироперевозках, в чем лично убедились Максим и Анастасия Приходько – папа и дочь

content image for: 21756

Детское кресло необходимо! С одной стороны, этого никто не отрицает, а с другой – его фактическое отсутствие никак не отразилось на детских пассажироперевозках, в чем лично убедились Максим и Анастасия Приходько – папа и дочь.

Постановление Правительства РФ от 28 февраля 2006 г. No 109 четко объясняет, как надо перевозить детей до 12 лет: необходимо либо автокресло, либо специальное удерживающее устройство (с прошлого года это записано и в пункте 22.9 Правил дорожного движения). Предусмотрена и ответственность за перевозку детей, так сказать, без ничего – штраф 100 рублей (КоАП РФ, п. 12.23). Мы с ребенком решили на собственной шкуре испытать, как действуют новые правила. Запаслись деньгами и для начала поехали на такси.

ТРОЕ С КРЕСЛОМ
Прихватив собственное автокресло, жмемся на тротуаре. Я машу руками, давая понять, что нам позарез надо уехать. Первый же частник – «наш».
– Здрасте, нам бы до метро...
– Не вопрос – 200 рублей!
– Спасибо, – я начинаю проталкивать свое автокресло в салон.
– Э-э, мужик, ты чего? – водитель берет верхнее ля в третьей октаве.
– Как чего, кресло ставлю, чтобы ребенка зафиксировать, – по-прежнему бодренько отвечаю я. Увидев фотографа, горе-таксист понимает, что он попал. Но куда и на что, он еще не понял.
– Мужики, вы чего?!
– Нам бы доехать до метро...
– А кресло-то зачем? – не унимается «водила».
– Ну, как это зачем, сейчас так положено! – продолжаю я, пристегивая своего ребенка.
– Ну, вы даете, артисты...

Остаток пути мы выслушиваем краткую историю водителя: от «я сам бывший военный» до «делать им нечего, придумали эти кресла». Распрощавшись, понимаем, насколько комично выглядим: два мужика, девочка и автокресло. Но вернемся к такси: возможно, частники – так сказать, любители наживы в чистом виде, а закажем-ка мы настоящий мотор с шашечками!

АЛЛО, ТАКСИ!
– «Новое желтое такси», здравствуйте.
– Мне нужна машина с детским креслом: у меня ребенок семи лет.
– Минутку, – и я слушаю в трубке грустную мелодию, уже догадываясь, какой будет ответ.
– Вы знаете, как таковых автомобилей с детскими креслами у нас нет, но все машины оборудованы ремнями безопасности, так что никаких проблем.
– Спасибо.

Тут вспоминаю, что в начале этого года больше всего было нареканий на закон со стороны таксомоторных компаний. Зачастую, узнав, что есть малолетний пассажир, таких клиентов обслуживать отказывались. Опасение можно понять: 1 января вступила в силу ответственность за перевозку детей до 12 лет без надлежащего автокресла. Говорят, наиболее дальновидные компании купили такие кресла, другие же, прекрасно зная менталитет нашего народа, решили подождать – авось инспекторы забудут про такое правонарушение, как забыли про непристегнутые ремни безопасности, езду без ближнего света вне населенных пунктов и даже проезд на запрещающий сигнал светофора. Звоню в следующую компанию, «Дон-авто».
– Здравствуйте, мне надо с ребенком семи лет в аэропорт.
– Какой автомобиль вас интересует?
– Да мне все равно, я вот насчет кресла...
– Какого?
– Ну, детского, сейчас же малолетних в специальном автокресле надо возить, а то оштрафуют.
– Минутку, я узнаю... Нет, кресел у нас нет, но пока никто не жалуется, ремнем безопасности пристегнете, – отвечает мне барышня.

content image for: 21756

Звонки в другие таксомоторные компании только подтвердили мое убеждение, что ничего страшного в этом нет. Но, может быть, это столичные таксисты беспечны, а как в законопослушных регионах? Звоню в Новосибирск, фирма «Такси-Заказ». Мне надо ехать с ребенком. Как насчет кресла?
– Такое правило было, но его отменили (?!), так что мы возим спокойно.
– Давно?
– Нет, совсем недавно.
– И нет никаких нареканий?
– Ничего нет, все нормально, – уверенно отвечает мне диспетчер.

