Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
15 декабря
Lada (ВАЗ) 4х4 Urban 1.7 MT
Урбан 2016 г.в. у меня пятая машина из Нив. Шеви-Нивы 3 шт. и трехдверки 2. Для наших дорог машины хорошие, резину хорошую надо ставить. Для Шеви нивы движки слабоваты, для Урбан самый раз. Больше 100...
3.8
15 декабря
Lifan Solano 1.5 MT
Автомобиль на твёрдую пятёрку, просторный, широкий, много места и для меня, и для пассажиров, и для груза. Мечта семейного дачника, вобщем. Быстро прогревается и легко заводится, сегодня с утра шёл...
5.0
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
11 мая 2005 10:55, Статьи

Колеса Победы

60 лет назад появился автомобильный род, чьи потомки стали главным автооткрытием 90-х. В 1945 году тысячи армейских джипов влились в мирный автопоток. Эти дембели в хаки отлично нашли себя на гражданке и вскоре положили начало целому культу

60 лет назад появился автомобильный род, чьи потомки стали главным автооткрытием 90-х. В 1945 году тысячи армейских джипов влились в мирный автопоток. Эти дембели в хаки отлично нашли себя на гражданке и вскоре положили начало целому культу.

1939 год. В Европе запахло порохом. Вашингтон очнулся и с изумлением обнаружил, что армия США существует в основном на бумаге. Оправившись от потрясения, Пентагон спешно начал проводить тендеры на военные заказы. 135 компаний было приглашено к разработке нового типа легковой армейской машины, способной заменить разношерстный автопарк, включавший даже первобытные Ford T.
В то время американские автоконцерны не страдали даром предвидения, так что откликнулись всего три фирмы: Willy-Overland, Bantam да Ford. Bantam первым представил свой прототип Bantam Blitzbuggy, не вполне соответствующий концепции военных по весу и полезной нагрузке. Вскоре к нему добавились Willys Quad и Ford Pigmy. На самом деле все три машины были очень похожи, возможно, потому, что готовый прототип Bantam был доступен конструкторам конкурентов. Однако победа досталась Willys, вероятно из-за удачного 60-сильного движка (против 45 л. с. у конкурентов). Поставленная на поток версия Willys получила название MB.
Но, как оказалось, работы хватило на всех: в войну американский автопром «поставил на колеса» не только войска Штатов, но и армии всех своих союзников. Только в Красной Армии до половины автопарка составляли машины из США и Великобритании, в том числе тысячи Willys, Bantam и Ford. Фронтовые джипы стали одним из главных атрибутов второй мировой.
Ford назвал свои машины GP и GPW. По одной из версий, именно аббревиатура GP дала в финале «jeep». Другие уверяют, что машину прозвали за сходство с всепогодно-вездесущим персонажем Jeep из мультика про Папая. Третьи вспоминают, что словом «jeep» армейские техники презрительно называли новинки. Существует даже версия, что джип назвали в честь цыганской кибитки («цыган» по-английски созвучно «jeep»).
Так или иначе, на основе трех пращуров после всех доводок вышли надежные универсальные машины, которые было не жаль потерять в бою. Они были сравнительно просты в уходе, способны пройти огонь, воду и не всегда умелые руки армейских техников. На них можно было поставить серьезный пулемет и безоткатное орудие.

И, что важно, они представляли собой коробки на колесах, без крыши и дверей, с которых и полковник, и рядовой мог в миг сигануть в кусты при первом же намеке на противника.

Успех американцев вызвал к жизни и первый отечественный джип ГАЗ-64: конструкторы «собрали» его проект из элементов сразу нескольких автомобилей, строившихся для Красной армии, и он тоже успел повоевать. Кстати, выражение «прошел огонь и воду» для джипов – не пустой звук: Ford на базе своего джипа разработал амфибию Seep, которая в 1950-х переплыла Атлантику.
А что же Третий рейх? Естественно, империя нанесла «ответный удар». В 1940 году на германском гиганте Volkswagen вместо «народных автомобилей», на которые и скидывались наивные бюргеры, началось производство немецких Kuebelwagen («АвтоБадья»). На базе прототипа знаменитого «жука» Порше создал машину с резко скошенным капотом, на который водрузили запаску. Позже к ним добавились полноприводные и штабные варианты. С этими «бадьями» вермахт начал войну и с треском ее проиграл. Однако, имея привод только на два колеса и движок в 25 л. с., «бадья» развивала те же 80 км/ч, что у первых Willys MB, а если верить некоторым специалистам, по маневренности и управляемости могла дать им фору.
Война закончилась, и на гражданке джипы ждала удивительная судьба. Так, несколько тысяч из них остались на Филиппинах, где их превратили... в минивэны – «джипни». Оказывается, находчивые филиппинцы просто «надели» на прочное шасси самопальный кузов-салон, вмещающий до десятка пассажиров. Позже эти сооружения цвета попугая стали делать и из более поздних моделей, которые списывали с американских баз.
Джип мог оказаться и изысканным подарком. В рамках легендарной «встречи на Эльбе», быстро превратившейся в карусель совместных союзных банкетов, генерал Брэдли преподнес маршалу Коневу в подарок новенький джип, получив в свою очередь племенного рысака.
Интересно, что после войны производство джипов на время угасло. Слишком уж много их было выпущено для фронта и их было просто некуда девать. Что там! – тогда Америка раздаривала направо и налево танки, истребители и даже авианосцы. Но к счастью для джипов, вскоре началась война в Корее, и машина вновь оказалась в центре внимания. Благодаря внешней политике Вашингтона американские джипы сохраняли следующие полвека имидж military, переняв при этом и дух пресыщенной бесшабашности, так свойственный армии США. Так, в культовом фильме «M.A.S.H.» хирург-проказник запросто угоняет джип из соседней части, просто чтобы доехать до своих. И для янки-фронтовиков это было нормально. Забавно, что английский LandRover, также немало навоевавшийся в Африке и по всему миру, напротив, обрел ореол некой оксфордской респектабельности, став атрибутом ученых, туристов и экологов. В Москве такую игрушку оранжевого цвета можно видеть в Измайлово – там она украшает альпинистский магазин.

Гражданская версия джипа – CJ-2 (Civilian Jeep) увидела свет в 1945 году, но настоящую славу получило ее развитие CJ-5, продержавшееся на конвейере 30 лет.

Именно с этой машиной связан культ Свободы и Приключения, истории одиноких рейнджеров, зверобоев, шестидесятников, битников, гопников и прочих сорвиголов, колесивших на своих джипах по бескрайним просторам Америки. Этот модельный ряд выпускала компания Kaiser-Jeep – результат слияния Kaiser и Willy-Overland, позже ставшая частью American Motors. Эта же фирма в 60-х заложила легендарный Cherokee, позже покоривший мир, но это уже совсем другая история.
Это прискорбно, но лучшим ускорителем прогресса оказывается большая бойня. И до сих пор технологии часто живут импульсом, приданным второй мировой: реактивная авиация, ядерная физика, кибернетика, джипы...

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Этот материал пока никто не прокомментировал. Будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru