Skoda Fabia. Покупать или нет?

Skoda Fabia одно время была одной из самых популярных иномарок в Росии. Эта модель пользовалась спросом благодаря своей современной конструкции, довольно симпатичной внешности, неплохому комфорту и, что самое главное, невысокой цене

content image for: 14219

Skoda Fabia одно время была одной из самых популярных иномарок в Росии. Эта модель пользовалась спросом благодаря своей современной конструкции, довольно симпатичной внешности, неплохому комфорту и, что самое главное, невысокой цене. Сейчас из-за высокого курса евро желающих купить новую Skoda Fabia серьезно поубавилось. А вот на вторичном рынке эти машины пользуются очень неплохим спросом.

В основе Skoda Fabia лежит платформа, на которой построены ряд других небольших моделей концерна Volkswagen. В частности, эта же база лежит в основе ныне выпускаемого Volkswagen Polo, а также Seat Ibiza. При этом Skoda является самым большим автомобилем среди всех своих собратьев – даже у Polo чешская модель выигрывает 65 мм. Также нельзя пройти мимо и того факта, что Skoda Fabia выпускается не только в виде 5-дверного хэтчбека, но и в кузове универсал, а также как популярный у нас седан. Естественно, с практической точки зрения наиболее выгодным оказывается универсал с 1225-литровым багажником (при сложенных задних сиденьях). Однако таких автомобилей на нашем рынке немного, да и стоят они подороже - хэтчбек и седан найти намного проще. Надо помнить, что хэтчбек при поднятом втором ряде кресел имеет очень маленький багажник (260 л.), куда помещается лишь пара сумок. Так что для дальних поездок всей семьей подобная модель подходит не лучшим образом. И именно поэтому многие владельцы Skoda Fabia рекомендуют задуматься над покупкой седана, который, несмотря на свои небольшие размеры, имеет вполне приличный багажный отсек. Хотя называть Skoda Fabia в кузове седан «крошечной машинкой» было бы неправильно. Все-таки, эта модель имеет в длину 4220 мм. А это, между прочим, даже больше, чем у нашей «девяносто девятой»!
Fabia намного лучше отечественных моделей противостоит и главному бичу всех автомобилей – коррозии. Точнее будет сказать, что проблем со ржавчиной у нее вообще нет, но вот лакокрасочное покрытие уже после нескольких лет эксплуатации на наших дорогах может быть повреждено. Если на автомобиле старше трех лет на краске и есть сколы, то волноваться, что из-за них кузов через пару лет рассыплется, особенно не надо. По крепости «железа» автомобили Skoda практически не уступают немецким Volkswagen, а гарантия на кузов от сквозной коррозии составляет 10 лет.

Бедность не порок?

content image for: 14219

Skoda Fabia сначала имела три комплектации, которые обозначались как Classic, Comfort и Elegance (чуть позже появились еще две версии). Причем, водители многих Skoda Fabia с гордостью рассказывают о том, что их автомобили имеют систему охлаждения... бардачка. Однако есть две модификации, от покупки которых лучше отказаться. Речь идет о самых простых комплектациях, которые называются Basic и Junior. Такие машины стоят чуть дешевле остальных, однако экономия эта совершенно ни к чему. Эти автомобили имеют намного более худшую шумоизоляцию, не оснащены гидроусилителем руля и так далее. Мало того, в самых простых Fabia нет даже полки над багажником и... крышки перчаточного ящика! Есть ли смысл в покупке подержанной иномарки в столь бедной комплектации? Наверное, нет. Хотя версия Classic тоже не слишком богата – нет даже электропривода передних стеклоподъемников. Так что любителям комфорта лучше искать Comfort или Elegance. Последние имеют кондиционер, полный электропакет и так далее (но и цены на них немаленькие – сейчас самые навороченные Fabia Elegance стоят в автосалонах по $20,5 тыс.).
Внешне салон Skoda Fabia сделан очень добротно и сильно напоминает многие автомобили концерна Volkswagen (руль, приборную панель и многие элементы салона можно встретить на других моделях концерна). Ничего плохого в этом нет. Даже наоборот. Претензий к эргономике также не возникает. Что касается качества сборки, то и оно неплохое, хотя встречаются и огрехи. Правда, претензий к работе кондиционера или электроприводов стекол/зеркал пока нет. Хотя известны случаи, когда после интенсивной мойки салона вода заливалась через уплотнитель стекол в районе крепления зеркала, что приводило к отказу электроники стеклоподъемника. Фильтр в системе вентиляции салона при езде по нашим дорогам приходится менять гораздо чаще, чем сказано в инструкции. В ней написано, что новый фильтр надо ставить во время прохождения второго ТО на 30 тыс. км. На самом деле он засоряется уже через 10-15 тыс. км. Заднюю дверь стоит осмотреть особо. Опыт показывает, что именно она способна доставить много хлопот. Обычно после двух-трех лет разбалтывается механизм открывания двери, который необходимо регулировать. Также из-за сильного давления жидкости для омывания стекла шланг может соскочить с форсунки. В результате вода (или раствор для мытья стекол) начинает заливать дверь.
Есть проблемы и с электрооборудованием. Они не слишком большие, но неприятный сюрприз преподнести способны. Так, через 10-20 тыс. км. пробега могут выйти из строя предохранители, которые отвечают за «дворники», лампы ближнего/дальнего света и пр. Как показывает практика, чаще предохранители сгорают зимой, когда щетки примерзают к стеклу. Поэтому отправляясь в дальнюю дорогу лучше иметь с собой пару предохранителей (они стоят совсем недорого), иначе можно оказаться во время дождя без работающих стеклоочистителей. А бывает, что внутри Skoda Fabia заводится «барабашка» из-за которого электрика машины начинают «дурить» (например, неожиданно перестает работать центральный замок или в июльскую жару из воздуховодов дует горячий воздух).

