В Петербурге началась гаражная война

Петербургские владельцы гаражей всерьез обеспокоены судьбой своих законно приобретенных «коробок». На протяжении доброй половины 2006 года власти Северной столицы ведут официально не объявленную, но при этом самую бескомпромиссную войну с «гаражниками»
content image for: 20427

Петербургские владельцы гаражей всерьез обеспокоены судьбой своих законно приобретенных «коробок». На протяжении доброй половины 2006 года власти Северной столицы ведут официально не объявленную, но при этом самую бескомпромиссную войну с «гаражниками». Как вы понимаете, за их же собственность. По приказу чиновников, в обход правомерных судебных решений, сегодня уже снесена не одна тысяча гаражей. Последними «пали» гаражи на ул. Есенина, 3, что в Выборгском районе города.

Потомки блокадников проходят суровую проверку на прочность. Своеволие властей и молчание собственников могут привести к тому, что своих законных гаражей лишатся не много не мало 300 тыс. петербуржцев. Умножьте это число на три (имеется в виду среднестатистическая семья), и вы получите впечатляющую цифру. Нетрудно догадаться, что вся эта эскадра автомобилей «переселится» ни куда-нибудь, а под окна жилых домов, где и сегодня слишком тесно.

Столь актуальной для многих петербургских семей был посвящен специально организованный на днях круглый стол с участием представителей законодательной власти Петербурга, юристов, руководства общественных движений и журналистов ведущих городских СМИ.

Эдуард Дауэнгауэр, председатель общественной организации в защиту владельцев гаражей, заявил, что первый тревожный сигнал остро обострившейся к сегодняшнему дню ситуации имел место весной 2006 года, когда на свет появилось постановление правительства о начале строительства Западного скоростного диаметра (ЗСД). В зону строительства попало несколько гаражных кооперативов, которые, по мнению чиновников, необходимо было снести.

Как говорится, все бы ничего, но город предложил владельцам гаражей такую сумму компенсации, о которой и говорить стыдно. Воспользоваться «милостью» властей захотели далеко не многие. С теми же, кто отказался продавать свою собственность по явно заниженным расценкам, чиновники поступили по-пиратски – без ведома хозяев гаражей начался их силовой снос. «Это все равно, если к вам придут в квартиру и скажут: выселяйся! – отмечает Эдуард Дауэнгауэр. – Можно купить 5-10 гаражей, но найти в одночасье 5800 «коробок», согласитесь, трудновато».

Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Сергей Андреев вторит: «Население, наконец, поняло, что с ним начали разговаривать без всякого соблюдения законов». 9 апреля 2006 года на углу Ленинского пр. и Кубинской ул. прошел митинг владельцев сносимых гаражей, в котором приняло участие около 1 тыс. обиженных городской властью человек. Представители же этой самой «народной» власти к людям так и не вышли. Митингующие приняли решение собирать подписи за отставку губернатора Валентины Матвиенко и отправить письмо президенту России Владимиру Путину. Одновременно было создано общественное региональное движение, в состав которого через месяц вошли представители гаражных кооперативов 9 районов Петербурга.

content image for: 20427

Эдуард Дауэнгауэр говорит, что «проблема со сносом гаражей стала общегородской. Губернатор Матвиенко почему-то решила, что все плоскостные гаражи необходимо сносить. Мол, они портят вид городских улиц и занимают столь дорогую землю. Взамен же глава города предложила нам вселяться в паркинги, где стоимость одного машиноместа составляет астрономические 10-15 тыс. долларов, по причине чего эти многоэтажные автостоянки сегодня не заполнены и наполовину. Вот только почему-то госпожа Матвиенко не хочет вспомнить, кто сегодня является владельцами гаражей, и насколько эти люди социально обеспечены»!

