Ездим по Пакистану

Если гималайское солнышко показалось вам недостаточно ярким, обратите свой взор на прикладное искусство пакистанских дальнобойщиков. Только не забудьте надеть темные очки

Если гималайское солнышко показалось вам недостаточно ярким, обратите свой взор на прикладное искусство пакистанских дальнобойщиков. Только не забудьте надеть темные очки...

Пакистан. Солнце, вышедшее из-за горных вершин, сверкает в блестящих аляповатых цветах, которыми размалеван грузовик Джанзаба. Его только что остановил “шеф полиции”: за просроченные права придется заплатить 500 рупий.

И тут появляемся мы с Рейчел, которая тут же начинает щелкать затвором. С нами Мохаммед – местная шишка. Он что-то нашептывает “шефу”, и через несколько минут полицейский поворачивается к Джанзабу.

“Мы можем забыть о штрафе, – говорит он, – если ты провезешь этих девушек по Каракорамскому шоссе”. Джанзаб веселеет. Неужели кто-то по доброй воле желает убить два дня в поездке на грузовике по самой опасной и негостеприимной дороге в мире? Но если так хочет Большая Шишка – пожалуйста!

Каракорамское шоссе – главная дорога, соединяющая столицу Пакистана Исламабад с северными окраинами и Китаем. Она проходит по Шелковому пути – древнейшей дороге купцов – через северо-западные провинции, где полным-полно повстанцев. Туристам советуют держаться от этих мест подальше. Опасны не только лихие люди - от бездонных обрывов захватывает дух. Зато какие виды! Дорога связывает три горные цепи: Гиндукуш, Каракорам и Гималаи. Это действительно одно из красивейших мест на Земле. Но если Джанзаб ошибется с рулежкой... Тут даже закоренелый атеист просит у бога хоть какое-нибудь ограждение дороги.

Но, судя по размаху, с которым Джанзаб украсил свой рыдван, к Аллаху он не собирается. У пакистанских водил есть неписаное правило: “Если наездник не обеспечил коню яркую сбрую, он плохой наездник”. Наш конь украшен по полной. Мир избавляется от яркой мишуры, но пакистанские водители скупают ее оптом. Роскошное убранство обходится в целое состояние, однако владельцы грузовиков утверждают, что инвестиции окупаются. Ни один уважающий себя торговец не доверит товар водителю обшарпанной машины. Каждый сантиметр автомобиля покрыт сверкающими зеркалами, статуэтками и висюльками. Цацки воплощают не только стремление “быть не хуже ханов”: говорят, этот вклад зачитывается и на небесах.

Орнамент – коктейль из гравированных рыбок, птичек и цветов. Кабина оклеена хитрыми узорами, вырезанными из светоотражающего пластика. Бока вручную расписаны орнаментами и горными пейзажами. Кинозвездам прошлого тоже нашлось место. Блестящие фигурки и подвески прилеплены снаружи; на порогах – металлические кружева. Внутри кабины то же самое. Панели дверей, потолки и сиденья слепят глаза, все увешано амулетами и просто бусами. Рисунки есть даже на внутренней поверхности капота и закраинах колесных арок. Господи, и на лобовом стекле та же мишура, венки и наклейки! Сквозь них я почти ничего не вижу, да и Джанзаб наверняка тоже.

Щурясь, я гляжу сквозь эти феньки и думаю о том, как нас сюда занесло. Грузовик, который провез бы нас по Каракорамскому шоссе, мы начали искать еще в Пешаваре, на афганской границе. В этом городе пистолетов больше, чем лепешек. Тут кует свои кадры Талибан. А в местных мастерских владельцы грузовиков украшают свои колесницы.

Нам подсказали заведение, где это делают лучше всего, и мы отправились туда на такси. По пыльным улицам с рядами крошечных лавчонок бродят мужчины в традиционной одежде – свободных светлых пижамах. На головах – огромные чалмы, они непрерывно потягивают чай и, что очень разумно на такой жаре, не делают лишних движений. Женщин не видно вообще...