Самый быстрый – дизель!
Чаще всего под капотом чешских «малюток» встречается 1,4-литровый двигатель. Однако одного знания объема в данном случае явно недостаточно, чтобы понять, какой именно силовой агрегат установлен. Дело в том, что Skoda Fabia оснащалась сразу четырьмя моторами объемом 1,4 л.! Два из них мощностью 60 л.с. и 68 л.с. представляют собой слегка модернизированные 8-клапанные агрегаты, устанавливаемые еще на старые Skoda Favorit 80-х годов, а позднее и на Felicia. Два других мотора мощностью 75 л.с. или 101 л.с. имеют уже 16-клапанную систему и они разработаны специалистами Volkswagen. Помимо 1,4-литровых агрегатов под капотом Fabia можно встретить более скромные моторы объемом 1,0 л. (50 л.с.) и 1,2 л. (54 л.с. или 64 л.с. в зависимости от модификации), а также серьезный 2,0-литровый агрегат, который выдавал 116 л.с. Есть и дизельные двигатели объемом 1,4 л. (75 л.с.) и 1,9 л. (в варианте с турбонаддувом он выдавал 101 л.с., а без него – 64 л.с.). Пару слов тут можно сказать и о самой быстрой Skoda Fabia, которая имеет приставку RS. Этот «заряженный» хэтчбек имеет под капотом табун в 130 «лошадок», которые позволяют автомобилю разгоняться свыше 200 км/час! И, что самое удивительное, Skoda Fabia RS оснащается не каким-нибудь бензиновым двигателем, а... дизелем объемом 1,9 л! В общем, покупатели имеют большой выбор движков (в общей сложности их 12 штук).
Наиболее слабые 1,0- и 1,2-литровые моторы не слишком хорошо подходят для Fabia. Как ни крути, а их мощности маловато даже для езды по городу. Хотя стоит признать, что и 8-клапанные 1,4-литровые агрегаты не намного лучше. Тем более, что эти двигатели Skoda настроены далеко не лучшим образом – чтобы вписаться в строгие экологические нормы моторы были слегка «придушены», из-за чего на «низах» постоянно ощущается некоторая нехватка мощности.
1,4-литровые 8-клапанные моторы имеют одну особенность – их конструкция такова, что привод механизма ГРМ осуществляется при помощи цепи, которая расположена внизу мотора. Обычно, цепной привод считается практически вечным, однако не в случае со Skoda. Еще владельцы Felicia жаловались на то, что через 50-60 тыс. км. цепь может вытянуться и начать греметь (проблема не в самой цепи, а в отсутствии преднатяжителя и регулятора натяжения). А поменять ее большая проблема, так как для этого надо разбирать пол мотора. По счастью, на Fabia стали ставить немного модернизированные агрегаты, у которых надежность цепи стала значительно выше. Теперь ее обычно хватает более чем на 100 тыс. км., однако согласно рекомендациям завода-изготовителя после пробега в 60 тыс. км. цепь нужно проверять на каждом ТО.
Помимо состояния цепи владельцам автомобилей с нижневальными 1,4-литровыми моторами надо следить и за тем, чтобы движки не перегревались. А это, увы, иногда случается. Виновником перегрева может быть не только водитель, который вовремя не меняет охлаждающую жидкость или воздушный фильтр, но и детали автомобиля – термостат на Fabia может выйти из строя через 1-2 года работы. Это известная проблема еще со времен Felicia. Дело в так называемой «вставке» в термостате, «ушки» которой ломаются. Известна технология замены этой вставки на такую же, но металлическую. После такой замены термостат становится практически вечным. Зато большим плюсом 8-клапанных 1,4-литровиков является то, что они довольно спокойно переносят российское топливо. Причем, автомобили изначально проданные в России (а таковых на нашем вторичном рынке большинство), могут потреблять обычный 92-й бензин.
Современные «фольксвагеновские» двигатели объемом 1,4 л. (75 л.с. или 101 л.с.) уже более требовательны к качеству топлива. Да и сами автомобили с такими агрегатами стоят обычно подороже. Однако с этими моторами Skoda Fabia смотрится уже очень сбалансировано – мощности вполне хватает для езды в городе и на трассе, да и никаких провалов во всем диапазоне оборотов нет. Немного жалоб и к надежности. Разве что на машинах с достаточно большим пробегом иногда начинает неустойчиво работать двигатель. Причин для этого несколько, но «лечение» обычно стоит недорого. Например, со временем может засориться потенциометр дроссельной заслонки, который достаточно прочистить. Могут подкачать и свечи зажигания или форсунки. Чехи считают, что свечи могут служить по 60 тыс. км., но в России их срок службы намного меньше (иногда они выдерживают лишь 10-20 тыс. км). Форсунки работают дольше, но и они после 3-5 лет эксплуатации могут объявить забастовку. Их чистка далеко не всегда приводит к положительному эффекту и приходится покупать новые детали (по $50-70 за штуку).
Что касается дизелей, то они уже давно проверены на самых разных автомобилях концерна Volkswagen. Опыт показал, что при более-менее правильной эксплуатации эти моторы спокойно выдерживают по 300 тыс. км. Но вот потом могут начаться всякие болезни, «лечение» которых стоит весьма приличных средств - при столь больших пробегах никто не даст гарантии, что, например, не выйдет из строя турбина, ТНВД и пр. Да и те же самые форсунки тоже рано или поздно надо менять (а это примерно $250 за комплект). И не надо думать, что приобретая, скажем, 3-летнюю Fabia можно быть уверенным, что ее пробег совсем небольшой. На самом деле такие автомобили используются обычно в качестве рабочей лошадки для частых поездок. И ежегодный пробег таких машин легко может превышать 50-80 тыс. км.

