ГАИ временно недоступна

ГАИ не любит общаться с автомобилистами по телефону, факсу или интернету. Только лично. Так что если инспектор, выписывая штраф, не поставил в нее печать с реквизитами, придется ехать за ними в отделение. Повезло только тем, кого оштрафовали на территории Северного округа Москвы

ГАИ не любит общаться с автомобилистами по телефону, факсу или интернету. Только лично. Так что если инспектор, выписывая штраф, не поставил в нее печать с реквизитами, придется ехать за ними в отделение. Повезло только тем, кого оштрафовали на территории Северного округа Москвы.

Проблема отсутствия реквизитов для честной оплаты штрафов через банк обсуждается с самого начала действия Кодекса об aдминистративных правонарушениях (КоАП), но все равно не разрешилась – как «забывали» ставить гаишники печатки с банковскими циферками, так и теперь не ставят. Разнообразные объяснения придумывают они для того, чтобы снять себя обязанность информировать оштрафованного о способе официально оплатить «услуги» своей организации. Одно из них: банки периодически меняют реквизиты счетов и не всегда новые печати выдают постовым. Мол, рады бы поставить штампик, да его просто нет.
В ГАИ Северного округа Москвы эту проблему, похоже, решили – создали сайт www.gibddsao.ru, на котором предложили нарушителям заполнять квитанцию on-line. Выбираешь нужную рубрику, затем нужное нарушение из списка (скорость, например, или техосмотр), вписываешь имя, фамилию и адрес. Потом щелкаешь «Распечатать» – и готовенькая чистенькая квитанция со всеми реквизитами вылезает из принтера. Но воспользоваться этой чудесной программой могут только те, кто был оштрафован на территории САО.

Администраторы и рады были бы предоставить такую услугу и остальным нарушителям, но не могут договориться с другими отделениями ГАИ. А те не могут сделать себе такие сайты. Во-первых, денег нет, а во-вторых – желания. И наоборот.

Кроме облегчения участи нарушителей, сайт ГАИ – достаточно полезный и информативный ресурс. Здесь можно найти рекомендации по автошколам округа, адреса медкомиссий и пунктов техосмотра. «Сайт появился, потому что было интересно сделать такой ресурс и потому что эту идею поддержал начальник», – рассказывает администратор сайта Сергей Букуев.
В московском управлении ГАИ, где компьютер есть практически на каждом рабочем столе, плачутся, что им не выделяют денег на интернет-ресурсы. «В бюджете просто нет такого пункта, – рассказывает представитель управления Марина Васильева. – Да мы и права-то не имеем создавать свой сайт, а выкладываем информацию на сайте "Петровка, 38", который считается нашим официальным». Но на сайте столичной милиции, кроме сообщений о происшествиях, сводок ДТП, рубрик «Pозыск» и «Cтол находок», никакой полезной информации нет. Впрочем, среди ссылок на сайты подразделений есть и gibddsao.ru.
«Денег нам действительно никто на сайт не давал, но и запрещений заниматься этой работой не было тоже. Все создавалось через знакомства – от дизайна до технического наполнения, – говорит Сергей Букуев. – И даже выделенную линию знакомые проложили, до этого мы через модем соединялись». Поддерживать систему сетевого заполнения квитанций действительно довольно хлопотно – из-за того же частого изменения реквизитов. «Вот, например, утром реквизиты поменялись, и мы должны срочно сделать то же самое на сервере, иначе люди будут платить штраф не туда. А получить реквизиты даже нашего округа сложно, потому что никто не хочет шевелиться. Что уж говорить о том, как получить что-то из других округов!». Тем не менее КБК и ОКАТО всех отделов ГАИ Москвы, с которыми была проблема в начале этого года, на этом сайте есть.
У Федеральной госавтоинспекции есть свой официальный сайт – gibdd.ru, который сейчас находится на реконструкции. И правильно, потому что в последнее время новости там почти не появлялись, а «потребительской» информации не было вообще. «Конечно, прежняя версия уже устарела, – считает представитель пресс-службы Госавтоинспекции России Вера Фаляхова. – Дизайн-то был неплохой, а вот информации почти не было. Сейчас идет разработка нового сайта, но когда он будет готов, неизвестно». Будут ли на новом сервере какие-нибудь онлайн-услуги, она не знает и не уверена, что они нужны: «Зачем это нужно на федеральном уровне, если даже у каждого округа Москвы свои счета?»
Кроме официальных интернет-ресурсов ГАИ есть еще и несколько альтернативных. Самый популярный из них – gai.ru. Он построен по схожей системе с «северным сервером». И законодательство, и автошколы, и страховки... Большой популярностью пользуется форум. Только вот информация не может считаться официальной. «На любительских сайтах советы дают все подряд, и далеко не всегда они юридически грамотные. Люди задают вопросы, а их только еще больше запутывают», – считает г-н Букуев.
Между тем администратор сайта gai.ru, участвующий в форумах под ником Зануда, утверждает, что принципиально не дает людям недостоверную или непроверенную информацию. «Что касается реквизитов, у меня создается такое впечатление, что номера счетов меняют специально, – рассказывает он. – Схема может быть, например, такой: меняются реквизиты ГАИ, а по старым реквизитам появляется ООО "Рога и копыта", а так как народ продолжает платить, деньги уходят неизвестно кому. Мы для себя решили, что лучше вообще не будем давать номера счетов, чем получится, что случайно будем помогать жуликам».
Кстати, интернетчики критикуют законопроект, по которому инспекторов хотят обязать выдавать нарушителям уже заполненные квитанции. И, по словам его автора Виктора Похмелкина, он вступит в силу осенью. «Ничего из этого не выйдет, – убежден Сергей Букуев. – Даже если в Думе они там новый закон примут, это не значит, что он будет реально работать. Потому что кто даст деньги на его исполнение? На печать этих квитанций? На печать новых, когда номера счетов будут меняться?».
К сожалению, в ГАИ САО пока не провели исследование эффективности системы заполнения квитанций через интернет и не могут сказать, насколько меньше в округе дают взяток инспекторам и чаще ли оплачивают штрафы. Нет сомнений только в том, что это удобно и существенно экономит автомобилистам время и нервы. «Конечно, мы старались сделать удобный для людей oнлайн-сервис, – говорит Сергей Букуев. – Но также мы сильно облегчили работу и самим себе. Теперь нашим сотрудникам нужно всего один раз подробно ответить на вопрос в форуме, что избавляет потом от двухсот или тысячи аналогичных вопросов по телефону».