Пакистанцы – как сороки: обожают все блестящее. Сверкающую вещицу они хватают и вешают на переднюю панель. Так поступают не только с грузовиками - искрящиеся гирлянды украшают даже трактора. Ручные тележки тоже издают мелодичный перезвон. Нет, это не “тачки с прокачки” – скорее, ярмарочные карусели.

Площадь с мастерскими полна торговцев, громко нахваливающих свой товар. Между ними пробирается продавец сладкого чая, балансируя серебряным подносом с чайником и чашками. Гигантские каркасы кабин и кузовов пакистанских грузовиков почти полностью скроены из дерева и валяются вокруг, как скелеты на китовом кладбище. Грузовики Bedford 60-70-х годов, которым давно пора на свалку, ремонтируют здесь же, прямо на коленке. А ведь этой технике предстоит ездить по смертельно узким горным перевалам!

Асфадин водит грузовик уже 14 лет. Он привел свою машину сюда, чтобы ее разобрали и полностью обновили. Выбор пал на это место, потому что здесь лучшие механики, а декораторы в курсе последних тенденций. “Я сказал оформителям, что круче моего грузовика быть не должно. Я хочу быть лучшим на дороге, – говорит он. – На моей машине раньше был циферблат часов, но он вышел из моды. Теперь рисуют звезды. Хороший грузовик – это статус!” Он понижает голос и придвигается ближе. “Среди водителей сильная конкуренция. Если у вас хороший грузовик - значит, вы богаты и у вас хорошая репутация”. От репутации тут зависит все.

Кажется, что вокруг хаос, но даже в пыли и грязи каждая вещь имеет свое место. Двор окружают неказистые деревянные козырьки. Некоторые – лавочки механиков – полны запчастей, под другими делают украшения.?? Кто-то выпиливает из дерева цветы, кто-то мастерит никелированных попугаев и абстрактные орнаменты. В углу мальчик, стоя на коленях, клеит из винила ядовитого цвета фигурки. В закутке мужчина мнет ярко-красный кусок полотна, засовывая его в швейную машинку - это будет обшивка салона.

В последние годы модным был гравированный никель. Цвет месяца – зеленый, а самоклеющаяся пленка начала вытеснять традиционную роспись. Не скажешь, что это древнее ремесло, все началось в восьмидесятые. “Как следует украшенный грузовик появился у меня лет семь назад”, – рассказывает Асфадин. Он зарабатывает 5000 пакистанских рупий в месяц (около $85), а разрисовать грузовик стоит примерно 300 000 рупий ($500). Это дорогое дело. Но когда на кону гордость, Асфадин, как и все остальные, денег не жалеет.

Я говорю о нашей идее проехать по Каракорамскому шоссе, и он корчит гримасу. Говорит, что однажды лед сделал дорогу непроходимой. “Я ехал из Скарду, но ледник завалил дорогу. Мы попытались проехать по нему и увязли в снегу. Торчали там два дня без еды и воды, пока военные нас не спасли”.

Но нам с Джанзабом повезло, хотя дорога была тяжелой и опасной. Езда по ущельям требует невероятного внимания. Джанзаб очень напряжен. Через шесть часов этого путешествия я слепну от блеска. Роскошь начинает доставать... Мы доезжаем до моста через Инд. Прежде чем скатиться на доски, устилающие мост, грузовик почти останавливается. Доски прыгают и шевелятся под колесами. Наши сердца прыгают вместе с ними.

А когда мы подъезжаем к посту возле моста, полицейский останавливает машину и недоверчиво смотрит на нас. Приказывает немедленно вылезти. “Что вы делаете в грузовике?” – спрашивает он, изучая наши паспорта. “Едем в Скарду”, – отвечаю я. В этот момент с моста съезжает микроавтобус: полицейский машет ему, чтобы тот остановился. Из автобуса выходят два европейца-альпиниста, которые собираются штурмовать Гималаи. После недолгих переговоров с водителем полицейский бесцеремонно запихивает нас к ним.

Мы направляемся в горы, и я начинаю понимать, насколько мир Белого Человека в Mercedes Sprinter, несущемся по гладкой автостраде, далек от мира местных водил в старых рыдванах и их трудных дорог. И улыбаюсь, представляя, как Джанзаб бренчит и дребезжит сейчас через Гималаи.