Как работает «автогражданка» в Германии

Немецкий автомобилист знакомится со страховым агентом еще до покупки машины: ведь его совет влияет на выбор модели! Как именно – расскажет житель Германии Дмитрий Воронцов
content image for: 21468

Немецкий автомобилист знакомится со страховым агентом еще до покупки машины: ведь его совет влияет на выбор модели! Как именно – расскажет житель Германии Дмитрий Воронцов.

Хотя количество пострадавших на дорогах Германии год от года снижается, все еще находится работа для авторемонтников и медиков. В России страховые компании подключились к решению проблемы сравнительно недавно. А вот как они уже многие годы работают в Германии? Об этом я, участник немецкого дорожного движения, знаю не понаслышке, поскольку теперь живу и работаю в этой стране.

КУПИ АВТО!
Автомобиль в Германии воистину предмет наипервейшей необходимости! Работодатели, принимая человека на работу, ставят его наличие первым требованием в договоре. Да и безработному машина в разы увеличивает шансы найти работу, пусть и вдали от дома.

Но с чего же начинается покупка авто в Германии? С беседы со страховым агентом. Не смейтесь: он расскажет не только, как зависит страховая сумма от марки и предполагаемого годового пробега, но и посоветует, какую машину предпочесть, учитывая класс аварийности (а не мощность мотора, как в России) – и ваши доходы. Стоимость страховки, как и в России, зависит от того, кто кроме хозяина будет водить автомобиль, но сумма при этом не меняется в полтора раза. Точные цифры привести трудно, но в среднем возможность посадить за руль жену или друга обойдется в лишние 100 евро. Подыскивая автомобиль, я после встреч с несколькими страховщиками увидел себя в семи- или десятилетней малолитражной «японке». К тому же служба занятости, платившая пособие по безработице, не позволяла купить «тачку» дороже 5000 евро – в противном случае чиновники посчитали бы, что я имею дополнительный заработок, скрываемый от налогов, и лишили бы пособия. Посчастливилось купить автомобиль у хорошего знакомого – из проверенных рук. Это да еще смешная цена в 1000 евро определили выбор марки.

Следующий шаг – постановка на учет. Без Doppelkarte – бумаги от страховой компании, гарантирующей, что вы будете застрахованы именно в ней, – автомобиль на учет не поставят. Но, поскольку сумма страховой премии может быть довольно высокой, немедленной оплаты не потребуют. Ее можно оплачивать раз в полгода, раз в квартал или ежемесячно. Правда, поквартальные выплаты предполагают 3% надбавки, ежемесячные – 5%. Зато вся процедура регистрации машины, получение номерных знаков и выписка техпаспорта занимают от пяти до десяти минут! Но на самом деле владельцем автомобиля становятся еще раньше, получив ключи и техпаспорт от прежнего хозяина или автомагазина и заполнив от руки стандартный договор купли-продажи. Теперь вы полностью несете ответственность в случае аварии, иного ущерба и т.д. Личная подпись серьезна, как сердечный приступ! Можешь три дня кататься, но потом обязан зарегистрировать машину в государственной структуре, никакого отношения к дорожной полиции не имеющей. Дорожная полиция лишь контролирует соблюдение порядка и правил дорожного движения.

ПОЧЕМ ПОЛИС?
Тут многое зависит от стажа. В прежние годы наш, российский стаж признавался немцами, а права автоматически обменивались. Сейчас, увы, ситуация иная. Наши корочки действительны лишь полгода, после этого необходимо зарегистрироваться в любой из автошкол и, сдав теоретический экзамен, можно приступать к подготовке и сдаче практического вождения. В итоге права европейского образца позволят ездить по всем странам ЕС, но... весь водительский стаж, полученный в России, пропадет! И мне, тренеру по автоспорту, пришлось платить страховку как начинающему водителю. Объясняют это возросшим уровнем коррупции в России: мол, все права купленные!