Казалось бы, все очень просто: хотите снести гаражи – предоставьте людям равноценную замену или компенсируйте потери по реальным рыночным ценам. Но городская власть во главе и не подумала о таком цивилизованном решении вопроса. Все, на что хватило воли чиновников, это предложить «гаражникам» по 60 тыс. рублей за каждый гараж. Причем, вскоре «щедрость» властей и вовсе опустилась до 47-49 тысяч. Что называется, хочешь – бери эти деньги, пока дают, а не хочешь – и так изымем твою собственность. Желающих получить за свой бетонный гараж столь низкую плату, как мы уже отметили, оказалось крайне мало.

Денис Климов, представитель независимой экспертной компании «78 регион», заявляет: «Граждане имеют полное право оценить рыночную стоимость объектов недвижимости у любого независимого лицензированного оценщика и на основании этого строить свои исковые требования для обращения в суд. В рассматриваемой сегодня ситуации была проведена совершенно непонятная оценка стоимости гаражей. По мнению чиновников, цена стандартного гаража площадью 18 кв. м составляет всего лишь 60 тыс. рублей. И это притом, что реальная рыночная стоимость подобного гаража не может быть ниже 4-5 тыс. долларов»!

«Город должен идти навстречу владельцам сносимых гаражей и предлагать им не рыночную стоимость за предоставляемую взамен землю, а льготные условия, - замечает Эдуард Дауэнгауэр. - Владельцы гаражей не против того, чтобы путем сноса внешне неприглядных плоскостных гаражей сделать наш город чище и красивее. Предоставляемый взамен участок может находиться и в другом месте, мы готовы рассмотреть даже эти моменты. Но городские власти не желают садиться за стол переговоров, оказывать содействие в согласовании земельных вопросов и выделении участков на долгосрочной основе».

По словам Эдуарда Дауэнгаууэра, Валентина Матвиенко даже не пытается решать вопрос цивилизованным способом и дала команду на силовой снос гаражей. На данный момент в городе снесено уже более 2 тыс. частных гаражей, владельцы которых в своем подавляющем большинстве так и не получили от города ни земельных участков, ни реальной денежной компенсации.

«В бюджете Петербурга изначально были предусмотрены деньги на выплату компенсаций владельцам сносимых гаражей, – говорит депутат ЗаКСа Сергей Андреев. – Копия соответствующего письма Комитета финансового контроля администрации губернатору у нас имеется. Речь идет о сумме в 511 млн рублей. Но в разговоре со мной г-жа Матвиенко заявила, что этих денег просто нет. Куда они «испарились», сегодня сказать трудно. Можно предположить, что некогда целевые деньги «растворились» в смете ЗСД. Возникает резонный вопрос: тот силовой метод сноса гаражей, который все мы наблюдаем сегодня, не есть ли он способ скрыть безвозвратную потерю полумиллиарда рублей, предназначенных на выплату компенсаций»?

Аналогичная позиция и у другого депутата ЗакСа, Сергея Гуляева: «При подготовке бюджета на этот год деньги на выплату компенсаций владельцам сносимых гаражей были заложены. Их сегодняшняя судьба неизвестна. История с силовым сносом продуктовых ларьков, имевшая место в Петербурге некоторое время назад, не должна повториться. Все права сегодня – на стороне людей, отстаивающих свое законное имущество. С губернатором необходимо вести разговор исключительно в правовом русле».

К диалогу призывает и президент России Владимир Путин, который уже знаком с непростой «гаражной» ситуацией в городе. «Когда Владимир Владимирович приезжал в Законодательное собрание, я передал ему соответствующие материалы, - говорит Сергей Андреев. – Через некоторое время пришел ответ. Президент настоятельно рекомендует решить ситуацию исключительно за столом переговоров, не прибегая к силовым методам. На деле же все обстоит с точностью до наоборот».

«Президент, как юрист, четко понимает: существует Гражданский кодекс, который расставляет все точки над «i», - отмечает Сергей Гуляев. – И придумывать здесь свои постановления и распоряжения, писать какие-то дополнительные городские законы бесполезно. Выход в сложившейся ситуации один – цивилизованным способом выкупать у «гаражников» имущество. При этом собственник имущества вправе доказать, сколько реально стоит его имущество. А когда говорят: «мы тебе дадим вот столько, и ни копейки больше, это уже разговор по «понятиям».

