Снова на гребне

Моторные лодки снова в моде, говорит Ричард Флёри. Как будто семидесятые никуда не уходили

Моторные лодки снова в моде, говорит Ричард Флёри. Как будто семидесятые никуда не уходили.

“Вы почти так же красивы, как моя дочь...” Эту дешевую завлекалочку чаще всего слышат девицы, приехавшие в Каус украсить собой Фестиваль моторных яхт.

Фанаты лодочных гонок со слезами на глазах вспоминают прошедшие семидесятые. Сквозь огромные розовые стекла очков Aviator это время кажется золотым веком. И в мире упрямых мачо, гоняющих на моторных лодках, семидесятые не закончатся никогда. Как будто, когда пришли восьмидесятые, их забыли позвать на дискотеку.

Поэтому каждое лето на остров Уайт опускается небольшое облако "брют", и начинается один длинный выходной. Из жестяных громкоговорителей на набережных вопят гитаристы. Куда ни глянь – кругом загар Сан-Тропе, растрепанные стрижки под Джеймса Ханта и итальянские дядьки в 18-каратных медальонах размером с крышку канализационного люка.

Семидесятые – время расцвета гонок на моторных лодках. Это было еще до того, как цены на нефть выросли, спонсоры улетели, а интерес прессы испарился. Нынче только плейбои-мультимиллионеры (слишком богатые, чтобы обращать внимание на разговоры об их редеющих прическах) бьются об заклад на тему “моя лодка быстрее твоей”.

В Class 1, морском аналоге “Формулы-1”, на безумно дорогих катамаранах гоняются восемь команд. Четыре из них представляют маленькие, но сказочно богатые арабские нефтяные державы. В попытке приблизить этот спорт к зрителям гигантские водные снаряды недавно вылезли на мелководье и на скорости под 250 км/ч носились по Плимутской гавани во время английского чемпионата.

Когда в конце семидесятых большие гонки на воде заполонили катамараны, в пику этому тренду итальянцы накупили старых однокорпусных судов и создали свой класс гонок в открытом море - Гонки на Выживание. Однако к 2002 году этому виду соревнований пришел конец.

Наши герои – бывший голливудский адвокат Натан Найт и его итальянский партнер, бывший “аквагонщик” Массимо Липпи. Надеясь сделать с лодочными гонками то же, что Берни Экклстоун сделал с Formula, они переименовали Гонки на Выживание в P1, привлекли спонсоров от судостроения и точно так же, как Class 1, приблизили соревнования к берегу. Здесь, в Каусе, лодки P1 гоняются по кольцевой трассе длиной в 6,5 км, проложенной всего в нескольких сотнях метров от берега.

“Мы много сделали для того, чтобы снова привлечь зрителей на соревнования, – говорит Натан Найт. – Раньше лодки эффектно стартовали от берега и уносились в море. Но какой дурак будет вкладываться в шоу, состоящее из одного старта?”

Перенос гонки ближе к зрителю – затея столь же продуктивная, сколь и опасная. В P1, правда, несчастных случаев пока не зарегистрировано. Зато два года назад отчаливший из Кауса пилот лодки класса Pro Vee с закрытой кабиной из-за прорехи в выхлопном тракте отравился угарным газом. Потеряв сознание, он врезался в круизную яхту. Ее обитатели были на камбузе – их не задело, но обед не удался... В 1991 году Стив Кертис (шестикратный чемпион мира) на катамаране Class 1 из-за тумана оказался слишком близко к берегу и выскочил на пляж на скорости 113 км/ч. А в этом году в Каусе какой-то вертолет сломался и упал в Солент рядом с буем, отмечающим маршрут Р1. Машина скрылась в толще воды, а экипаж подобрали спасатели и отвезли на берег. Два мокрых летуна тут же скрылись в ближайшем пабе.

Ветеран и профессионал спорта Рэй Балман сомневается в разумности гонок на 160 км/ч в акватории, где полно других судов: “Это то же самое, что провести английский этап Formula 1 на Риджент-cтрит в обеденное время в пятницу”. Но пурист Балман, который в расцвет гонок на моторных лодках сидел в комментаторской будке с Мюрреем Уокером, недоволен не только этим: “Не думаю, что современный лодочный спорт до сих пор заслуживает названия «морской», – говорит он. – Парни просто нарезают круги у берега”.

