Кому принадлежит автомобиль?

Автомеханик из Еревана собирается подать в суд на компании MAN, Iveco, DAF, Volvo и Mercedes.

Автомеханик из Еревана Ашот Кандаян собирается подать в суд на компании MAN, Iveco, DAF, Volvo, Mercedes и Renault, обвиняя их в воровстве идеи на коробку передач, передают «Ведомости». Самое интересное, что Ашот Кандаян имеет все шансы выиграть это дело. А смысл его в следующем.

Пускай платят!

Ученые НАМИ в свое время запатентовали изобретение коробки передач (патент No1463526), которое полностью идентично коробкам передач немецкой компании ZF, устанавливаемым на грузовики MAN, Iveco, DAF, Volvo, Mercedes и Renault. Самое интересное, что Ашот Кандаян и специалисты НАМИ признают, что коробку передач изобрели задолго до них (в Европе она используется с 1906 года), однако в России это изобретение не было никогда защищено. «Мы ведь не претендуем на европейские права на эту коробку», - рассказал в интервью «Ведомостям» первый замдиректора НАМИ Ольгерт Гируцкий. – «Теперь любому, кто хочет использовать у нас эту коробку, придется платить роялти законному патентообладателю». (НАМИ обещано 5% от последующего коммерческого использования патента). Чтобы отстоять свои права господин Кандаян создал на Виргинских островах офшорную компанию Monolith Business Inc, которая подала в суд на производителя КПП компанию ZF, требуя 1200 долларов за каждый ввезенный автомобиль. Высший арбитражный суд России подтвердил эксклюзивное право офшора на данное изобретение, причем это уже третья победа бывшего ереванского автомеханика над компанией ZF в судах различных инстанциях. Теперь компания Ашота подала иск к испортеру собранных в Белоруссии грузовиков «МАЗ-МАН», требуя выплаты 135 000 долларов. 6 июня состоится заседание палаты Высшей патентной палаты, которая определит можно ли считать патент полученный Ашотом Кандаяном действующим. После этого Московский суд будет рассматривать по существу иск Кандаяна к российско-белорусскому предприятию «MАЗ-MAН Трак Трейдинг».

Он не первый

Все это запутанное дело сильно напоминает историю, случившуюся еще в 1895 году. Дело в том, что, несмотря на изобретение и производство автомобиля, тогда никто не догадался получить патент на ... автомобиль целиком. Пока этого не сделал некто Болдуин Селден. Именно этот адвокат из Мичигана в самом конце 19 века получил патент на изобретение моторизированных средств. Селден запатентовал не новые изобретения в автомобильной области, а схему автомобиля в целом (кузов – рама – шасси – двигатель и т.д.). И в 1877 году он подал заявку на свое имя. Однако окончательный патент он получил только в 1895 году. И уже в 1903 году он выиграл первое дело против компании Winston Motor Corp., которой пришлось не только заплатить Селдену деньги, но и убрать с рекламы слово «автомобиль». Мало того, по приговору этого суда все автопроизводители были обязаны объединиться в «Лицензионную палату производителей автомобилей» (ALAM) и выплачивать Селдену 1,25% от стоимости КАЖДОГО проданного в США автомобиля, в том числе и иностранного! Естественно, тут же поданы всевозможные апелляции, благодаря которым этот патент был аннулирован лишь спустя 8 лет! Однако некоторые из положений того судебного решения действовали вплоть до 1995 года (да-да – 1995)!