Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
23 марта
Subaru Forester 2.0 125hp AT
Очень надежная машина. устойчива на трассе, даже на предельных скоростях. Разгоняется очень быстро, конкретно по времени не засекал, но по моему быстрее заявленных секунд. практически одинаково ведет ...
3.7
22 марта
Renault Logan 1.4 MT
Много автомобиля за небольшие деньги. За 8 лет эксплуатации на СТО заезжал только на плановые и ТО. Из расходников заменены только тормозные колодки на 65 тыс.км.
4.5
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
14 июня 2006 17:25, Статьи

Устанавливаем ГБО. Полезное ископаемое

Автомобиль даром что железный, а на пустой желудок работать не будет. Но лить в бак привычный бензин с каждым годом накладнее – вот-вот вылезем на мировой уровень цен. Из альтернативных источников нынче популярен сжиженный газ

Фото: За рулем

Автомобиль даром что железный, а на пустой желудок работать не будет. Но лить в бак привычный бензин с каждым годом накладнее – вот-вот вылезем на мировой уровень цен. Из альтернативных источников нынче популярен сжиженный газ. Легковушек на этом топливе у нас серийно не строят, зато газифицировать средство передвижения можно в одной из бесчисленных мастерских.

НА ГОЛУБОМ ГАЗУ
К переходу на голубое топливо в первую очередь подталкивает невысокая цена энергоносителя – литр газа примерно вдвое дешевле 92-го бензина. Не сильно портит картину даже повышенный (до 10% на карбюраторных моторах и около 6–8% – на инжекторных) расход – экономия все равно налицо. Есть и дополнительные преимущества: двигатель работает более мягко (а потому служит дольше), реже приходится покупать новые свечи, масло в моторе окисляется не столь интенсивно.

Но за все хорошее надо платить. В «газовом» выражении это трудности холодного пуска и дополнительный объем работ по техническому обслуживанию.

Время жизни газовой аппаратуры напрямую зависит от качества изготовления и не столь, правда, явно – от цены. Желающих заработать на этом поприще более чем достаточно. На российском рынке встретишь изделия более двадцати итальянских фирм, около десяти отечественных (к ним относим и братскую Белоруссию) и пяток – из Голландии. Последние – признанные долгожители. Благодаря тщательной сборке и проверенным комплектующим они работают по десять лет без переборки. Служили бы и дольше, да меркаптан плохо действует на резину. Это зловонное вещество вводят в топливо исключительно ради безопасности. Иначе утечку газовой смеси не обнаружить – сам-то пропан, как известно, не пахнет. Несколько хуже показатели итальянцев (речь, напомню, о ширпотребе, распространенном на российском рынке). Их продукция служит до ремонта в среднем три–пять лет. С нашими, как всегда, полная неразбериха. Есть лицензионные копии высокого уровня – по цене, превосходящей стоимость прототипа. Есть и куда более скромные варианты, но уже нестабильного качества. Не повезет – замучают неожиданными отказами.

СИСТЕМА ПИТАНИЯ
Автомобильная газовая установка базируется на двух китах: интеллектуальной дозирующей системе и весьма примитивном газохранилище – баллоне объемом от 30 до 270 литров. В угоду компоновке машины ему придают различные формы. Самые ходовые фасоны – цилиндр и тор (в просторечии – бублик). В России изготавливают только цилиндры – другие доставляют из Польши или Прибалтики. Попадаются несертифицированные емкости из Турции: упаси вас бог позариться на дешевизну! Непроверенный сосуд в любой момент может лопнуть по швам – хорошо, если дело не кончится взрывом. По той же причине не стоит мелочиться при выборе мультиклапана – запорного устройства с указателем уровня. В Европе разрешен только класс «А» – с предохранительным клапаном. У нас «в законе» и класс «В», страховкой в котором служит 20-процентный свободный объем (баллон заправляется на 80% от максимума), но с автоматикой все же спокойнее.

Остальная начинка зависит от схемы питания двигателя. Нынче в ходу четыре типа систем. Самую, пожалуй, простую используют на карбюраторных двигателях. В комплект входят двухступенчатый механический редуктор (устройство для снижения давления и регулирования подачи газа, управляемое за счет разрежения во впускном коллекторе), дозатор (дроссель, обеспечивающий нужное проходное сечение питающей магистрали) и, наконец, клапаны, отсекающие либо газ, либо бензин, вкупе с переключателем. А еще требуется смеситель – нечто вроде конфорки или прокладки с дырочками. Его, как правило, встраивают у входа в карбюратор или под его среднюю часть. Сверлить стенку диффузора и вклеивать трубочку не рекомендуем – самодельный подвод вскоре расшатается и выпадет, хорошо, если не с куском стенки.