Цены не братские
В паре с двигателем в большинстве случаев работает механическая трансмиссия. Причем она бывает двух видов – на автомобили со старыми 8-клапанными 1,4-литровыми двигателями устанавливали трансмиссии разработки инженеров Skoda, а вот более мощные модели имеют уже КПП от Volkswagen. Обе коробки сами по себе считаются надежными и лишь после пробега в 100 тыс. км на некоторых КПП может разболтаться кулиса, из-за чего начинают нечетко переключаться скорости. Но эту неприятность можно легко исправить на сервисе, заплатив $20-30. И только на некоторых автомобилях с большими пробегами встречаются проблемы с коробкой. В основном они вызваны тем, что из-за течи сальника КПП уровень масла упал ниже критического минимума. Кстати, считается, что в механической КПП масло не нужно менять весь срок службы автомобиля, но наши мастера рекомендуют делать это каждые 90 тыс. км. А вот с чем могут быть неприятности, так это со сцеплением. Оно считается на Fabia слабеньким и может выйти из строя уже после 50-70 тыс. км. (хотя иногда доживает и до 150 тыс. км). Особенно этим грешат автомобили, на которых ездили молодые водители. Замена комплекта сцепления, несмотря на происхождение автомобиля, стоит почти столько же, сколько и на какую-нибудь немецкую модель – порядка $250-400. Что касается «автомата», то его можно встретить лишь на машинах с 1,4-литровым мотором мощностью 75 л.с. Бояться АКПП особенно не стоит. Если проверка на сервисе показала, что с ним все в порядке, а масло вовремя меняли (это надо делать на 90 тыс. км), то тогда автоматическая КПП должна работать без проблем еще долгое время.
Skoda Fabia нельзя назвать слишком комфортным автомобилем. На ровных дорогах эта машина едет очень неплохо. Однако движение по разбитому асфальту дается ей с большим трудом. Как показывает опыт, при езде по более-менее нормальным трассам (например, по Москве) в первые 100 тыс. км. нужно будет производить минимум ремонта подвески. Скорее всего, замены потребуют только стойки стабилизатора поперечной устойчивости и подшипники передних ступиц. И те и другие элементы живут лишь 30-60 тыс. км. Установка новых стоек будет стоить на фирменном СТО около $50-60. А вот износившиеся ступичные подшипники потребуют уже примерно $300-400 вместе с работой за оба передних колеса (обычно их надо менять парами), так как по отдельности подшипники не выпускаются, и приходится покупать ступицу в сборе. Хорошо, что хоть сейчас стали поставлять более надежные детали. А вот задние подшипники намного более живучи и спокойно преодолевают 100-тысячный рубеж.
После пробега в 100 тыс. км. подвеска машины может потребовать несколько больших затрат. Так, могут выйти из строя амортизаторы, шаровые и пр. Эти элементы подвески, надо отдать должное, довольно живучи, и, что приятно для кошелька, шаровую опору можно при желании менять отдельно от рычага. Это экономит весьма приличную сумму (опора стоит примерно $36, а рычаг порядка $150).
Рулевое управление почти не вызывает нареканий, если бы не одна мелочь – на машинах с электроусилителем примерно через 2-4 года эксплуатации ломается датчик положения поворота руля, который из-за нашей воды и грязи просто перестает работать (первое время на Fabia ставили французские датчики, которые могли выйти из строя уже через месяц после покупки автомобиля). Если поломка произошла во время гарантийного срока, то в этом случае датчик меняли бесплатно. Если же электронный прибор умудрился выжить, то велика вероятность, что его замена ляжет на плечи нового покупателя (а это порядка $130-150). Но нужно отметить, что эти затраты, наверняка, будут разовыми, так как современные датчики (появились с 2002 года) гораздо лучше защищены от воздействия внешней среды.
Тормозная система Skoda Fabia имеет одну интересную особенность. На некоторых машинах задние барабанные тормозные колодки стачиваются намного быстрее передних дисковых. Причем, дело не только в том, что передние колодки очень живучи. Просто задние уж как-то быстро «умирают» – иногда их надо менять после 25-30 тыс. км, а если водитель часто тормозит, то и после 15 тыс. км. (вместе с работой на фирменном СТО за это возьмут $80-100). И если вовремя не заметить, что задние колодки сточились, то тогда они довольно быстро повреждают сами барабаны. В первый раз обычно их достаточно проточить (около $20), а вот затем придется покупать новые (около $100). Хотя масса владельцев Skoda Fabia ничего подобного не отмечают и сначала, как обычно, после 25-45 тыс. км. пробега меняют передние тормозные колодки, а после 60-70 тыс. км. - задние.

