Правительство опять взялось за иномарки

Российские СМИ одно за другим сообщают о "почти готовом" правительственном решении о пошлинах на иномарки. В мае-июне комиссия по защитным мерам во внешней торговле должна рассмотреть это решение и представить на подпись премьеру Михаилу Касьянову. "Иномарочный" вопрос вот уже год тревожит и правительство, и автопроизводителей, и автолюбителей. С июня прошлого года, когда этот вопрос решался на "автомобильном" совещании под председательством самого Владимира Путина, комиссия по защитным мерам уже минимум трижды готовила итоговый документ, однако до сих пор Михаил Касьянов свою подпись под ним не ставил, ссылаясь на необходимость "дополнительных расчетов". Считать, конечно, стоило, так как с "растаможки" среднестатистической легковой иномарки государство до сих пор получало больше, чем с производства одной отечественной машины, и "перегиб" в вопросе о пошлинах может привести к существенному снижению прибылей. Впрочем, очередной вариант правительственного решения содержит новый момент. До сих пор чиновники под давлением отечественного автопрома старались омрачить жизнь любителям подержанных зарубежных машин - спор шел лишь о том, заслуживают ли резкого повышения пошлин "семилетки" или уже "пятилетки". Эта категория должна была подорожать очень значительно, особенно машины с большим объемом двигателя (сборы на них повышались почти в три раза). В меньшей степени должны были увеличиться пошлины на "промежуточную" категорию - от трех- до пятилетнего возраста, и в еще меньшей - новые машины. Такой подход официально объяснялся вовсе не борьбой с конкуренцией иномарок. Дескать, старые иномарки "неэкологичны" и сильно загрязняют окружающую среду. Во-вторых, якобы они небезопасны и в наибольшей степени являются виновницами ДТП (откуда взялась такая статистика, никто не знает). Поскольку из-за вводимых Евросоюзом мер по запрещению эксплуатации "семилеток" на европейских дорогах огромное количество этих машин может оказаться в скором времени на дорогах российских, надо было скорее оградить наших сограждан от всех этих напастей. Как бы ни была наивна соответствующая аргументация, "заказ" на нее российского автопрома ощущался явственно. Подержанные иномарки представляют собой сильного конкурента новой отечественной продукции, а поскольку цены на них после введения в действие постановления Еврокомиссии упадут, то эта конкурентоспособность еще более вырастет. В постановлении, проект которого готовится к рассмотрению комиссией по защитным мерам, однако, удар наносится уже по новым импортным машинам. Пошлины на них увеличатся более чем на треть. Новый автомобиль среднего по российским понятиям класса теперь прибавит в цене 1-1,5 тысячи долларов. Что, может быть, не так уже и много (менее 10% от стоимости машины), но не так уж и мало с учетом покупательных возможностей даже не самых рядовых россиян. Объяснить такие намерения борьбой за экологию и безопасность уже невозможно, как, впрочем, трудно увидеть за этим происки какого-нибудь "АвтоВАЗа". Покупатель новых иномарок (кроме "узбечек", "турчанок" и "чешек") все равно не будет клиентом последнего. Инициатором предлагаемых новшеств якобы является МЭРТ. Герман Греф и сотоварищи, мол, решили указанной мерой привлечь в страну западных инвесторов. Защитив внутренний рынок от излишнего притока новых иномарок, государство раскрывает двери перед западным капиталом, который будет вкладывать деньги в автосборочное производство. То есть берется пример с соседской Украины, которая, привлекая на Запорожский автозавод корейский гигант "Дэу", обязалась всех прочих возможных конкурентов от своей территории отвадить. Замысел МЭРТ в какой-то мере кажется понятным. До сих пор удачных инвестиционных проектов по части автомобилестроения крайне мало по масштабам страны. Если "одомашнить" у нас не только "БМВ", "Форд" и "Хендэ", но и других автогигантов, это и улучшит среднее качество российского автомобиля, и создаст новые рабочие места. Мысль неновая, но до сих пор не реализовывавшаяся по банальной причине: слишком узок слой потенциальных покупателей "российских иномарок". Перенос сборки машины в Россию удешевляет ее стоимость на 20-25%, но и этого недостаточно, учитывая, что подавляющее большинство автолюбителей способно выложить за машину максимум 5-5,5 тысяч долларов. На новую "десятку" как раз хватит, а вот даже на "Нексию" - никак. Именно по этой причине западный производитель до сих пор относился к российскому рынку с прохладцей. Хотя благосостояние части россиян вроде бы растет, что заметно по увеличению продаж новых иномарок в два с лишним раза в прошлом году, поэтому все же некоторый интерес к РФ появляется. Судьба готовящегося правительственного документа, конечно, еще не предрешена. Сколько раз уже в прошлом и нынешнем году СМИ предрекали, что ожидаемое повышение пошлин на иномарки состоится. И сколько раз после этих сообщений на внутреннем рынке случалась легкая паника, дилеры увеличивали ввоз машин из-за "бугра" и цены на них. Предрекать что-либо на этот раз вряд ли кто-нибудь решится, тем более что основная идея проекта явно небесспорна. Хотя бесспорных идей в экономике, наверное, не бывает вообще.