Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
30 марта
Nissan Maxima 2.0 QX MT
Была у меня такая ласточка, прослужила она мне 2 года. Машина самая лучшая в своем классе. Заводилась в любой мороз, салон просторный, кожа, пэп, электро приводы на сиденьях, подогрев просто сказка...
5.0
30 марта
Skoda Octavia 1.6 MT
Автомобилем владею 10мес.(была Шкода А5 4,5года).Брал б\у, на новый за полную комплектацию не готов был столько выложить. Некторые пишет о плохой шумоизоляции и плохой устойчивости с пакетом плохих...
4.7
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
30 марта 2006 21:51, Новости

Скорость по-фински!

Финны – не самая спортивная нация на Земле. Но как же здорово они ездят

Фото: Top Gear

Кими Райконен наверняка станет третьим по счету чухонским чемпионом “Формулы-1”. И для “Феррари” он – единственно возможный преемник Шумахера. В этом нет ничего удивительного. Ведь он же финн, как-никак!

Если в бледных сумерках, предшествующих летнему рассвету, вы уже отстояли очередь за билетами на чемпионат по крикету... Если с английским флагом или шарфом в руке вы уже сходили с ума под башенками стадиона Уэмбли... Если у вас дома есть хоть один корешок от билета в Мэдисон Сквер Гарден... Если вместе с Клиффом вы уже пели “Singing in the Rain” на центральном корте Уимблдона... Если вы уже намочили штаны, стоя на выходе из “Красной Воды” в Спа… Вам осталось лишь одно обязательное спортивное паломничество - вам пора в Оунинпохья.

“Добро пожаловать в рай! Добро пожаловать в Финляндию! Добро пожаловать в Оунинпохья!” - кричит человек с жидкой русой бороденкой, пивным брюшком, в подтяжках с логотипом Lapin Kulta и в аляске с нашивкой клуба West Ham. В одной руке у него бутылка пива Koff, в другой - надувная кукла. Так нас зазывают на ралли.

Гравийная трасса самого серьезного этапа мирового чемпионата проходит всего в 20 метрах отсюда. Очень быстрые парни через шесть часов сдуют с нее весь этот человеческий мусор.

Знаете, как дрожат деревья, когда мимо них на скорости 200 км/ч пролетает Ford Focus WRC? Он добрых 50 метров несется в воздухе. В этот момент словарная статья, объясняющая понятие “храбрость”, кажется вам совсем невыразительной. Километры Оунинпохья, где люди играют со смертью, наш новый друг Яни правильно назвал “раем”. “Сегодня самый главный день в году для финских фанатов автоспорта, - объясняет Яни. - Это как финал кубка мира по футболу для англичан. У вас - Дэвид Бэкхем. У нас - Маркус и Кими”.

В рейтинге самых знаменитых финнов только Йоулопукки (своим Дедом Морозом хвастается любая страна у Полярного круга) занимает более высокую строчку, чем эти национальные герои, которые уже четверть века лидируют в мировом автоспорте.

Статистика говорит сама за себя. Финны ведут в ралли уже 50 лет. С тех пор как в конце 70-х начался WRC, чемпионов мира было 29. Англичане, итальянцы, французы, испанцы шведы… в почетном списке по одному, редко – по паре представителей этих наций. А на вершине топ-листа – шестеро финнов! Эти тихони выигрывали чемпионат мира 13 раз, а рекорд – четырехкратное чемпионство – делят Юха Канккунен и Томми Мякинен.

Книга фактов и цифр “Формулы-1” населена финнами не так густо. После того как первый финский пилот Ф1, почти неизвестный Лео Кинунен дебютировал в 1974 году на Гран-при Швеции в команде Surtees-Ford, всего шесть финнов засветились в “Формуле”. Для сравнения: у Англии - 152 пилота “Формулы-1”! Однако финны выиграли три чемпионских титула, а англичане – 12. Так что Чухонь без напряга побеждает по очкам.

Это феноменально, но за последние 24 года чемпионами мира в Ф1 и ралли 14 раз были финны (в 1998 и 1999 гг. благодаря Хаккинену и Мякинену они выигрывали оба титула), не говоря уже о многочисленных финских победах в Дакаре (Ари Ватанен и Юха Канккунен) и Ле-Мане (Юрки Ярвилехто, он же – “ДжейДжей” Лехто).

Цифры впечатляют еще больше, если вспомнить о размерах Финляндии. Население – всего 5,2 миллиона. Озер там почти столько же, сколько и людей, а деревьев в сотни раз больше. “На первый взгляд кажется, что лидерство финнов в автоспорте не объяснимо, – говорит Ари Ватанен, четырехкратный чемпион Дакара и чемпион мира по ралли 1981 года (на Ford Escort). – У нас нет автомобильного рынка. Налоги на автомобили – одни из самых высоких в мире. Мы не вошли в автомобильную культуру... Но как только вы познакомитесь с некоторыми финнами и тем более приедете в Финляндию, вы все поймете. Большинство из нас – целеустремленные индивидуалисты.

