Сын в роли бензобака

Если бы не сын, Карлу Бенцу так и не удалось бы покататься на своей первой повозке: в отсутствие бензобака мальчишке приходилось подливать бензин прямо в карбюратор. За этим занятием он и провел весь день 9 октября 1885 года.
content image for: 13463

Чиновник, оформивший патент на «самодвижущийся трехколесный экипаж», так и не понял, с каким эпохальным открытием имеет дело. Мало ли чудаков, таскающих туда-сюда рулоны чертежей и кипы бумаг. Да и сам соискатель патента не осознавал до конца, что 20 января 1886 года тихо и буднично совершилась настоящая революция. А впервые поехала его машина раньше – 9 октября 1885 года.

К концу сентября и мотор, и его «носитель», который в целях упрощения конструкции решено было сделать трехколесным, были готовы. Эта схема, казавшаяся простой, привлекла конструктора по соображениям облегчения управления машиной. Не пришлось возиться и с рулевой трапецией, которая хоть и была уже изобретена, но надежностью не отличалась. А устойчивость его экипажу, надеялся Бенц, обеспечит вращение маховика в горизонтальной плоскости.
У первой двухместной машины Бенца колеса были велосипедного типа, а кузов устанавливался на трубчатую раму. Диванчик напоминал пролеточный. Одноцилиндровый двигатель рабочим объемом около литра развивал, если верить Бенцу, 0,75 л. с. при 250–300 об./мин. Особое внимание в этом двигателе было уделено снижению веса, так как Карл Бенц понимал, что тяжелый силовой агрегат просто не сдвинет самого себя с места.
Двигатель стоял горизонтально сзади, у ведущих колес. Для его пуска маховик диаметром 70 см просто раскручивали рукой.
Система охлаждения представляла собой бак с водой, установленный на цилиндре (воду приходилось все время доливать). Он коленчатого вала вращение передавалось через конические шестерни и ремень к главной передаче, расположенной посередине повозки, а от нее к колесам шли две цепи. Коробка передач отсутствовала, и для трогания с места просто переводили ремень с холостого шкива на рабочий. Первая проба машины состоялась за городом 9 октября 1885 года, так как двор бенцовского дома был для этого тесен, а выехать на городские улицы конструктор не рискнул.
Горожане и так считали его если не сумасшедшим, то во всяком случае странноватым.
Бенца сопровождал его сын, отвечавший за долив бензина – бака у машины не было, а полтора литра из карбюратора двигатель вырабатывал довольно быстро. Автомобиль поехал и даже развил скорость 15 км/ч.Великое событие совершилось. Но таковым оно стало только для семьи Бенцев. В Мангейме шептались: «У папы Карла не все дома». Говорили даже, что на самобеглую коляску нашелся покупатель, но сделка не состоялась – смельчака отправили в сумасшедший дом! А еще толковали, что Бенц... изобрел бензин. Ведь в немецком языке слова Benz и Benzin выглядят однокоренными. Пока мерзкая повозка сумасшедшего инженера не начала дымить на городских окраинах, об этой жидкости многие ничего не знали – мало ли что продают аптеки в пузырьках.
Пройдут годы, и потомки начнут спор – а кто же был первым? Всплывут имена австрийца Маргуса Куузе, француза Деламара-Дебутвиля и еще более трехсот изобретателей. Кто из них спроектировал автомобиль, кто воплотил свои чертежи в дереве и металле? Но повозка, созданная Карлом Бенцем, была первым запатентованным и работоспособным автомобилем, построенным к тому же в нескольких экземплярах. Сегодня окончанием своих трудов конструкторы считают тот момент, когда их опытная конструкция пойдет в серийное производство. Неуклюжая повозка Карла Бенца тоже стала серийным автомобилем. Причем первым.