Kia Sephia/Shuma. Покупать или нет?

Если прибавить к имени этого автомобиля неблагозвучное слово «хер», которое в нашем «великом и могучем» может обозначать все что угодно, то получится фамилия шестикратного чемпиона мира по гонкам «Формулы-1». Михаэль Шумахер очень хорошо знаком всем, даже тем, кто совершенно не интересуется машинами. А вот автомобилю Kia Shuma пока еще далеко до популярности немецкого пилота
content image for: 14721

Если прибавить к имени этого автомобиля неблагозвучное слово «хер», которое в нашем «великом и могучем» может обозначать все что угодно, то получится фамилия шестикратного чемпиона мира по гонкам «Формулы-1». Михаэль Шумахер очень хорошо знаком всем, даже тем, кто совершенно не интересуется машинами. А вот автомобилю Kia Shuma пока еще далеко до популярности немецкого пилота.

Корейская компания Kia сейчас выпускает три автомобиля, которые имеют разные названия, но по своему содержанию они очень похожи. Дело в том, что под именем Kia Sephia корейцы продают у себя на родине и в Европе седан, а вот для хэтчбека было решено придумать собственное название – Shuma. Чаще всего на российском рынке секонд-хенд можно встретить именно хэтчбек. Kia Sephia/Shuma можно встретить и под названием Spectra – именно так называется этот автомобиль в США. Кстати, не надо думать, что американские Kia в России попадают крайне редко. В последнее время появилось несколько серьезных компаний, которые занимаются доставкой всевозможных автомобилей из Канады и США. Так вот, очень часто такие фирмы привозят и корейские автомобили, которые стоят в Америке довольно дешево.

Однако для российских автомобилистов Kia Spectra интересна, прежде всего, тем, что именно под таким названием в Ижевске начнут собирать Kia Shuma. Напомним, что в конце октября было объявлено о подписании между корейской компанией Kia и российской группой «СОК» соглашения о сборке автомобилей Kia Spectra на площадях предприятия «Ижмаш-Авто». На данный момент у нас Kia Sephia/Shuma стоит от $11 тыс. Предполагается, что после начала выпуска этих автомобилей в России их цена составит $8-9 тыс. Если это так, то можно только радоваться тому, что на российском автомобильном рынке появится не самый плохой автомобиль с довольно привлекательной ценой. А если еще при этом вспомнить, что руководсвто АвтоВАЗа планирует выпускать более дорогие модели, то тогда становится и вовсе понятным, что Kia Spectra (она же Sephia/Shuma) станет реальным конкурентом российским «десяткам». Пусть даже и модернизированным.

Первые российско-корейские Kia Spectra появятся уже в ноябре следующего года. Правда, в 2004 году будет собрана лишь 1 тыс. таких машин. Так сказать, для отработки технологии. Но уже в 2005 году производство автомобилей начнет работать по полной программе. По планам, в 2005 году должно быть собрано уже 40 тыс., а в 2007 году – 120 тыс. автомобилей. При этом следует отметить, что в Ижевске планируется организовать не отверточную сборку, а полноценное производство с окраской и сваркой кузовов!

Береги бампер, Сеня

content image for: 14721

Но это все в планах. Нас же сейчас больше интересует, что представляет из себя подержанная Kia Sephia/Shuma/Spectra. Впервые автомобили с таким названием стали выпускаться еще в 1993 году – в их основе лежала платформа от японской Mazda 323 (эта же база использовалась и при создании американской версии Ford Escort). За прошедшие с того момента 10 лет Kia Sephia/Shuma/Spectra несколько раз подвергалась модернизациям, что неудивительно – у корейских и японских автопроизводителей принято часто обновлять свои модели.

