Ботик Петра Первого

"Все мужчины делают это, – думал Николай Ушанов, напряженно пытаясь получить удовольствие от вождения 30-летнего DAF46. И таки получил
content image for: 21557

"Все мужчины делают это, – думал Николай Ушанов, напряженно пытаясь получить удовольствие от вождения 30-летнего DAF46. И таки получил!

Он разозлился, этот финский обер-таможенник. Выпучил глаза и пихнул назад из окошка наши документы. Это, мол, порт, а не рождественский базар! Здесь порядок! Вы со своим грузовиком должны быть в грузовой очереди, а не в легковой! Он негодовал, и от этого еще больше шепелявил. От злости у него даже золотая серьга в ухе потемнела. Но мы не уходили. Какого черта! Даже не выслушал, а шепелявит тут на нас! Извольте, товарищ офицер, выглянуть в окошко – вон там, желтенький, маленький, глазастенький, видите? Это и есть наш DAF. Похож он на грузовик? Злобный чинуша кишкой вытянулся из окошка и пристально вгляделся в ярко-желтое пятно на фоне гигантского борта парома. Удивленно вскинул брови. Недоуменно пожал плечами. Растерянно вернулся на место. "Легковой DAF? Никогда не видел!" Улыбнулся. Въехал в тему. И стал оформлять бумаги...

О существовании грузовиков DAF (vanDoorne’s Automobile Fabriek) большинство жителей планеты не подозревает. Однако просвещенное меньшинство отлично представляет, о чем речь. Кто из спецов не знает старину Дафа? Надежная грузовая техника из голландского Эйндховена таскает по всему миру фуры, развозит по городам напитки и добросовестно трудится на лесоповалах Сибири и амазонской дельты. Но даже из просвещенных мало кто знает, что грузовой концерн DAF некогда – а точнее, с 1958-го по 1975 год – выпускал уникальные малолитражки.

Одна такая, ярко-желтого цвета, на время вывела из сонной прострации бельгийский городок Брюгге. DAF46 образца 1975 года жители встретили овациями. Кучера туристических пролеток забыли о вожжах и лошадях. Часы на главной площади удивленно бумкнули и подняли в небо стаю голубей. Бесчисленные велосипедисты, оглядываясь, насоздавали аварийных ситуаций. И все они, не исключая голубей, смотрели на нашу уверенно тарахтящую машинку – и улыбались. Никогда не приходилось видеть радостно подпрыгивающего старичка с палочкой? Смешно и жутко одновременно. Подпрыгиванием дедок выражал щенячью радость от свидания со своим первым автомобилем. «Вы ведь знаете, – радостно брызгал он, – что этот автомобиль назад и вперед ездит с одинаковой скоростью?» Подпрыгивания и брызги притормозила бабушка. Она взяла радостного деда под руку и нежно прижалась к его плечу. Так они и остались стоять на горбатом мостике через канал, глядя вслед удаляющемуся легковому DAFу и своей навсегда прошедшей молодости.

content image for: 21557

Романтично? Безусловно. Насквозь прошитый каналами средневековый Брюгге, на окраине которого долго ждал своего второго рождения маленький забавный автомобильчик, радовался всеми своими жителями. Они стильно дополняли друг друга. Однако – при всей романтике – водить это чудо автомобильной техники... Здесь в самый раз употребить слово "прикольно", которое, по идее, должно перевесить все издержки управления 30-летним механизмом.

Два цилиндра, воздушное охлаждение, 40 лошадиных сил. Максималка – 137 км/ч. Разгон до сотни... Господи, о чем это я?.. Ага. Так вот: вариатор. Принцип приведения в действие, как у снегохода – рычажок "вперед-назад" и нейтраль. Тонкий руль, две педальки, тщедушные покрышки с камерами. Ух! Попробуй тронуться плавно...

Все началось спонтанно. Просто директор российского представительства DAF решил привезти его в Россию в качестве выставочного экспоната. Мысль свежая. Его, тогда еще зеленого, нашли и купили за €900 у какого-то дряхлого немца в Германии. Пригнали на одну из дилерских баз DAF в Бельгии, где он в течение двух лет скромно ждал отправки под сводами огромного ангара. Но журналисты – народ ушлый. Прознав о такой невидали, они отважно решили перегнать малыша в Россию. Своим ходом. А что? Кайф! Экшн! Вот только цвет...

