По следам автомобилей из будущего

В Токио завершил работу 37-й международный автосалон. Как всегда, по окончании крупных международных автомобильных выставок, «Газета.Ru» подводит итоги демонстрации самых передовых разработок в области автомобильного дизайна и технологий.
content image for: 13883

Очередной Токийский автосалон был очень похож на все предыдущие. Каждые два года столица Японии представляет миру огромное количество крошечных машинок, удивительных концепт-каров и последние достижения техники. В окружении стендисток, похожих на оживших персонажей аниме, все это выглядит особенно ярко.

Европейцу или американцу, попавшему на Токийский автосалон кажется, что здесь – одни концепты. Однако японцы, посещающие выставку, снуют по стендам с деловитым видом, придирчиво оценивая яркость и цветовую палитру чувствительного к нажатию дисплея одной машины и удобство пользования интернетом в другой. Для них все это столь же привычно, как электрические стеклоподъемники для автомобилистов Европы и Америки. Уже сегодня по дорогам Японии колесят машины с экологически чистыми двигателями, самостоятельно придерживающиеся дорожной разметки, автоматически выключающие моторы на «красный» и самостоятельно стартующие на «зеленый».
В этот раз в Токио были представлены 84 международных и 108 японских премьер.

Нынешний автосалон имел явный уклон в сторону гибридов. Почти все японские машины на выставке были с гибридными двигателями. Бензиновый, но чаще все-таки дизельный мотор сочетается с электрическим. У некоторых машин электромоторов несколько – по одному на каждое колесо. Двигатель внутреннего сгорания включается лишь по достижении определенной скорости, например, на скоростных загородных трассах. В городе же, где скорость ограничена 50-60 км/ч, используется электрический мотор. По такой схеме работают Toyota CS&S, Daihatsu UFE-II, Subaru B-9 Scrambler и другие гибриды. Кроме гибридов, на Токийском автосалоне были и автомобили, работающие на топливных элементах.
Экспоненты отчаянно пытались переплюнуть друг друга в количестве и разнообразии новинок.
Больше всего машин – 7– показал Nissan.
Это и стилизованный под ретро родстер Jikoo, и практичный автомобиль-трансформер Redigo, и городскую малютку Effi, и отличающийся изысканным дизайном Serenity, и почти серийный седан бизнес-класса Fuga. Среди них нашлось место и новому серийному многофункциональному автомобилю Cube3, предыдущие версии которого уже бегают по улицам Токио и других японских мегаполисов. Кроме того, японская компания показала и концепт-кар гольф-класса C-Note, очень похожий на последний Renault Megane. Японские конкуренты «Ниссана», Toyota, Mitsubishi, Honda, Suzuki, Mazda, Subaru и Daihatsu показали поменьше машин, однако в оригинальности своих творений не только не уступили, но даже кое-где перещеголяли его. Например, Mazda продемонстрировала 4-дверное купе RX-8 с роторным двигателем, работающим и на бензине, и на водороде. В отличие от машин на топливных элементах, водород используется не для получения электричества, а в качестве горючего. Переключаться с бензина на водород и обратно можно простым щелчком тумблера. А Suzuki выставила гибрид автомобиля и мотоцикла – маленькую двухместку S-Ride c продольной посадкой пассажиров и мотоциклетным мотором.
Самыми оригинальными концептами на выставке были Toyota PM и Jeep Treo.
Объединяет их то, что обе рассчитаны на нечетное количество пассажиров, – Toyota, как следует из ее названия (Personal Mobility), предназначена для одного человека, Jeep – для троих. Обе машины могут с одинаковым успехом использоваться в странах с право- и левосторонним движением. У одноместной «Тойоты» вообще нет таких понятий, как правая и левая сторона салона, а в «Джипе» руль и органы управления можно передвигать. В остальном это совершенно разные автомобили.
Среди европейских производителей удивить японцев своими экспериментальными моделями решились Mercedes и Renault. Французы показали уже известную по Франкфуртскому шоу парочку BeBop, а немцы – полностью новый концепт-кар F500 Mind. Ford сделал акцент на спортивные модели – GT и раллийную Ford Fiesta.
Еще одна тенденция, продемонстрированная японским автосалоном, – сохраняющаяся мода на стиль ретро.
Наряду с концептуальным Nissan Jikoo, его представляла небольшая компания Mitsuoka, специализирующаяся на производстве современных автомобилей, стилизованных под старину. На этот раз ее дизайнеры переделали новую Honda Accord, приделав ей «нос», напоминающий «Ягуары» 60-х гг. Здесь же отметились и итальянцы из Alfa Romeo, которые привезли дебютировавшую во Франкфурте 8С Competizione, тоже выполненную с оглядкой на знаменитые модели прошлых лет.
Следующая крупная международная автомобильная выставка будет ориентирована уже на серийные модели. Это автосалон в Детройте, на котором пройдут сразу несколько ожидаемых мировых премьер, в частности дебют нового флагмана Ferrari, роскошного седана от Bentley и ряд других. Но это случится уже в следующем году – выставка откроется 4 января.