Путешествуем по Криту

В любом государстве Средиземноморского бассейна найдутся мужи, утверждающие, что современная европейская цивилизация уходит своими корнями в историю именно их края. И греческий остров Крит — не исключение
content image for: 19442

В любом государстве Средиземноморского бассейна найдутся мужи, утверждающие, что современная европейская цивилизация уходит своими корнями в историю именно их края. И греческий остров Крит — не исключение.

Родина Зевса, место, где Тесей при помощи Ариадны победил Минотавра, царство Миноса, некогда подчинившего себе практически все Средиземноморье. Наконец, легендарный Икар стартовал к солнцу с Крита и утонул вблизи этого многострадального острова.

Когда наш «боинг» совершил посадку в аэропорту столицы Крита, городе Ираклионе, нам показалось, что мы здесь уже были. Ну вылитый Кипр. Та же распластывающая по бетонке взлетного поля жара, тот же убийственно размеренный темп работы служащих аэропорта и знакомый язык. Однако, выйдя на улицу, облегченно вздохнули. Все в порядке. Автомобили ездят по правой полосе, а водители сидят, как и положено, слева. Так что привыкать к жизни шиворот-навыворот, как на Кипре, не придется...

«Всю дорогу от аэропорта к отелю я проспал — слегка перебрал в самолете с шоколадом. Немного попрыгал в кресле, пару раз напугал стюардессу. Устал, словом. Когда же проснулся, то сразу увидел большое море. И папа сказал, что завтра мы возьмем машину у какого-то местного «Рентекара» и отправимся путешествовать. А потом мы пошли купаться...»

На протяжении тысячелетий критяне добивались независимости. От римлян, византийцев (в меньшей степени), сарацин, венецианцев и, наконец, турок. Только в начале ХХ века остров получил право на самоопределение и в 1913 году им воспользовался — вошел в состав Греции.

Крит сегодняшний — это аграрно-ремесленный регион. Некогда богатейшие месторождения меди вычерпаны завоевателями, а посему, если б не туризм, критянам пришлось бы туго. По нашим временам на экспорте оливкового масла, изюма и фруктов далеко не уедешь. За год Крит посещают миллионы туристов со всей Европы, и неудивительно, что снять здесь апартаменты, номер в отеле и автомобиль (что мы и сделали) не проблема. Офисы «Rent a car» встречаются на острове чаще, чем «обмен валюты» в Москве. Цены невысоки даже в разгар сезона. Так, выбранный нами 1,4-литровый Fiat Punto (на «ручке» и с кондиционером) при полной страховке обошелся за неделю в 240 евро. По звонку машину доставили прямо к отелю и были готовы забрать ее в любом месте острова.

«Интересно, пап, а почему тетя голая загорает?» Но мой вопрос папа, кажется, и не услышал. Только задумчиво протянул, странно поглядывая из-под очков: «Хоро-о-ошая тетя...» И чего в ней хорошего? К тому же каждые пять минут льет на себя какой-то йогурт, а потом долго его размазывает по животу. Меня бы за такое родители уже давно в угол поставили...»

Несмотря на относительно небольшие размеры (с запада на восток — 257 км, с севера на юг — максимум 60 км), на Крите довольно много городов и городков. По большей части они локализуются на северном побережье. Оно и неудивительно: до континентальной Греции ближе — всего 100 км, да и климат в период августовской засухи помягче. Столица, как уже говорилось, Ираклион. Большой, сложно организованный и пыльный город-порт. Здесь тоже знают, что такое «пробки». Особенно тесно становится на улицах с наступлением сиесты, после часа дня. Все отправляются по домам на обеденный 3-часовой перерыв. Глядя на массовый исход критян с рабочих мест, понимаешь, почему при выборе нового авто они неудержимо стремятся к нулю. Это в смысле размера. Полноразмерные внедорожники (если это не фермерский пикап) и седаны D-класса — большая редкость. Пожалуй, только таксистам приходится «мучиться» на здоровых представительских Mercedes-Benz E-класса. С парковками в городах и вовсе плохо. Чтобы днем приткнуться в центральной части, пожалуй, любого критского города, нужно проявить недюжинную смекалку. Паркуясь, действовать нужно решительно, пока вперед не пролез какой-нибудь ушлый абориген на скутере. Но пренебрегать правилами тоже не стоит. Местная полиция не пощадит, будь вы хоть трижды турист.

«А почему все так медленно едут, а, пап?.. Кто они?.. Какие козлы? Они же люди, вон и руками из открытой крыши машут... А кто их долбанул?.. Примерно так вчера мы катались по сер-пан-ти-ну (фиг выговоришь!) в горах. Папа считает, что все, кто ехал перед нами, похожи на животных. У нас тут был целый зоопарк: и ослы, и черепахи, и овцы. А еще мама все время нервничала и говорила, что туристы перегрелись на солнышке и забыли, где находится педаль, которая дает газу. Не пойму! Они там газировку пьют, что ли?..»

Дороги на Крите хороши. Прямых магистралей не много, горный ландшафт не позволяет. Все больше серпантины. Почти все трассы оборудованы разметкой, отбойниками и дорожными знаками, поэтому по ним даже ночью можно передвигаться вполне уверенно. Шоссе на острове можно назвать «полуторками». Они представляют из себя полторы стандартные полосы в каждую сторону с широкой асфальтированной обочиной. Местные водители в отличие от туристов регулярно смотрят в зеркала заднего вида и в случае необходимости используют обочину, пропуская попутки.

Илья и Савва ФИШЕР