“То же самое в спорте. Кроме хоккея, в командных играх у нас нет особых успехов. Сколько в футбольной команде игроков? Одиннадцать? Финнам понадобятся 11 мячей, потому что каждому захочется свой”. “Посмотрите, в чем мы сильны – хоккей, прыжки с трамплина и автоспорт! Всюду, где голова в опасности и обязателен шлем. Грубо говоря, сильны во всем, что пугает людей благоразумных. У нас, конечно, еще есть sisu - по-фински это сила. Но чтобы быстро ездить, она не нужна. Нужна тяжелая правая нога и легкая голова…”

Ватанен – воплощение финской sisu. Он был первым “Летучим Финном”, которого я встретил на ралли. Непонятно, как он вообще добрался до чемпионата. В аварии на Peugeot на аргентинском этапе ралли 1985 года он едва не погиб. А неделю спустя, лежа на больничной койке, он мечтал умереть. Он был уверен, что при многочисленных переливаниях крови заполучил СПИД. Борьба за здоровье, физическое и душевное, была труднее, чем любая победа за рулем...

Фото: Top Gear

“За победу мне всегда приходилось бороться только с финнами, - вспоминает бывший чемпион, а ныне глава Ford WRC англичанин Малькольм Уилсон. – Их способность удерживать машину под контролем была заметна всегда, но когда я стал руководить командой, то понял, что в них есть что-то особенное”.

“Финны – самые беспроблемные пилоты. Если бы вы видели Escort, которым управлял Юха Канккунен или Focus, на котором теперь стартует Тони Гардемайстер, никогда бы не подумали, что эти машины только что участвовали в ралли. Мойка, легкая подкраска – и машины опять готовы к гонке”.

Здесь, на ралли Финляндии, команду Ford также впечатлил Мика Сало, бывший пилот Ф1, ездивший за Ferrari и Toyota. На стандартной Fiesta ST он едет "нулем" и отлично проходит маршрут, а машина пока цела. “Это хорошо, потому что карьеру в ралли я делал больше на крыше, чем на колесах, – смеется Сало. – Для финна это настоящий кайф. Когда был маленьким, ходил с отцом на ралли, а в песочнице лепил Ford Escort. Но выбрал кольцевые гонки, потому что ненавижу вставать в 6 утра! Городские мальчишки тянутся в «кольцо», а деревенские – в ралли. Теперь и я решил поездить в ралли, но чуть быстрее. Впрочем, очень быстро все равно не поеду: если разобьюсь, потом не смогу этого забыть”. Уилсон считает, что даже обычный водитель может потягаться с финном в крутом медленном повороте, но при быстрой езде остальным ловить нечего. Босс команды снаряжает новенький “фордовский” вертолет и везет нас в глубь финских лесов, чтобы мы увидели все своими глазами.

Рано утром в компании Яни и его страдающих от похмелья друзей мы увидели, как толпа финнов скандировала, дула в рожки и вопила каждый раз, когда мимо пролетал их соотечественник. Это был энтузиазм тинейджеров, оттягивающихся на концерте Робби Уильямса! А двукратный чемпион мира Маркус Гронхольм заработал самое громкое приветствие. Следующий после Оунинпохья скоростной участок ралли “Финляндия” (бывшее ралли "Тысяча Озер") – это "Уррия". Его называют “Финским Гран-при”. "Уррия" прекрасно иллюстрирует слова Уилсона. На обычных дорогах отрыв между финнами и другими гонщиками небольшой. Но на широких лесных трассах, там, где трамплин следует за трамплином, финны просто летят сквозь кроны деревьев и бесчисленные бело-голубые флаги финских болельщиков. На участках, где остальные в страхе пасуют, молодцом держатся лишь самые громкие и прыгучие автомобили: все, как на подбор, в национальных цветах. “Они выросли на этих дорогах, их не пугает высокая скорость, – говорит Уилсон. – Посмотрите телеметрию с наших боевых Focus и увидите сами. Максимальные скорости у финнов выше!”

Рядом со мной за ходом ралли наблюдает один из фанатов. На нем - спортивный костюм, носки и сандалии. Но меня больше интересует газета, которую он читает. Это, должно быть, обозрение финского этапа и календарь гонок, но на первой полосе - шпионские фотографии Кими Райконена и его жены – королевы красоты Дженни. Это собственные финские “Пош и Бекс”.

