В «Жигули» вложат меньше человеческих сил

В условиях кризиса сбыта АвтоВАЗ предпринимает попытку собирать те же «Жигули» меньшими силами. Приказы об увольнениях уже наготове.
content image for: 13469

АвтоВАЗ начинает сокращать персонал – об этом заявил, выступая перед членами производственного совета, гендиректор завода Виталий Вильчик. Пятничной остановки всех трех ниток главного конвейера, о которой уже сообщала «Газета.Ru», для борьбы с кризисом сбыта оказалось недостаточно. Гендиректор в своем выступлении обрисовал нерадостную картину текущего состояния дел на автозаводе. «Сегодня мы живем не по средствам», – сказал Вильчик. Поэтому нужно повышать эффективность работы и сокращать издержки.
Сокращать, по словам Вильчика, будут в первую очередь служащих, руководящий состав и вспомогательный персонал.

В профсоюзном комитете завода нам объяснили ситуацию следующим образом: есть такое понятие, как лимит численности работников по каждому производству. Так вот, еще в сентябре говорилось о том, что эти лимиты будут снижены, а сейчас, значит, от слов перешли к делу. Одновременно на заводе работает известная консалтинговая фирма, которая «все выяснит и посчитает», и тогда руководство будет решать, что еще можно сделать. Собственного мнения по поводу сокращений вазовский профсоюз не имеет, о масштабе сокращений здесь ничего не знают. Известно только, что в сентябре на заводе работало 121 905 человек – на три тысячи меньше, чем в прошлом году. Оценивать же производительность труда на ВАЗе – занятие неблагодарное. С одной стороны, по времени, затраченному на сборку одной машины, ВАЗ сильно отстает от мировых автогигантов. С другой – на зарплату каждого работника по мировым меркам тратится совсем немного. Так, в декабре прошлого года средняя зарплата на ВАЗе составляла 5600 рублей.
С 1 февраля ее увеличили почти на 30%, так что теперь она превышает 7 тыс. руб. Но при этом зарплата, по информации ИА «Ладаонлайн», устроена странным образом – и рабочие на конвейере, и большинство инженеров получают 4,5–5 тыс., и остается только догадываться, за счет кого так существенно повышается общая цифра. Профсоюзные деятели, во всяком случае, комментировать эту несостыковку не захотели. «А вдруг и я потом окажусь среди уволенных?» – так ответил на вопрос один из них.
Приказ о сокращениях уже готовится. АвтоВАЗ, правда, не признает, что это вынужденная мера. «Чего вы суетитесь, это ведется плановая работа по сокращению издержек, – сказал «Газете.Ru» руководитель вазовского пресс-центра Владимир Исаков. – Сокращения производятся каждый год, одновременно мы и с браком разбираемся, и с хищениями, и на энергоносители и материалы будем снижать затраты. Ничего особенного в этом нет».
Причину «временных трудностей» ВАЗ, как и раньше, видит в задержке с принятием концепции развития автопрома, в ее неконкретности и размытости, во ввозе большого количества подержанных иномарок, продаже новых иномарок «в количестве больше планируемого». Называются среди причин и «форсмажорные обстоятельства на Северном Кавказе и юге России, приведшие к оттоку денег с автомобильного рынка». Правда, по сравнению с прошлой неделей, когда заводу приходилось объяснять остановку конвейера, причин стало больше, причем добавились самые умные – «сжатие денежной массы», а также «искусственное сдерживание инфляции и курса доллара». Почему эти факторы действуют выборочно именно на реализацию тольяттинской продукции, огласивший причины Виталий Вильчик не уточнил.
Нынешний кризис на АвтоВАЗе, оказывается, намного серьезнее всех предыдущих.
Спрос на «Жигули» в октябре упал, как и обычно, – разница только в том, что в другие годы ему предшествовал летний всплеск, а на этот раз никакого всплеска не было.
Некоторые эксперты объясняют трудности ВАЗа хитрой схемой устройства вазовской собственности. Все дело, считают эксперты, в перекрестном владении акциями. 33% АвтоВАЗа принадлежит AVVA, 19,5% – ЗАО ЦО АФК. При этом и сам ВАЗ владеет в этих обществах контрольными пакетами. Акционеры АвтоВАЗа выбирают от своего имени топ-менеджеров завода, а завод, в свою очередь, выбирает тех же топ-менеджеров в качестве руководителей фирм, которые ему принадлежат/которым он принадлежит. При этом сами топ-менеджеры владеют очень небольшим количеством акций, поэтому, юридически не являясь собственниками, не особенно стремятся упрочить финансовое положение руководимых ими структур. Отсюда, утверждают эксперты, поставки на завод от своих фирм по завышенным ценам, вексельные расчеты, съедающие до 15% оборотных средств, списание дебиторской задолженности, кредитование сторонних фирм под высокие проценты за счет средств АвтоВАЗа. При такой схеме процветание ВАЗа никому особых выгод не приносит, но и закрытие завода его руководству явно невыгодно. Поэтому естественно, что в критической ситуации оно начинает «предпринимать меры по сокращению издержек», но к кардинальному улучшению ситуации – снижению цен, повышению качества и т. п. – это, скорее всего, не приведет.