Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
15 декабря
Lada (ВАЗ) 4х4 Urban 1.7 MT
Урбан 2016 г.в. у меня пятая машина из Нив. Шеви-Нивы 3 шт. и трехдверки 2. Для наших дорог машины хорошие, резину хорошую надо ставить. Для Шеви нивы движки слабоваты, для Урбан самый раз. Больше 100...
3.8
15 декабря
Lifan Solano 1.5 MT
Автомобиль на твёрдую пятёрку, просторный, широкий, много места и для меня, и для пассажиров, и для груза. Мечта семейного дачника, вобщем. Быстро прогревается и легко заводится, сегодня с утра шёл...
5.0
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
1 июня 2005 22:06, Статьи

А завтра была война...

Шестьдесят пять лет назад в СССР появился первый «народный автомобиль». В стране, где только недавно собирались обобществлять женщин, вдруг озаботились развитием частной собственности

 

 

 

 

 

 

 

Шестьдесят пять лет назад в СССР появился первый «народный автомобиль». В стране, где только недавно собирались обобществлять женщин, вдруг озаботились развитием частной собственности.

Весной 1940 года страна увидела первые отечественные авто для частника КИМ-10-50, собранные на заводе имени КИМа в Москве. Нарком Лихачев планировал уже к концу года поставить на конвейер «народный автомобиль», который бы впервые свободно продавался гражданам СССР. Сейчас это кажется какой-то революцией: по плану предполагалось выйти на выпуск 50 тыс. машин в год – огромная цифра для страны, где отдельная квартира была исключением, а нищета – правилом.

До этого собственный автомобиль был сродни госпремии: он выдавался ответственным работникам, героям всех мастей да кинозвездам. Советскому гражданину вообще не полагалось иметь ничего личного, кроме жены и смены белья.

А тут вдруг частный автомобиль.
Это была четырехместная двухдверная малолитражка без претензий, рассчитанная на 30-сильный движок и развивавшая скорость 80 км/ч. По двигателю и шасси – сходство с Ford Prefect, тормоза с механическим приводом, зависимая подвеска передней и задней оси. Имя завода и автомобиля – КИМ, данное в честь Коммунистического интернационала молодежи (КИМ), тоже было сущим анахронизмом: деятели Коминтерна в это время пополняли ГУЛАГ, а балагур Риббентроп подбивал СССР присоединиться к Антикоминтерновскому пакту.
Однако злую шутку с машиной сыграло другое. По одной версии, техническим несовершенством машины возмутились герои, которым достались первые образцы «КИМов». По другой версии – виной всему был журналист, побывавший на заводе осенью 1940-го. Он разразился хвалебной статьей о старте производства, а там ещё и конь не валялся, не то что «КИМ». Сталин потребовал машины «на ковер». Говорят, что во время осмотра, проходившего прямо на Красной площади, вождь уселся на переднее сиденье и предложил автозаводцам составить ему компанию. Но когда шофер попытался дать им протиснуться на заднее сиденье (не беспокоить же отца народов), Сталин остановил его: «сидите, товарищ». Конструкторы окаменели.
Это был приговор, и аргументы авторов машины в пользу двухдверных авто уже ничего не могли решить.

Смысл претензий Сталина якобы сводился к тому, что советскому человеку не пристало сгибаться в три погибели. И верно, скромная машинка как-то не вязалась с широкими проспектами, сталинским ампиром и размахом первых пятилеток.

Нарком И. С. Лихачев был разжалован в директора завода ЗИС, а директор завода КИМ А. В. Кузнецов – в подсудимые. Инженеры начали перепроектировать авто в четырехдверное, а из уже готовых штамповок собрали 500 КИМ-10.
Удобство посадки, гордость советского гражданина, народный автомобиль... И это в краю крепостных колхозников, многомиллионной армии рабов и узкой прослойки «избранных», гадающих бессонными ночами, когда же за ними придут. Сегодня история о частном автомобиле в 1940 году кажется диким розыгрышем, на которые Сталин был такой мастак. Но сила советской власти была в том, что при всех зверствах она старалась что-то дать своему человеку: то кино, то метро, то автомобильчик.
Две двери, четыре... Всего через год, в 1941-м, все это потеряет значение: дверей не станет вообще (армейскому джипу важно не удобство посадки, а стремительность высадки), а отец народов, проспав войну, забьется в свою конуру, со страхом думая, когда же за ним придут. Советский человек с оружием в руках завоюет право, не сгибаясь, ездить в трофейных «мерседесах», «опелях» и «хорьхах», бывший завод КИМ – будущий АЗЛК начнет выпускать вместо КИМ-10-50 копию Opel Kadett – Москвич-400, а люди со средствами смогут свободно купить хоть лимузин.

Даже патриоты, способные найти достоинства в самых инфернальных отечественных лоханках, не жалуют КИМ-10-50. Но даже эта консервная банка могла бы сделать очень многих счастливыми.

Чудно, но в СССР 30-х умели радоваться жизни: нигде так не смеялись, нигде так не боялись, нигде так не играли. И жили каждый день как в последний раз, возможно, просто чувствуя впереди новый ад.

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Этот материал пока никто не прокомментировал. Будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru