Как бороться с пробками – мнение ГИБДД

На одном из последних заседаний Правительства Москвы Юрий Лужков раскритиковал работу ГИБДД, охарактеризовав организацию движения в столице как неудовлетворительную. «Вам и вертолеты, и дирижабли дали, а ситуация не меняется
content image for: 19420
На одном из последних заседаний Правительства Москвы Юрий Лужков раскритиковал работу ГИБДД, охарактеризовав организацию движения в столице как неудовлетворительную. «Вам и вертолеты, и дирижабли дали, а ситуация не меняется», сказал мэр начальнику московской автоинспекции Сергею Казанцеву. Действительно, есть теперь в распоряжении ГАИ дирижабли. И многочисленные нарекания в ее адрес приходится слышать не только от Лужкова. Заторы на дорогах километровые, светофоры ломаются, знаков не хватает, а те, что есть, попробуй еще разгляди... Вывод в итоге напрашивается неутешительный. Коль скоро решение этих проблем зависит от автоинспекции, значит, работать там либо не хотят, либо не умеют. Однако, прежде чем делать какие-либо выводы, стоит выслушать мнение самих сотрудников ГАИ.


ГРУЗОВИКИ

- Начнем с очевидного. Город, основная часть которого спроектирована много лет назад, не в состоянии справиться с валом автотранспорта, появившегося в последние годы. Двухполосная дорога не может беспрепятственно пропустить поток, для прохождения которого необходимы пять полос. Мы, конечно, делаем все, что можем, но в таких условиях требовать от инспекторов чудес просто нельзя. Думаю, стоит подойти к этому с пониманием, - говорит Сергей Бабаев, подполковник милиции, заместитель начальника отдела
.


Вместе с тем, по мнению Сергея Викторовича и многих его коллег, ситуация с пробками отнюдь не безвыходная: чтобы добиться ее улучшения, ресурсы есть. Одна из основных причин возникновения заторов - большегрузный транспорт, которого очень много в Москве. Сегодня ограничение на его въезд действует лишь в пределах Третьего транспортного кольца. Там, где такие машины пропускаются свободно, картина на дорогах зачастую ужасающая. Пример тому – Ленинградское шоссе, где на выезде в область движение тормозят главным образом фуры. Автоинспекторы отмечают, что их водители совершенно ни с кем не считаются, и порой едва ли не умышленно следуют параллельно друг другу, занимая соседние ряды, да еще норовят подрезать легковушки. Как правило, двух-трех таких фур бывает достаточно, чтобы магистраль встала до самого Сокола, а если они начинают маневрировать - то и до центра. «Чтобы покончить с этим, мало просто штрафовать, - поясняет Сергей Бабаев, - Нужны кардинальные меры: ограничение въезда тяжелых грузовиков в Москву (в т.ч. и на МКАД) по времени, например, с 7 до 22 часов, плюс обустройство складских терминалов и перехватывающих стоянок на областных трассах - грузы оттуда, в дневное время, можно доставлять в город на «Бычках» и «Газелях».


ПАРКОВКИ

Другая серьезнейшая проблема в организации движения - припаркованный транспорт. Опять-таки грузовики: владельцы часто оставляют их в крайних правых рядах и даже в тех случаях, когда это не противоречит правилам, затрудняют обзор другим водителям. Бывает, что эти «танки» бросают на несколько месяцев, и они днем и ночью стоят на самых оживленных трассах, приводя к заторам, авариям и наездам на пешеходов. Убрать их без хозяина не представляется возможным, поэтому сотрудникам ГАИ остается только ожидать, когда он в конце концов объявится (установить его фактическое место проживания по номерам удается, увы, не всегда).


Парковка легковых автомобилей, впрочем, для ГИБДД не меньшая головня боль, поскольку даже в тех местах, где этот процесс организован, машины все равно ставят где попало. В зимнее время эта головная боль только усиливается. Автомобили, припаркованные у обочин, препятствуют проезду снегоуборочной техники, которая в результате не может нормально расчистить дорогу. И снова – пробки, пробки, пробки... «Доходит до абсурда, - рассказывает Першин А.В., госинспектор дорожного надзора, старший лейтенант милиции - Чтобы убрать снег, муниципальные службы устанавливают знаки, которые временно запрещают стоянку: на четной стороне улиц по четным числам, на нечетной стороне, соответственно, по нечетным. Требования-то самые элементарные, но нет... Многие владельцы предпочитают стоически «откапываться» по утрам из сугробов, оставленных коммунальщиками, хотя заблаговременно переместить машину на другую сторону улицы значительно проще. При этом и дороги были бы почищены значительно лучше».


Город в пределах Садового кольца и примыкающих к нему районов, конечно, разговор отдельный. Понятно, что правильно припарковаться здесь практически невозможно. Однако это обстоятельство у автоинспекции сочувствия не вызывает. «Зная о тяжелой транспортной ситуации в центре, ездить туда вполне можно на метро, - замечают там. – Кроме того, в большинстве европейских столиц проезд в центральные районы давно сделали платным, и такого столпотворения, как у нас, там нет. У москвичей же любое упоминание о подобных мерах почему-то вызывает протест, хотя на том же Западе нарушением гражданских свобод их никто не считает».