С 1982 года, когда Кеке Росберг стал первым финским чемпионом мира в “Формуле-1”, финны поживились еще и титулами Мика Хаккинена, который тоже рисковал жизнью. Они больше не состоят в моногамном браке с ралли. Любовница – “Формула-1” - вовлекла финнов в интрижку с кольцевыми гонками. Если Росберг был "просто Чемпионом" (он выиграл свою первую гонку всего за несколько недель до окончания сезона), то Хаккинена считают одним из самых великих пилотов всех времен. И даже его главный соперник Михаэль Шумахер, несмотря на полдюжины титулов и 84 победы, не знает, кто из них двоих лучше. Хаккинен побеждал 20 раз, и у него два титула чемпиона. “Об этом трудно судить однозначно, – говорит Шумахер. – Но вы точно не услышите от меня: «Я лучше, чем Мика»”. Единственный способ узнать, кто быстрее, – свести их в одной команде и посадить на одинаковые машины. Шумахер говорит, что будет рад возможности проделать это и с преемником Хаккинена – Кими Райконеном.

Дэвид Култхард, который гонялся вместе с Шумахером и Хаккиненом, уверен, что Райконен пока что не только самый талантливый финский пилот в Ф1, но, возможно, даже лучше Шумахера. И уж точно более одаренный. “Думаю, что у Кими побольше природного таланта, чем у самого Михаэля Шумахера, – говорит шотландец. – Каждый его выход на трассу – это событие! Даже после трехнедельного отпуска и всяких скандалов”. Доказательство этого утверждения нашлось, когда в сентябре я приехал на Гран-при в Спа. Передо мной была “Красная Вода”. Она похожа на смерч, который втягивает и выбрасывает пилотов Гран-при – кого на обочину, а кого и вверх тормашками. Вознамерившись взять у Кими интервью, я следую совету Култхарда и сначала смотрю на парня в деле. “Красная Вода” – формульный эквивалент “Уррии”. McLaren Райконена завывает, как привидение! Вот уж точно “самая тяжелая нога и самая легкая голова”.

Фото: Top Gear“Быть финном – определенно удача для гонщика, – говорит Кими, закончив гонку и сидя у себя в моторхоуме. – Благодаря раллистам и парням вроде Кеке, автоспорт стал у нас жутко популярен, и неважно, ралли это, “Формула” или мотокросс. В Финляндии молодому человеку легко прийти в спорт. В деревне можно хулиганить на обычной машине по полям – чем не тренировка? А для городских есть картинг… Финны обожают играть в машинки. Зимой нет лучше развлекухи, чем погонять по льду. Но лучше не пытайтесь делать это на обычных дорогах. Самый большой штраф за превышение скорости я заплатил в родной Финляндии - €45 000! Мне интересно самому когда-нибудь попробовать ралли: там абсолютно разные трассы, разные условия движения, гравий, снег и лед… Это, наверное, трудно, но в этом вся прелесть”.

Теперь, когда Финляндия заняла почетное место в мире автоспорта, ей нужно постоянно воспитывать парней, способных сесть за руль автомобилей WRC и F1. Антрепренер Тимо Юхки работал со многими раллийными звездами, включая Канккунена и Мякинена. Теперь он в постоянном поиске новых талантов. “Успех Томми, Юхи и Тони только раззадоривает. Молодняк хочет заниматься автоспортом, – говорит он. – Но мне нужны особые люди, с особым психическим складом. Я делаю из них профи, испытываю их волю к победе, проверяю умение прогнозировать ситуацию, слежу за их эмоциями. Это сложный тест, половина не выдерживает. Обычно из-за мотивации. Быть просто быстрым финном недостаточно”.
У кольцевых гонок будущее тоже светлое. Новый чемпионат GP2 и чек на $100 000 от Bridgestone в этом году получит финн: или Хейкки Ковалайнен (который известен тем, что победил Шумахера в Гонке Чемпионов в прошлом декабре), или сын Росберга – Нико, который дебютировал в Ф1 в Сузуке, выступая за Williams. А на двух колесах в зачете 125 см3 на титул претендует Мика Каллио. “Гонки так глубоко въелись в умы финнов, что наша нация еще долго будет в них с удовольствием участвовать”, – говорит Ари Ватанен, член Европейского парламента. “Кое-кто – например, я – много говорит. Другие, вроде Кими, больше помалкивают. Но быстро ездить мы будем всегда…”

Лучшие в мире
По количеству побед в F1 и WRC на душу населения финны далеко впереди
(победа на млн. чел.)

Швеция 1:5 млн
2 чемпиона

Норвегия 1:4 млн
1 чемпион

Финляндия 1:0,3 млн
16 чемпионов


Канада 1:32 млн
1 чемпион

Великобритания 1:5 млн
13 чемпионов

США 1:148 млн
2 чемпиона

Австрия 1:2 млн
4 чемпиона

Германия 1:9 млн
9 чемпионов

Австралия 1:5 млн
5 чемпионов

Испания
2 чемпиона

Франция 1:10 млн
6 чемпионов

Новая Зеландия 1:4 млн
1 чемпион

Южная Африка 1:44 млн
1 чемпион

Бразилия 1:23 млн
8 чемпионов

Аргентина 1:8 млн
5 чемпионов

Италия 1:12 млн
5 чемпионов

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Этот материал пока никто не прокомментировал. Будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.