В инжекторных моторах без l-зонда действуют по-другому. Здесь смеситель пристраивают во впускной тракт перед дроссельным патрубком. Подачей газа ведает тот же механический (либо с электрическим запорным клапаном) редуктор, а вот клапан, отключающий бензин, уже не нужен – достаточно обесточить реле электробензонасоса. Дабы исключить из работы форсунки, не снимая разъемов, в цепь встраивают эмулятор – устройство, подающее на контроллер ложный сигнал об их якобы нормальной работе. Этот нехитрый ход позволяет обмануть тревожную лампочку check engine. К сожалению, на газифицированных двигателях порой возникает «хлопковый эффект» – когда по разным причинам вдруг воспламеняется газовая смесь, не успевшая попасть в цилиндры. Чтобы уберечь впускной тракт от разрушения (особенно – нежный датчик массового расхода воздуха), в него встраивают обратный клапан – так называемую «хлопушку».

Еще сложнее газовое оборудование в инжекторных двигателях с l-зондом (с одноканальной обратной связью). Редуктором здесь управляет электроника – это полностью исключает подсос газа при закрытом мультиклапане. Щепетильность оправдана: в противном случае на впуске может оказаться переобогащенная негорючая бинарная смесь (газ+бензин). Благополучно миновав цилиндр, этот суррогат попадет в нейтрализатор, где, дойдя до нужной кондиции, учинит разрушительный мини-взрыв. Кроме того, при подаче газа не обойтись без обратной связи, не то сойдет с ума контроллер двигателя. Точную меру выдает электронный дозатор, управляемый собственным блоком, подключенным к штатному l-зонду. Все остальное – как в предыдущем случае.

И, наконец, самый современный вариант предусматривает непосредственный впрыск газа. В перечне запчастей – электронный «редуктор» без понижающей ступени (впрыск требует высокого давления), блок управления, работающий заодно с основным контроллером, рампа с форсунками и калиброванными жиклерами, газовый фильтр. Недешевая система позволяет полностью избежать хлопков, а потому идеально подходит для пластиковых впускных коллекторов и всяких мудреных трактов с изменяемой геометрией. Кроме того, у нее самый чистый выхлоп, поскольку об этом заботятся целых два l-зонда.

КОВАРСТВО И ЛЮБОВЬ
Как и всякий специалист, знающий себе цену (но с ней, разумеется, не согласный), газовщики оказались людьми малоразговорчивыми. Типичный ответ на просьбу проконсультироваться по известному поводу таков: «Пятьдесят литров за двадцать семь с половиной тысяч!» Расшифруем: «пятьдесят литров» – объем баллона, остальное – стоимость оборудования с установкой. Вытянуть что-либо еще без наводящих вопросов весьма затруднительно. И неспроста – чуть не половина специалистов не смогла даже самостоятельно определить, что за зверь ВАЗ-21104 (напомним: серийная «десятка» с шестнадцатиклапанным мотором 1,6 л). По поводу пластикового коллектора мнения также разошлись. Большинство согласилось пристроить на машину любой подходящий тип оборудования (см. выше), но без гарантий: разорвет – сам виноват (!). Меньшинство категорически рекомендовало самый правильный, но и самый разорительный вариант – аппаратуру четвертого поколения. А один (жив Левша!) предложил сэкономить, за три тысячи заменив коллектор на металлический!

К сожалению, оценить качество работ «вживую» не получилось – достаточного количества машин, нуждающихся в газификации, у нас не нашлось.

Однако кое-какие рекомендации мы все-таки выработали. Убедитесь в наличии сертификатов на услуги и комплектующие. Первый, правда, дело добровольное, но отношение к нему показательно: тем, у кого документ есть, нечего скрывать.

Обратите внимание на оборудование. Сканер необходим для сортировки ошибок – сбитые фазы гарантируют взрыв в коллекторе! Для настройки системы обязательно понадобится газоанализатор, а для программирования контроллера (4-е поколение) – ноутбук. Плохо, если в мастерской нет компрессора – все огрехи сборки вылезут при первой же заправке. Ясно, что финишную опрессовку лучше сделать заранее.

И еще – настоящие профессионалы своих не бросают, обеспечивая регулярные ТО по собственной сервисной книжке.

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
1
Сергей Петровский
Установка гбо на автомобиль Toyota Монтаж гбо на автомобиль марки Toyota имеет ряд своих сложностей. В данном случае производилась установка гбо 4 поколения на автомобиль Land Cruiser. Стоит отметить сразу, что гбо 4 поколения отлично адаптировано для работы с маркой Toyota. Однако при установке на моделиLand Cruiser, Camry и Prius нужно крайне внимательно подойти к вопросу разборки и сборки технологических узлов под капотом авто. В случае оплошности установка гбо4 и разбор деталей может активировать систему Check Engine, и двигатель начнёт работать с перебоями. Других же сложностей установка гбо 4 поколения не имеет. К счастью, опыт и уверенность нашей команды в своих силах делают эту задачу выполнимой. Чтобы обеспечить безопасность автомобиля, нужно провести проверку некоторых элементов системы. В частности, проверке подлежат все вакуумные трубки, прокладки и болтовые соединения. К проводке автомобиля подключение производится только через стандартизированные разъёмы от производителей гбо 4 поколения – это могут быть Digitronic, Lecho или Lovato.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.

Рекомендуем прочесть