ШТРАФЫ

Поскольку сложности в организации движения отчасти возникают из-за нарушения правил, они логически увязываются с неэффективностью существующей системы штрафов и отсутствием надежных механизмов их взыскания. Управление ГИБДД Москвы приводит следующую статистику: за 8 месяцев текущего года выявлено около 700 тыс. нарушений ПДД, а штрафов по ним оплачено лишь незначительное количество. Обычно с деньгами автолюбители расстаются только в тех случаях, когда нарушение серьезные и сумма взыскания значительная (иначе не долго лишиться прав). В легких случаях, где речь идет о суммах до 500 рублей, квитанции зачастую просто выбрасываются, поскольку заранее известно: судебные приставы такой мелочью заниматься не будут. В результате городской бюджет лишается дополнительных средств, которые могли бы пойти на развитие дорожной инфраструктуры, а число нарушителей растет, что, в свою очередь, еще больше осложняет ситуацию на дорогах. Выход из создавшегося положения сотрудники ГАИ видят в ужесточении наказаний за нарушение ПДД - введении балльных талонов и увеличении размеров штрафов.


ЭКСПЛУАТАЦИЯ СВЕТОФОРОВ И ЗНАКОВ

Другой комплекс транспортных проблем связан с техническими средствами организации движения – светофорами и знаками. Около года назад они были переведены на баланс Центра организации дорожного движения (ЦОДД), а автоинспекция теперь выполняет лишь контролирующие функции. Как считают ее сотрудники, значительная часть опытных специалистов-эксплуатационщиков в связи с этим уволилась, а люди, пришедшие на их место, необходимой квалификации пока не имеют. В итоге работа по заявкам, которые дает на установку знаков ГИБДД, ведется медленно. И, что еще хуже, часть ее не выполняется вообще, т.к. у соответствующей службы ЦОДД нет разрешения на размещение стоек для знаков (оно требуется в тех случаях, когда эти стойки необходимо вкопать на глубину более 70 см) . «Налицо достаточно характерный пример непродуманности межведомственных взаимодействий, которая мешает эффективно выполнять свои обязанности и нам, и ЦОДД», - разводят руками в ГАИ.


История с деревьями, загораживающими светофоры и знаки, еще интереснее. В этом случае ГИБДД выдает предписание с указанием адресов, где разросшуюся зелень необходимо подрезать, а затем отслеживает его исполнение. Казалось бы, укоротить пару веток на одном дереве, пару на другом – дело недолгое, но все не так просто. Для начала коммунальщикам из ГУП ГДЭЗ необходимо получить порубочный билет на каждое дерево, что в среднем занимает около недели. Затем они должны найти подрядчика, который срежет злополучные ветки, заключить с ним договор, обозначить фронт работ ... А знаки тем временем продолжают тонуть в листве, водители - искать дома, улицы и повороты, ГАИ –высушивать нарекания за ненадлежащий контроль.


Ответственность за неудовлетворительное обслуживание светофоров также традиционно возлагается на ГИБДД. При этом мало кто знает, что организация, занимающаяся их ремонтом, одна и ездить ее специалистам приходится по всей Москве. Вот и получается, что для того, чтобы починить один-единственный светофор на другом конце города, они только на дорогу тратят по пол дня. Не удивительно, что работа по «дальним» заявкам растягивается, светофоры стоят в отключке, а достается за это все тем же автоинспекторам. Вопрос о непродуманности такого подхода поднимался на уровне Управления ГИБДД и мнение по этому поводу однозначно: филиалы эксплуатационный службы необходимо организовать в каждом округе, иначе к лучшему ничего не измениться.


ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Наконец, последний фактор, негативно влияющий на организацию движения, как полагают в
, человеческий. А именно взаимоотношения между ее сотрудниками и водителями. Вот что думает по этому поводу Сергей Бабаев:

- В последние годы как-то совсем утратилось понимание того, что автоинспектор – лицо государственное: неуважительное отношение к нему у многих вошло в привычку. Но никто из участников движения почему-то не задумывается о том, что перманентное хамство с их стороны, рабочего энтузиазма сотрудникам ГИБДД не прибавляет. Между тем, ответная реакция инспекторов вполне предсказуема: зачем и для кого стараться, если грубят, оскорбляют? А ведь когда что-то случается на дороге, вы, господа водители, именно к ним обращаетесь за помощью... Да и взаимоотношения водителей между собой также далеки от идеала. Поэтому большая к вам просьба: будьте вежливы, ведите себя корректно.


P.S. Что касается дирижаблей и вертолетов, то целесообразность их использования пока вызывает в
некоторый скепсис. Единственное назначение этих летательных аппаратов – предоставление оперативной информации о ДТП, а транспортных проблем они, увы, не решают. Да и до этой ли экзотики ГАИ, когда в ее парке элементарно не хватает современного автотранспорта?