«Сегодня мы видим грубейшее нарушение п.3 ст. 35 Конституции РФ, которая гласит: «Никто не может быть лишен имущества, иначе как по решению суда», - говорит Денис Климов. – Другими словами, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и разумного возмещения в денежном эквиваленте. Но этого-то как раз сегодня и не наблюдается».

Царящий в Петербурге силовой снос гаражей приводит к мародерству. Хозяин знать не знает, что его гараж находится в руинах, а в это время нечистые на руку люди пробираются к развалинам и уносят все те вещи, которые еще вчера бережно хранились на полках гаража. «Если происходит кража какого-либо имущества, гражданин имеет полное юридическое право обратиться с заявлением в милицию, - отмечает Денис Климов. – Однако эти заявления милиционеры сегодня не принимают под самыми различными предлогами. Это еще один факт грубого нарушения действующего законодательства».

С тем, что проблема незаконного сноса гаражей приняла варварский характер, согласен и депутат Игорь Риммер: «Далеко не все в нашем городе делается цивилизованно. Зачастую наш чиновник глуп и делает дела топорно, без уважения к рядовому человеку. Если земля городу жизненно необходима под крупные инвестиционные проекты, наверное, город должен иметь право ее освобождать. Вот только делать это надо в рамках правового поля. Сегодня владельцами гаражей являются люди, у которых нет финансовой возможности устроить дальнейшую судьбу своего «выселенного» автомобиля по рыночным расценкам».

По словам Эдуарда Дауэнгауэра, возглавляемое им Движение разработало программу под названием «Гаражный консенсус Санкт-Петербурга». Документ позволяет выйти из сложной ситуации очень просто. Чиновники ознакомились с данной программой и даже оценили ее достаточно высоко, вот только реализовать ее не очень-то торопятся. Почему? Подумайте сами.

В своих нецивилизованных действиях город решил обезопасить свои тылы, поставить себя в позу: «вроде, как ни причем». По словам Эдуарда Дауэнгауэра, часть функций заказчика по сносу гаражей передается инвестору - именно ему поручается решение всех имущественно-правовых вопросов. Получается, что инвестор абсолютно резонно вопрошает «гаражников»: «Почему я должен вам платить за сносимые гаражи, ведь я уже все заплатил чиновникам»? После этого его техника грубо ломает гаражи, а расплачиваться с их законными владельцами предприниматели не спешат.

«Это - конечная точка, после которой власти смогут делать с нами все, что им будет угодно, - заявляет Денис Климов. – Мы просто обязаны отстаивать свою правовую позицию любым законным способом»! Ему вторит и Сергей Гуляев: «Если владельцы сносимых гаражей стерпят этот чиновничий произвол, то стерпят и все остальное. Вслед за гаражами город может претендовать и на социальные квартиры. Не вижу особой разницы между гаражной собственностью и собственностью на квартиры»!

Все мы люди цивилизованные и прекрасно понимаем, что земля имеет свою цену, она нужна для модернизации городского хозяйства и расширения транспортных магистралей. В том виде, в каком сегодня пребывают плоскостные гаражи, они долго существовать не могут. Вместо них город должен построить современные и эстетически приглядные паркинги. При этом предоставить в них места для «выселенцев» на самых льготных условиях, как это было в Москве. В противном случае власть рискует нарваться на социальный взрыв и бесконечные судебные проволочки. А рядовые горожане получат под своими окнами несколько сотен тысяч загрязняющих атмосферу машин, которые пока что надежно «спрятаны» в гаражных боксах. У всех нас есть выбор. Каков будет его итог, зависит от всех нас – как «безлошадных», так и моторизованных.

Андрей ИВАНОВ, журнал «ПИКАП», специально для Авто Mail.Ru.