Ну, сибиряки, ну, конспираторы! Ладно, позвоним на юг, скажем, в Краснодар. Вот есть таксомоторная фирма с авиационно-милитаристским названием «Б-52».
– Мне с семилетним ребенком ехать, и вроде как кресло надо для него какое-то специальное?
– Вы знаете, это правило еще не ввели (!), так что ничего страшного, без кресла поедете. Вам куда машину подавать?
– Большое спасибо.

Перекличка по стране доказывает, что жизнь по-прежнему богаче фантазий. Для кого принимают эти законы? Где профилактика и напоминание о том, что детей до 12 лет надо перевозить только в автокресле (или устройстве, его заменяющем)? Во всяком случае, правило действует несколько месяцев, а никакой широкомасштабной государственной пропаганды по этому поводу не видно и не слышно, хотя на федеральную программу по повышению безопасности дорожного движения выделены миллиарды рублей...

И вновь мы на улице, но уже без кресла. Мы опять голосуем. Тормозит «пятерка» с благообразным дядечкой за рулем.
– Нам бы до метро.
– Поехали!
– Я слышал, вроде бы детей до 12 лет нельзя без автокресла перевозить?
– Парень, тебе ехать надо – так поехали!
Ладно, поехали, но я продолжаю гнуть свою линию: знает ли водитель вообще что-нибудь про детские автокресла?
– Да вроде отменили их, – раздумчиво глаголет он. – Дорого и вообще...

АУ, ГАИ!
Дорого? Только вот с чем сравнивать, в каких единицах мерить безопасность собственного дитя? Вроде бы любой родитель, не дожидаясь приказа сверху, сам должен побежать в магазин за специальным креслом. Наверное, есть такие (сам видел, когда детское сиденье покупал), но – увы! – нас, похоже, даже в «европейских» городах Центральной России совсем немного. Большинство упорно считает, что именно их «пронесет» и все ДТП достанутся другим (еще раз – ау, где на сей счет государственная пропагандистская кампания по телевидению и радио?).

Тем более что инспектор ДПС не обратит на это нарушение никакого внимания. Говорю это со знанием дела, так как во второй части рейда поездил специально с дочкой и без автокресла (Настя по этому поводу очень удивлялась – она привыкла к своему сиденью и никакого неудобства в нем не испытывала). Здесь я предвижу крики в защиту постовых, мол, «у них есть дела и поважнее», поэтому даю отпор сразу: первая и святая обязанность любого инспектора ГАИ – обеспечить безопасность на дороге для всех участников дорожного движения. А все остальное – потом.

Да, сумма штрафа и цена самого доступного автокресла (1400 рублей) – несопоставимы. С другой стороны, если оно нужно от случая к случаю, кресло можно взять и напрокат. Я легко нашел рекламу прокатных контор в интернете: аренда кресла на сутки – 50 рублей, на месяц – 700. Наконец, нашлись «продвинутые» таксомоторные фирмы, где есть детские кресла, но и тут не все так радужно: придется доплатить 150 рублей к общей сумме заказа. Пусть так, но хоть кто-то выполняет правила, писанные для всех. Остальные этот пункт «отменили». Как надолго – зависит от нас с вами.

ТАМ, ГДЕ ЛЮБЯТ ДЕТЕЙ
Первые правила, касающиеся перевозки детей в автотранспорте, были разработаны в Европе еще в 1958 году, а первое автомобильное кресло для малышей появилось в Швеции в 1963-м. Ныне штраф за перевозку детей до 12 лет без специальных удерживающих средств в разных странах Европы составляет от 100 до 1500 евро.

Детские кресла обязательны уже несколько месяцев, но никакой государственной пропаганды по этому поводу не видно и не слышно, хотя на федеральную программу по безопасности движения выделены миллиарды...