О чем речь! Узнав о предстоящих перемещениях, на малыша набросилась стая работяг, которая радостно перемалевала будущий экспонат в ярко-желтый цвет.

И вот он улыбается солнышку на парковке у отеля. При первом взгляде на него мне показалось, что он вздыхает. Клянусь! Но когда я сел за руль и запустил мотор – зажигание кнопкой, стартер – ключом, романтика ушла в тень. Куда я? На этом? Оно ведь даже не горбатый «Запор»: это еще горбатее!

Однако пробный выкат на автобан под прикрытием большого головастого тягача, флагмана современного DAF, показали: мал карапуз, да удал. Разгоняется вполне резво, по крайней мере, из потока не выпадает, и со скоростью 110 км/ч способен нестись без проблем. Может и больше. Но, во-первых, сильно стрекочет своей парой цилиндров, а во-вторых, его начинает здорово болтать. Короче, в компании с фурой 1000 км до Травемюнде он наверняка одолеет без проблем.

content image for: 21557

Вдоволь накатавшись по Брюгге, мы выстроились в конвой и рванули в сторону Германии. По ходу дела стали вскрываться некоторые факты из жизни привидений. Старые щетки в обоих доступных режимах «быстро-медленно» только размазывают воду по стеклу. Печка-"прямоток" сносно греет только на ходу: на месте ее едва хватает на обдув лобового стекла и носков ботинок. В тщедушное левое зеркало заднего вида умещается только фара идущего сзади большого брата. Прикуриватель отсутствует как класс. Я уж решил было взроптать, но быстро остыл.

Просто представил себя человеком того времени. В 1975-м все это, включая забавный облик нашего подопечного, было нормой. Закрыть глаза, набрать полные легкие специфического запаха старого авто, покрепче взяться за обод руля. Внимание, медитация! Я тот самый радостный дедуля тридцать лет назад. Я еду куда-то. Я везу фикус теще в Антверпен. И вокруг все такие же, как я. С фикусами... Все, вроде отпустило.

Мы едем! Мы смеемся! Мы самый прикольный участник движения! Обгоняющие оборачиваются, дети прилипают к стеклам, многие дяди и тети выставляют в окно большие пальцы. Нас пропускают на перекрестках, полицейские на мотоциклах шутливо отдают честь...

За десять трудных часов мы домчали до Гамбурга. Трудных, потому что под конец пошел дождь: старая проводка намокла и стала пошаливать, одна фара погасла. А утром посреди пробки на выезде из города сначала отказали дворники, а потом затроил движок... Ха! Затроил! Как это назвать, если цилиндра всего два? Заединил? Но мы же перенеслись во времени вместе с малышом. Поэтому поменяли предохранитель, протерли крышку трамблера – и все наладилось.

content image for: 21557

Надо сказать что для своих 30-ти годков и двух последних лет абсолютной неэксплуатации лупоглазый старикашка держался молодцом. Кроме этих проблем, которые и поломками-то не назовешь, вплоть до самой Москвы ничего не случилось. Разве что под Вышним Волочком пришлось подтянуть ослабевший ремень генератора. А ведь досталось и нам, и ему. Нам – на границе в Торфяновке, где между Финляндией и Россией мы простояли в очереди 12 часов. На 10-градусном морозе, а печки-то принудительной нет, едреныть! Сожгли почти весь 35-литровый бак бензина, закоченели вдрызг. А дальше перепало DAFу: грязь. Вечная. Бесконечная. Омыватель – клизмообразная кнопка, на которую надо жать постоянно, снежные колеи. Едва отъехав от Питера, из желтых мы стали коричневыми. С головы до ног.

Что удивительно – в России на это чудо смотрели спокойно. Наверное, считали уцелевшей от совка самоделкой, пока любопытным не говорили, что это DAF.

Так в чем же тут мораль? А иной раз забавно переместиться во времени и ощутить себя там, в прошлом. Интересно пообщаться с необычной техникой. К слову, эти DAF'ы с удовольствием покупали для американской армии, где их использовали насколько хватало выдумки. В качестве передвижного обеденного стола, например... Так вот: пообщаться правда здорово. Но в меру. Ибо после того стремительно ощущаешь всю мощь современного автомобилестроения и радуешься за него всеми журналистскими способностями.