При выборе Skoda Fabia лучше не экономить и отказаться от самых простых вариантов Basic и Junior. Уж слишком они простые. А вот более дорогие комплектации уже вполне подойдут, тем более, что от чешской микролитражки никто не требует каких-то чудес в плане роскоши и комфорта. Что касается столь важной проблемы надежности, то с этим у Skoda Fabia больших проблем нет. Есть небольшие нарекания, но не более того. Однако не надо думать, что в силу своего славянского происхождения Skoda Fabia будет дешева в обслуживании. Эксплуатация этой модели обойдется примерно в те же деньги, что и, скажем, немецкого Volkswagen Polo.


Экскурс
История Skoda, как и многих автомобильных компаний, начиналась вовсе не с машин. Сначала в городе Млада Болеславе была фирма L&K (Laurin&Klement), которая занималась выпуском велосипедов и мотоциклов. Затем в 1904 году появился и первый трехколесный автомобиль, который мог разгоняться до 40 км/час. Постепенно компания L&K развивалась, и к 1907 году она стала крупнейшим производителем автомобилей в Австро-Венгрии.
В 1925 году L&K объединилась с фирмой Skoda. Тогда же был представлен легковой автомобиль Skoda 422. Чешские модели пользовались довольно неплохим спросом, и в 30-х годах эта фирма делала машины четырех разных классов (именно тогда впервые появились имена Favorit и Superb).
В 1946 году после Второй Мировой войны произошла национализация Skoda. До 60-х годов чешская фирма развивалась очень успешно, однако затем западные фирмы сделали серьезный скачок в развитии автомобильной промышленности. Skoda же не смогла угнаться за ними.
В 1987 году была представлена модель Skoda Favorit, которая серьезно потеснила вазовские модели с рынков Восточной Европы. В 1989 году в Чехословакии произошла «бархатная» революция, после чего Skoda начала поиск стратегического партнера. Таковым стал концерн Volkswagen. Немцы провели кардинальную реструктуризацию предприятия. В результате в 1994 году начался выпуск хэтчбека Felicia, который представлял собой рестайлинговую модель Favorit. Ну а в 1996 году Skoda освоила производство принципиально новой модели Octavia.
В конце 1999 года была представлена компактная модель Fabia, которая была построена на той же платформе, что и Volkswagen Polo. Автомобиль оснащали широкой гаммой двигателей, которые были разработаны не только специалистами Skoda, но и инженерами Volkswagen. Первое время Skoda Fabia имела лишь кузов хэчтбек, но 2000 году был показан универсал Skoda Fabia Combi, а с 2001 года в Чехии делают и 4-дверный седан.