Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
27 сентября 2005 15:47, Статьи

Нас держат за идиотов. Цены на АЗС все равно будут расти

Публичное шоу с ведущими нефтяными компаниями, которые недавно «согласованно» решили «заморозить» ценники на АЗС до конца этого года, может вполне провалиться
10 декабря
Volkswagen Polo 1.6 AT
Комфорт приемлем, но холодная (салон)
3.3
10 декабря
Mitsubishi ASX 1.6 2WD MT
Отличный автомобиль! Молодцы японцы!
4.7
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Фото: ИТАР-ТАССПубличное шоу с ведущими нефтяными компаниями, которые недавно «согласованно» решили «заморозить» ценники на АЗС до конца этого года, может вполне провалиться. Известно, что все крупные компании, кроме добычи углеводородов, преимущественно работают с оптовыми продажами топлива.

Продажа бензина на «фирменных» АЗС (розница) составляет небольшую часть их бизнеса. Вполне может случиться так, как это произошло в начале этого года, когда руководитель одной известной нефтяной компании после беседы с президентом России понизил цены на своих довольно немногочисленных заправках на 5% и директивно «заморозил» их на три месяца. Несмотря на то что эту инициативу поддержали еще несколько компаний, рост цен на оптовом рынке топлива продолжился. Тогда первыми возмутились независимые продавцы бензина — их маржа от продажи бензина постоянно уменьшалась как раз из-за повышения стоимости опта, который они, в отличие от «старших» компаний, закупали на стороне. «Российский топливный союз» даже направил письмо в Федеральную антимонопольную службу о некорректном поведении на рынке этой компании. В итоге цены на заправках снова плавно пошли вверх.

Если оптовые цены и сегодня продолжат свой рост при «замороженной» рознице, независимые продавцы бензина окажутся в точно такой же ситуации, как в феврале-апреле этого года. Через три месяца опять начнется бомбардировка письмами соответствующих госструктур, и все вернется на круги своя. Ценники на АЗС снова поползут вверх, и автовладельцы станут чуть ли не ежемесячно добавлять по рублю за каждый литр бензина.

В помощь городским бюджетам?
Поскольку стоимость топлива в общем-то регулируется спросом, «справедливая» цена литра топлива установится такая, по какой ее будут покупать владельцы иномарок, коих в столице уже большинство. Владельцы отечественных машин, естественно, станут ездить реже, а многие вообще поставят свои авто на прикол. Нет необходимости возводить Четвертое транспортное кольцо, не нужно тянуть новые магистрали в спальные районы. Сами собой разрешатся две самые болезненные городские проблемы — «пробок» больше не будет и не возникнут трудности с парковкой в центре города. На этой неделе цена «девяносто пятого» на некоторых столичных заправках достигла 19,50 руб. за литр Аи-95. И голубая мечта наших нефтяников подойти к порогу доллар за литр (28,5 руб.) не кажется несбыточной (хотя Россия — вторая в мире нефтедобывающая держава, и один евро за литр «95-го» — это чересчур. Пока). Однако если государство не предпримет ряд необходимых мер по стабилизации бензинового рынка, года через два цены на бензин вполне могут подобраться к этому уровню или даже его превысить. В итоге все участники бензинового рынка поимеют свою маржу, а все издержки лягут на моторизованного гражданина.

Обмен по договоренности
Напомним, на встрече Виктора Христенко, министра промышленности и энергетики, с руководителями крупнейших нефтяных компаний — «Сибнефти», ТНК-ВР, «ЛУКойла», «Сургутнефтегаза», «Татнефти» и «Роснефти» — была достигнута «договоренность» о неизменных ценах на топливо до конца этого года. Еще раньше депутаты Госдумы предложили правительству разработать порядок государственного регулирования цен на нефть и нефтепродукты. В том числе было предложено ввести предельный размер розничной надбавки на бензин и солярку. Однако правительство на предложение депутатов не повелось — оно отказалось от прямого административного воздействия на рынок топлива. Видимо, испугавшись примера Украины, где весной этого года тамошнее правительство волевым порядком попыталось воздействовать на ценники заправок, что практически сразу привело к исчезновению бензина и появлению очередей из разъяренных автомобилистов. Наши руководители выбрали другой путь — закулисные переговоры уже после всеобщего подорожания бензина.

Заметим, все действия по сдерживанию цен на топливо откровенно запоздали. И правительство, и нефтяники должны были «заморозить» цены на АЗС еще в середине августа, когда ценники на заправках начали прибавлять по гривеннику чуть ли не по два раза в неделю.

Сегодня мы снова сталкиваемся с ситуацией, которая уже наблюдалась в конце прошлого года. Уборочная кампания закончилась, на носу традиционное осеннее снижение цен на бензин и дизтопливо, многие автомобилисты-дачники ставят на прикол свои авто, остальные водители заметно меньше накручивают на счетчик километры пробега.

На этом фоне решение о приостановлении роста цен на своих АЗС крупными нефтяными компаниями выглядит как минимум лицемерным. И вот почему. Если бы цены на АЗС нынешней осенью «согласованно» не придержали, на сколько подорожал бы литр бензина до конца этого года? По оценкам разных экспертов, еще максимум на рубль-полтора (основное подорожание топлива уже произошло). Что значит пятипроцентное подорожание на фоне того, что бензин в столице уже практически вплотную подошел к психологическому порогу 20 руб. за литр?

Так что нефтяные компании в очередной раз «выкрутили» из ситуации по максимуму. И хорошо заработали на повышении стоимости топлива, и как бы «позаботились» о нас с вами, бедненьких. А государство в очередной раз как бы ни при чем.
Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Этот материал пока никто не прокомментировал. Будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Новости Mail.Ru