Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
16 ноября 2001 17:59, Новости

Это невероятно: в Иркутске собирали DODGE, FORD и ГАЗ

3 декабря
Hyundai i40
Авто для своего класса и по стоимости очень даже хорош , не слушайте бред вечно ноющих мудаков . Удивляет маразм некоторых писак , которые сравнивают машину среднего класса с чем-то люксовым. Хочу ещё...
4.0
3 декабря
Volkswagen Amarok
прекрасное авто,своих денег стоит,советую другим
4.5
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей

Многочисленные разговоры о начале сборки "ГАЗели" в Ангарске чаще всего сопровождаются определением "впервые". Это - неправильно. Многие не знают, но в Иркутске уже велось массовое автомобильное производство, и не так давно - 45 лет назад. К сожалению, во время аварии было уничтожено множество материалов заводского музея - документы и фотографии, но и то, что удалось раздобыть "Автомаркету", способно стать сенсацией. Фото: http://autocitychannel.com/imgnews/img4669_2.jpg

53 года назад постановлением Государственного комитета обороны было положено начало первому в Иркутской области, выражаясь современным языком, отверточному проекту по сборке автомобилей - сначала Studebacker, Ford и Dodge, а затем грузовиков ГАЗ-51. Первоначально для постройки автосборочного завода было определено место на территории парникового хозяйства совхоза "Труженик" в предместье Марата. Там и началось строительство первого сборочного корпуса, мастерских, складских помещений и пилорамы. При строительстве использовалось всего по одному бульдозеру, автогрейдеру и немногим менее трех десятков грузовиков - Вот и вся механизация, остальное все делалось вручную. Зато был сумасшедший энтузиазм - люди, пришедшие с фронта, готовы были горы своротить вообще безо всякой техники. Неудивительно, что завод рос как на дрожжах. Строительство еще не было закончено, когда 21 июня 1945 года, образно говоря, с конвейера сошли первые автомобили. Этот день и стал днем рождения Иркутского автосборочного завода.

Поначалу собирались американские машины. Поставляемые по ленд-лизу во время войны и превосходно себя зарекомендовавшие американские грузовики теперь поставлялись в Иркутск в виде комплекта для сборки. Сборка проводилась на специальных стапелях, естественно, вручную и, как утверждают очевидцы, по качеству немногим уступала американской.

Вообще в то время американская автомототехника была довольно широко представлена в Иркутске. В заводском гараже было несколько американских автобусов марки "Форзон", весьма передовой для той поры конструкции. Шоферы той поры весьма лестно отзываются об американской технике, славившейся своей надежностью, экономичностью и ремонтопригодностью. Наиболее популярным был, конечно же, легендарный Studebacker, машина на редкость удачной конструкции, позже нашедшая массу подражателей во всем мире, в т. ч. и в СССР под маркой ЗИС-151.

Но вернемся на Иркутский автосборочный завод. Только в 1945 году на нем было собрано 1328 американских автомобилей марок Studebacker, Ford, Dodge. В 1946 году было решено начать строительство новых корпусов завода в пос. Мельниково. В том же году приступили к строительству главного сборочного и деревообрабатывающего корпусов. Тем временем в Марата вместе с американскими грузовиками была собрана первая тысяча автоприцепов-роспусков - новой продукции завода.

Через год, в 1947 было выпущено уже 3153 автоприцепа. На следующий год завод переехал в Мельниково, где находится и по сей день. К моменту переезда главный сборочный корпус не имел еще даже крыши, не было корпуса заводоуправления, и все это в преддверии зимы. Выпуск автомобилей и прицепов продолжался какое-то время просто под открытым небом. В 1949 году шла активная подготовка к производству отечественного автомобиля ГАЗ-51. Достроенный деревообрабатывающий цех уже был готов к производству кабин и кузовов для будущих грузовиков (все "газики", сошедшие с конвейера завода, имели деревянный каркас кабины, обшитый железом), вступили в строй инструментальный и ремонтно-механический цеха. К этому моменту сборка американских машин прекращается. Многочисленные Srudebacker и более редкие Ford, Dodge еще долгое время колесили по всей области.

В 1950 году начался серийный выпуск ГАЗ-51, которых было изготовлено две тысячи, параллельно велось производство. На следующий год завод достиг проектной мощности - 50 автомобилей в сутки. Но к тому времени было принято решение о перепрофилировании завода - автосборочное предприятие стало заводом радиоприемников.

Сегодня радиозавод имеет к автопрому лишь косвенное отношение, устанавливая на шасси ГАЗ и ЗИЛ спецоборудование. Правда, в прошлом году было решено в одном из цехов завода производить капитальный ремонт автобусов. Два первых капитально отремонтированных ЛиАЗа были готовы уже в декабре 1997 года.

По неофициальным данным, Иркутским автосборочным заводом в период с 1945-52 годов выпущено 1555 американских автомобилей Studebacker, Ford, Dodge и 11418 грузовиков ГАЗ-51, а также 29277 автоприцепов АП-3. Убедительные факты, чтобы считать Иркутск городом, имевшим свою автомобильную промышленность, а при определенном стечении обстоятельств имевшим шанс стать "сибирским Детройтом".

Вячеслав Цымбал.

Легенда отечественного автопрома ГАЗ-51 сошла с конвейра Иркутского автосборочного завода в количестве почти 11,5 тысяч экземпляров. К счастью, не все они пошли в металлолом, есть и прекрасно восстановленные экземпляры, имеющие техническое состояние почти новой машины, как есть и "пенсионеры" неказистые на вид, но вполне работоспособные.

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Этот материал пока никто не прокомментировал. Будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Возможно, вам будет интересно
Новости Mail.Ru