После последнего обновления, которое произошло в 2001 году, оба автомобиля получили довольно интересные передние и задние фары, которые сделаны по современной моде в одном большом блоке. Если говорить о стоимости кузовного железа, то оно находится на среднем уровне для иномарок, а ведь от корейского автомобиля можно было бы ожидать низких цен на запчасти. Возможно, это связано с тем, что основные элементы кузова Kia Sephia/Shuma/Spectra сделаны довольно большими и выкрашены в цвет кузова. Так что в случае неосторожной парковки или небольшого ДТП придется не только покупать новый бампер (передний стоит $260, а задний - более $300), но еще и платить затем деньги за покраску. А поцарапать задний бампер проще пареной репы, особенно в первые недели езды на хэтчбеке, который из-за высокой кромки багажника имеет плохую обзорность назад. Ну а передний бампер часто ломают зимой, когда его нижняя часть зацепляется за сугробы. Кстати, зимой одной из распространенных покупок владельцев Kia Sephia/Shuma/Spectra являются брызговики, которые сделаны из твердого пластика и просто-напросто раскалываются от летящих камней и ледышек. Так что можно или периодически устанавливать на фирменном СТО новые брызговики (около $15 за штуку вместе с работой), или же просто купить на рынке универсальные резиновые брызговики, которые обойдутся в $7-10 за пару. Также из-за камней на подержанных автомобилях, наверняка, будут сколы на бампере и капоте. А вот лобовое стекло и передние фары на Kia довольно крепкие.

Кузовное железо и лакокрасочное покрытие Kia Sephia/Shuma/Spectra довольно стойко переносят наши погодные условия, однако уже после 2-3 лет эксплуатации в районе порогов может появиться налет ржавчины. Но он совершенно не опасен и по свидетельству «киаводов» со стажем с таким «загаром» можно ездить без проблем несколько лет. Но лучше все же не экспериментировать и зачистить проблемные места.

Много шума от Kia Shuma

content image for: 14721

Внутренности «кореянки», в отличие от внешности ничем не примечательны. Встретить на нашем рынке совсем «пустые» Kia Sephia/Shuma/Spectra очень сложно – большинство проданных у нас автомобилей имеют гидроусилитель, электропакет (зеркала + стекла), кондиционер и пр. А уж если Kia привезена из Америки, то она и вовсе будет иметь максимальную комплектацию. Сиденье в дорогой комплектации имеет три регулировки – по длине, высоте подъема подушки и углу наклона спинки. В дешевой версии подъем передней части подушки отсутствует. Запаса регулировок с лихвой хватит даже для высокорослого человека. В самой простой комплектации руль никак не регулируется, но чаще такая опция присутствует. Комбинация приборов, как и вся передняя панель без нареканий. Все традиционно. В центре расположен большой спидометр, который имеет одну маленькую особенность – помимо оцифровки в километрах нанесена и вторая в милях, но она довольно мелкая и не мешает восприятию информации. Микроклиматом заведуют три до боли стандартные вращающиеся рукоятки, которые до сих пор ценятся за свою простоту и функциональность. В версии RS, то есть самой доступной, магнитолу изначально не ставили, так что первым покупателям автомобилей пришлось самостоятельно заниматься этим вопросам. Кстати, можно встретить и дорогие комплектации Kia Sephia/Shuma с шикарной магнитолой от фирмы Alpine.

Как правило, к работе «внутрисалонной» электрики претензий нет. Однако после четырех-пяти лет эксплуатации на некоторых машинах может встречаться проблема отсоединения или окисливания контактов. А вот качество сборки салона не самое идеальное. Через год эксплуатации обычно появляются скрипы, которые в дальнейшем продолжают прогрессировать. Обычно в данной проблеме виноваты разболтавшиеся пистоны крепления обшивки и избавление от шума потребует от водителя большого терпения, так как в некоторых случаях ему придется разбирать полмашины. Также при покупке подержанной Kia Sephia/Shuma/Spectra неплохо было бы несколько раз открыть/закрыть двери и багажник. Если они захлопываются с какими-то проблемами, то, значит, требуется регулировка петель или замков. А иногда двери плохо работают из-за того, что автомобиль побывал в сильной аварии и его затем отремонтировали не самым лучшим образом. Так что тут нужно быть внимательным.

Одним из недостатков Kia Sephia/Shuma/Spectra является ее плохая шумоизоляция. На подержанных автомобилях помимо появившихся с возрастом поскрипываний пластикового салона можно слышать еще и «врожденные» звуки. Главную скрипку тут играет двигатель. Дело в том, что двигатель в Kia Sephia/Shuma/Spectra после раскрутки хотя бы до 3 тыс. оборотов начинает уже давить на уши. Помимо двигателя раздражает дробь камней по днищу, шум покрышек и пр. Кстати, штатная резина Hankook, которые изначально стояли на многих Kia, проявила себя не самым лучшим образом, и лучше заменить ее на другую.