Страховых компаний в Германии – великое множество. Имеете право застраховаться в любой компании по всей территории Германии. Все детали легко обговариваются по телефону, а бумаги пересылаются почтой. Принцип работы у всех примерно одинаков, а вот тарифы – разные. Коэффициенты выражены в процентах. У одних это 230%, для начинающего водителя, у других – 140% или даже 100% – при условии, что водитель давно имеет права, но по каким-либо причинам не имел автомобиля. В некоторых компаниях при низких коэффициентах дополнительно рекомендуют (или нагло навязывают!) порой абсолютно ненужные услуги, вроде накопительной страховки, страховки от несчастных случаев и многое другое, сроком до пяти лет. Хотя среди пакета допстраховок есть и очень нужные, например на услуги адвоката. Стоит это от 60 до 75 евро в год, но ведь его услуги могут реально обойтись тысяч в пятьдесят... Интересно, что общая сумма страховой премии непропорциональна коэффициентам! Так, при 230% в одной компании человек платит, к примеру, 1500 евро в год. В другой же – при 140% те же 1500 евро! С каждым безаварийным годом ставка понижается и этот «бонус» сохраняется при смене авто. В моем случае при безаварийной езде на следующий год ставка понизится со 140 до 100%. И так далее, но не ниже 30%. Случись ДТП, естественно, коэффициент растет. Все эти бонусы-малусы распространяются и на второй, третий автомобиль. На практике я фактически переплачиваю стоимость машины в несколько раз! Утешает, что страховой агент не сидит сложа руки, а отслеживает ситуацию – появятся выгодные условия для клиента, информирует и даже переводит в другую компанию. В этом случае выигрывают оба – клиент получает более выгодные условия, а агент – вознаграждение от новой компании.

СЛУЧИЛАСЬ НЕПРИЯТНОСТЬ
Если произошло ДТП, то полиция прибывает к месту аварии практически мгновенно – через пару минут. Осмотр места происшествия и замеры также не занимают много времени: при легкой «жестянке» – минут пятнадцать. Первым делом мелом или аэрозольным баллончиком наносят разметки, показывающие положение автомобилей на проезжей части в момент происшествия. Фотографируют место аварии. Затем поврежденные авто перемещают к обочине, освобождая проезжую часть. Полицейские работают деловито и расторопно, дабы не подвергать участников ДТП излишнему стрессу.

Как-то довелось наблюдать характерный пример. Перекресток. Движение не слишком интенсивное. Скорость ограничена 30 км/ч, и вот пара авто «целуются». Минуты три длится пауза, но никто не выходит из машин, под которыми уже расплываются лужицы антифриза. В одной – молодой парень с девушкой, в другой – седовласые дедушка с бабушкой. Молодежь не спеша вызывает полицию и эвакуаторы. Никто не пострадал, но скорая и пожарная тем не менее приехали – это закон. Пару минут участники аварии беседовали между собой. Ни криков, ни упреков. Затем эвакуаторы загрузили поврежденные машины, полицаи метелками смели осколки и пролитую жидкость. Все! Дальше в работу вступают работники страховых компаний.

По закону компания не вправе отказать в компенсации ущерба пострадавшему, если все оформлено правильно и без хитростей. Если же за рулем был невписанный в полис водитель, полиция его не штрафует, но страховое покрытие могут и не выплатить. Ремонтируют поврежденный автомобиль в любой фирме. Она предъявляет счет страховой компании. Очень часто на время ремонта фирма дает однотипный подменный автомобиль клиенту, который тоже оплачивает страховщик. Детали на ремонтируемый автомобиль устанавливают, разумеется, новые, а потому ни о какой скидке на возраст и износ машины и речи быть не может! И, наконец, главное: вы скажете, что полторы тысячи евро – обдираловка. Но не забудьте, что за эти деньги сумма возмещения практически не лимитирована. Разобьете «Бентли» или «Бугатти» – все оплатит страховая компания, как и лечение пострадавших. Сумма достигает семизначной величины! Например, в моем «бюджетном» полисе стоимостью 1200 евро прописан лимит выплат в 50 000 000 евро! Добавите еще 60, и лимит повысят вдвое. Компанию это не разорит – вряд ли найдется идиот, решивший порезвиться в автосалоне «Феррари» на танке. А так – 50 миллионов хватит на пожизненную оплату инвалидности на одни проценты от нее!