Если Class 1 – это “Формула”, то Р1 близок к WRC. Даже самые быстрые однокорпусные суда не могут мечтать о катамаранских 250 км/ч, но по большим волнам они идут лучше и хоть чем-то напоминают прогулочные лодки. В Р1 два класса: SuperSport и Evolution. Лодки SuperSport – тюнингованные серийные лодки (“Гоночная модификация без спальни и кухни”, – говорит Натан Найт). Evolution – совсем другая порода судов. Технически совершенные и волшебно быстрые, с мощностью 2500 л.с. и максимальной скоростью 180 км/ч!

Фаворитом этого сезона была лодка команды Sony. Их снаряд разрабатывался как сторожевое судно, которое может догнать самые быстрые лодки наркодилеров! Так вот почему на этих соревнованиях так много подозрительных личностей: от южно-американских полисменов из отдела наркотиков и кубинских шпионов до представителей полиции Гонконга.

Лодка Sony не сбавляет скорость в поворотах. Ее высокотехнологичный корпус легко скользит по волнам. Но два соперника все же как следует погоняли Sony в этом сезоне. Первый – красная лодка OSG Donzi, самое сексуальное судно Р1. Им владеет и управляет итальянский бизнесмен и известный соблазнитель Джанкарло Кангиано (представьте себе хорошо откормленного средиземноморского Джорджа Клуни).

Второй соперник – лодка Wettpunkt.com (“Ставка пари”). Она принадлежит миллиардеру Ханнесу Бохинку, одному из богатейших людей Австралии. Постройка судна стоила €1,5 млн, а еще два миллиона уходит на обслуживание в каждом сезоне. В 2003 году, когда отмечалось столетие лодочного спорта, лодка Бохинка выиграла уникальный Кубок Хармсуорфа. Неплохо для человека, который практически утонул в 1997 году. Да-да, утонул! У побережья Аргентины запертый в тонущей лодке Ханнес перенес клиническую смерть.

“Это было на Чемпионате мира, – вспоминает он. – Я лидировал в гонке, пошел на последний круг... Но внезапно отказал руль, и мы перевернулись. Все произошло очень быстро, а малая глубина не позволила открыть верхний люк. Поэтому я пробыл восемь минут без кислорода, пока ныряльщики не вынули меня”. После такого случая человек послабее продал бы лодку и перешел на кегли, но Ханнес считает судно своим главным имуществом. “Опыт – главное в этом спорте, – объясняет он. – Без него нет смысла лезть в гонки. Я никогда не возьму второго пилота, у которого меньше 30 лет стажа”.

Англичанин у руля Wettpunkt Майлз Дженнингс и штурман Эд Уильямс Хоукс – одни из самых опытных в Р1. Трехкратный чемпион мира Майлз, которому 43 года, участвует в гонках с 16 лет, и Эд – примерно столько же. Он говорит, что уже забыл, сколько ему лет.

Держать под контролем такое “большое, сексуальное чудовище” – командная работа пилота, штурмана, моториста и инженера. И они делают ее превосходно.

Худой, седоватый, прямой Эд Уильямс Хоукс с пиратской повязкой на глазу мог бы быть Кейтом Ричардсом моторных гонок. Он сравнивает жесткие ощущения от пробега по штормовым морям с эффектом от хорошей таблетки кислоты в шестидесятых. “Это чуждая среда. Вам кажется, что вы в открытом космосе. Вас просто несет, – говорит он. – Это физика пополам с психологией. Перегрузки могут достигать 9 g, но им не надо противостоять, нужно просто проходить сквозь них. Если становится страшно, жмите на газ. Несчастные случаи происходят, когда вы теряетесь и сбрасываете ход. Тогда нос уходит под воду – и кранты”.

Чтобы лодка не ныряла в волну, команда может перераспределять балласт, перекачивая четверть тонны воды по корпусу. Но даже при этом лодка сидит очень низко: линия горизонта всего в 3 километрах от вас, и на максимальной скорости вы можете скрыться из виду уже через тридцать секунд.

Моторист Ханнес – летчик коммерческой авиации, он умеет плавать и летать на чем угодно. Но открытое море дает ему то, что не могут дать ни машина, ни самолет.

“Только в море теперь можно обрести настоящую свободу, – объясняет он. – На машине за миллион евро вы выезжаете из-за угла, и вас ловит полицейский с радаром. Но уже в пяти километрах от порта вы совершенно свободны. Ни ограничений скорости, ничего. Эта свобода доступна крутым парням, которые могут позволить себе делать глупости”.

Пока лодка заправляется, Ханнес и Эд закуривают сигары. Один из распорядителей – в каске, с пузом, с зубами, похожими на остов “Мэри Роуз” – подходит к ним и делает выговор. Они уступают, но усталая полуулыбка Ханнеса все объясняет. Когда носишься по океану на 170 км/ч, существуют только твои правила.