Хитрая гарантия

content image for: 14721

Изначально Kia Sephia/Shuma/Spectra оснащалась всего двумя 16-клапанными бензиновыми моторами: объемом 1,5 и 1,8 литра мощностью соответственно 80 и 111 л.с. (или 114 л.с.). Позже появился новый 1,5-литровый агрегат мощностью уже 88 л.с., а также новый 1,6-литровый двигатель (102 л.с.). Для рынка Кореи Kia оснащали также двигателем объемом 1,5 литра (108 л.с.). Дизельных же двигателей в моторной гамме нет и никогда не было, так как автомобили с такими силовыми агрегатами пока пользуются популярностью лишь в Европе, которая никогда не была приоритетным рынком для Kia.

Даже с самым мощным 1,8-литровым двигателем Kia Sephia/Shuma/Spectra будет далеко до действительно быстрых автомобилей, так что водителям со спортивными амбициями лучше поискать что-нибудь другое. А вот для спокойной езды по городу хватит и 1,5-литрового моторчика, который по паспортным данным в 80-сильном варианте способен разогнать автомобиль до 170 км/час. «Максималка» же самой мощной Sephia/Shuma/Spectra и вовсе приближается к 200 км/час (точнее 196 км/час), хотя некоторые водители могут с блестящими от возбуждения глазами утверждать, что сумели загнать стрелку спидометра до 220 км/час. Не надо с ними спорить, так как спидометр многих Kia на скоростях больше 150 км/час начинает сильно врать.

Несмотря на все недоверие российских автолюбителей к корейским машинам к двигателям обычно претензий нет. Пока еще сложно сказать, сколько они смогут «прожить», но на 200-300 тыс. их должно хватить (возможно, на рубеже 150-200 тыс. км. нужно будет заменить прокладки и сальники, которые теряют эластичность, да гидрокомпенсаторы). И такая уверенность возникает не на пустом месте, ведь в основе моторов Kia лежат агрегаты от Mazda 323. А уж японские двигатели всегда славились своей надежностью. Так что если Kia Sephia/Shuma/Spectra имеет не очень большой пробег, и проверка на СТО показала, что с мотором все в порядке, то за силовой агрегат можно не беспокоиться. Хотя все вышесказанные оптимистические слова касаются только тех машин, которые проходили регулярное ТО каждые 10 тыс. км.

Кстати, большинство относительно новых «корейцев» обслуживались на фирменных сервисах, так как в России гарантия на автомобили Kia всегда была довольно большой. Сначала она составляла один или два года, затем три, а сейчас дилеры Kia и вовсе дают пятилетнюю гарантию! Действительно, длительная гарантия привлекает многих покупателей, так как в этом случае они уверены, что в течение всего этого срока при любой поломке автомобиль будет бесплатно отремонтирован. Многие на этот-то крючок и попадаются. Дело в том, что при больших сроках гарантии владельцу придется за свой счет менять ряд деталей, подверженных естественному износу, которые в таком случае переходят в разряд «расходных материалов». И в этот список деталей попадают все элементы тормозной системы, подвески и пр. (например, амортизаторы на автомобилях Kia согласно этим указаниям нужно менять каждые 80 тыс. км). То есть почти все, кроме двигателя и коробки передач! Так что покупая подержанный Kia, который еще имеет гарантийный срок, можно особо не радоваться тому, что затраты на ремонт будут минимальными. Наоборот, они будут весьма приличными, так как для сохранения гарантийного срока владелец будет просто вынужден ремонтироваться исключительно на фирменном сервисе, где нормо-час стоит немало (для Kia обычно $20-27). Да и запчасти там тоже обычно дороже, чем в обычных магазинах.

Помимо замены масла для нормальной работы силового агрегата рекомендуется раз в год прочищать радиатор, а также форсунки. Последние могут начать плохо работать уже после 5-7 тыс. км, особенно если заливать бензин с большим количеством присадок (из-за топлива можно очень быстро «убить» и свечи). В подавляющем большинстве случаев прочистка форсунок ($9 за штуку) дает положительный результат, но если автомобилю уже больше 5 лет, то в этом случае, возможно, придется купить новые форсунки. А это уже весьма приличные затраты, так как одна форсунка обойдется в $50-70. Кстати, при покупке автомобиля в возрасте 4-6 лет нелишне будет выяснить, менялся ли бензонасос и стартер. Если нет, то тогда не надо особенно расстраиваться, если эти детали перестанут работать. Когда лишних денег в кошельке нет, то можно поискать «бэушные» бензонасос и стартер, благо в крупных городах есть специальные разборки для корейских машин, но лучше все же купить новые детали (примерно по $70-90 за каждую).

