И сын ошибок – тюнинг…

Кое-кто, с придыханием выговаривая заграничное слово «тюнинг», готов платить за него абсурдные деньги. Мотивация у всех разная, но диктует она поступки, часто не укладывающиеся в рамки логики
Кое-кто, с придыханием выговаривая заграничное слово «тюнинг», готов платить за него абсурдные деньги. Мотивация у всех разная, но диктует она поступки, часто не укладывающиеся в рамки логики. Мой знакомый, купив «девятку», вложил в нее еще столько, что хватило бы на очень приличную иномарку. Вы этого не поймете. А любитель тюнинга – запросто.


Конечно, «тюнинги» бывают разные. Кто-то раскошелился на аэродинамический «обвес» – и доволен. Заметим, порой и речи нет о снижении сопротивления воздуха – важней «понты», как говорят молодые люди. Впрочем, это творчество довольно безобидное – не то что «тюнинг», затрагивающий подвеску, управление, колеса, тормоза – тут, извините, и убиться недолго. Увы, последнее уже не предмет спора – подтверждено печальной практикой. Многие не жалеют денег и на доработки двигателя, трансмиссии: «Отдам еще три тонны «зелени» – и «пятнашка» полетит быстрей пули. А на худой конец – соседу нос утру!»


В принципе, мечтать не вредно. Но лишь до того рокового момента, пока «лох» не окажется в опытных руках дельцов от тюнинга. Деньги, отданные за форсирование двигателя, чаще всего оказываются выброшенными на свалку вместе с его обломками. И чем больше раскручивается эта мода, тем чаще попадают в нашу мастерскую приверженцы тюнинга. Есть принципиальная разница между естественным износом двигателя и его внезапным разрушением. В первом случае мотор, меняя хозяев, проходя один за другим капремонты и т.д., может служить хоть миллион километров. Во втором?.. Бывало, переборщив с наддувом, мотор разваливали в первой же поездке. Ну а большинство владельцев «умеренно благополучных» (скажем так) моторов рискуют столкнуться с поломками после пробега 5–10 тыс. км – результат тоже безрадостный.


Около года назад побывал у нас владелец ВАЗ-2109 – карбюраторного, с двигателем 1,6 л. Понятно – «полусамоделка» какой-то тюнинговой фирмы. Пробег – с постоянной детонацией – героически завершился на отметке 7000 км. Наладить работу двигателя с обычной системой зажигания хозяин, по его словам, не мог, а в тюнинговой конторе мудро посоветовали ездить не на 95-м бензине, а на 98-м! Перед разборкой мотора в одном из цилиндров мы намерили компрессию все еще на уровне 16,5 кгс/см2! Какой же бензин здесь нужен, чтобы избежать детонации? Боюсь, что и АИ-98 «слабоват».


После расточки блока, замены поршней, клапанов и т.д. мы оснастили мотор микропроцессорной системой автоматической регулировки УОЗ – знакомым вам «Силычем». Оптимальную величину установочного УОЗ – около 2° – определили пробными выездами. Владелец той «девятки» все же ездит на бензине АИ-95. Пока – благополучно.


Сравнительно недавно попала к нам еще одна «Самара» – опять с двигателем 1,6 л, карбюраторным восьмиклапанным. Убитый горем юноша сообщил, что «тюнинг» обошелся ему более чем в две тысячи «зеленых» – и вот... Мотор дымил, странно шумел, машина еле ехала. Естественно, разобрали. Поршни произвели сильное впечатление, особенно тот (см. фото 1, 2), что развалился. Обломками надрало зеркало цилиндра. Происхождение поршней вызвало у нас сомнения. Ну а где взять другие, да еще ремонтного (82,4 мм) размера? На одной из тюнинговых фирм удалось купить кованые поршни. Правда, глубина выемок в них оказалась меньше, чем в стандартных. А почему? Мастер участка тюнинга двигателей просто сразил ответом: «По нашим расчетам, клапаны с поршнями не встретятся!» Но штука в том, что на протяжении беседы мастер все время путал понятия «степень сжатия» и «компрессия», а эти вольности вызывают недоверие!


Между тем «Тюнинг-центр» напоминал муравейник: полон двор автомобилей, вокруг суетятся молодые ребята в красивых спецовках. Видать, дело хлебное!


...Итак, поршни есть. Правда, чтобы они не доставали до прокладки головки блока, пришлось их «отторцевать» на 0,4 мм. Заодно измерили степень сжатия: 12,5! При такой даже на бензине АИ-98 возможна детонация, а уж на АИ-95 – наверняка. Кстати, давно известно, что чрезмерное увеличение степени сжатия «благ» почти не приносит: литровая мощность и удельный расход как бы стабилизируются, зато в выхлопе достигается наибольшее содержание вредных окислов азота (см. рис.).


Мы предложили владельцу отказаться от подобной форсировки: соберем, мол, нормальный мотор... Куда там! Юноша, видать, и сам уже насквозь тюнингованный! Согласился лишь установить под головку блока дополнительную прокладку. Не лучшее решение, но все же степень сжатия снизилась до 11,8. Пояснили хозяину, что и при этом мотор долго не проживет – надо совершенствовать зажигание – например, применить одну из современных адаптивных систем, подстраивающихся под реалии двигателя. Владелец, слава его разуму, дал «добро»! Поставили и ему «Силыча». Иногда звонит, делится наблюдениями. Тысяч десять машина с того дня прошла. Что дальше – увидим.


Конечно, есть серьезные, заслуживающие доверия тюнинговые фирмы. Но вокруг любой модной и дорогостоящей услуги автомобилистам непременно кучкуются группки малограмотных людей, желающих лишь нажиться – эти прилипалы порой погоду и делают...


Сами же «любители тюнинга» зачастую весьма туманно представляют себе, что такое мощность двигателя, компрессия, детонация и т. д. Поди объясни им, что «пережатый» мотор ожидаемой мощности не выдаст – будет очень жестко работать, а потом просто развалится от детонации!.. Какой тут «просвещенья дух», когда за каждым углом предлагают тюнинг...