Но все же чаще всего владельцы Kia Sephia/Shuma/Spectra сталкиваются с проблемой отказа автомобиля заводиться не только с первого, но и со второго раза – иногда вполне исправный мотор начинает работать только с 5-8 попытки! Причем, если двигатель «не схватил» после первого поворота ключа, то это у «киаводов» и вовсе считается нормой. Чаще всего в качестве виновника называют плохое топливо, хотя некоторые мастера уверены, что все дело в хитрой корейской электронике. Она очень требовательная к напряжению, выдаваемому аккумулятором. Так что за батареей надо постоянно следить, особенно зимой.

Не дешевле «немцев»
Чтобы оценить комфортность подвески перед покупкой автомобиля лучше всего покататься на Kia минут 30-40, так как коротенькая поездка может оставить неправильное впечатление от машины (особенно если ехать по ровной дороге). Дело в том, что одним водителям подвеска Kia Sephia/Shuma/Spectra кажется мягкой, другие же говорят о ее жесткости. Но в одном сходятся все –автомобиль не предназначен для езды на высоких скоростях. Его призвание, это спокойная езда по городу.

Надежность подвески находится на среднем уровне для автомобилей такого класса. Однако приятно, что каких-то жутких хронических болезней у данной Kia нет. Вот разве что подшипник ступицы ломается довольно часто – примерно каждые 35-45 тыс. км. (замена одного подшипника с работой стоит $70-85). Что касается других элементов подвески, то их работоспособность очень часто зависит от стиля езды. Как показывает практика, при покупке подержанной Kia с пробегом 60-100 тыс. км. затраты в восстановление подвески составят $200-400. В эту сумму может войти не только замена ступичного подшипника, но и новые амортизаторы, сайлент-блоки, рулевые наконечники и пр. А плюс к этому могут быть изношены тормоза, причем речь идет не только о замене колодок, но и тормозных дисков с барабанами! Оказываются, барабаны иногда требуют замены и вовсе после 40 тыс. км. пробега.

Что касается запчастей, то они для Kia Sephia/Shuma/Spectra стоят не слишком дорого, но рассчитывать на минимальные затраты не стоит. По словам владельцев Kia, цена эксплуатации этого «корейца» не намного меньше, чем аналогичных по размерам европейских автомобилей.

Kia Sephia/Shuma/Spectra пока не пользуется в России популярностью ни на первичном ни на вторичном рынке. Автомобиль этот довольно неплохой, однако часто желающие купить подержанную иномарку предпочитают более старые, но известные модели немецких или японских производителей. Понять их можно – Kia является не самой престижной маркой, да и стоимость обслуживания этого автомобиля не такая и дешевая. К тому же в дальнейшем продать «корейца» довольно сложно. Однако фанаты марки Kia уверены, что все преимущества от езды на корейском автомобиле можно понять лишь после покупки такой машины.

Экскурс
Первое поколение Kia Sephia/Shuma было представлено на автосалоне в Токио в 1991 году – тогда корейцы показали новую модель, сделанную на базе старой Mazda 323. В этом факте нет ничего удивительного, так как компания Kia и Mazda в прошлом веке сотрудничали очень активно и многие модели Kia 90-х годов сделаны на базе Mazda. В Европу же автомобиль попал только в 1993 году.

На протяжении всей своей жизни Kia Sephia/Shuma/Spectra подвергалась всевозможным изменениям и модернизациям каждые 2-3 года, что вполне нормально для корейских производителей – последние два обновления конструкции произошли в 1997 и 2001 году.

А в 2004 году Kia представит новую модель, которая придет на смену Sephia/Shuma/Spectra. В Корее и Европе новый автомобиль будет называться Cerato, но в США он сохранит прежнее название Spectra. Kia Cerato получит двигатели объемом 1,6 л. и 2,0 л. мощностью 106 и 143 л.с. соответственно, а также два турбодизеля (1,5 л. и 2,0 л.).