Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
26 июля
Audi Q5 2.0 TFSI 230hp quattro AT
Купил машину четыре года назад, очень доволен - меняю только масло, кстати, доливаю около литра между ТО.
4.2
26 июля
Volkswagen Tiguan 1.4 TSI 122hp MT
Машина едет. Управляется адекватно. Коробка переключается слишком четко, была до этого i30, там коробка переключалась незаметно. Турбина позволяет достаточно эффективно разгоняться. По трассе можно...
4.3
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
5 ноября 2001 15:09, Новости

Секреты автомобильного звука из первых рук

Юрий Михайлович Крыжевских - крупный специалист по car audio, его мнению доверяют многие. Именно ему мы решили адресовать вопросы, мучающие каждого, кто хочет иметь в своей машине приличный звук. Кто устанавливает "звук"? Что теперь модно? Как приобрести самостоятельный опыт, и стоит ли это делать вообще? Вот какой получился разговор. Фото: http://autocitychannel.com/imgnews/img4633_2.jpg

- Первый вопрос, Юрий Михайлович, как Вы пришли в car audio?

- До того, как заняться машинами, я работал в организации, которая занималась музыкальными системами для дома. С Москвой вместе тогда вели разработку серийного лампового усилителя. Дома тоже занимался примерно тем же. Знаете, это обычный путь радиолюбителя: читать журналы, усовершенствовать свою домашнюю систему. Иногда даже приходилось самому разрабатывать схемы - это, наверное, самое интересное.

- Профессиональная работа в этой сфере предполагает соответствующее образование...

- По образованию я конструктор радиоэлектронных систем, но ведь это не имеет прямого отношения к звуку. Тут нужна точность: работе со звуком еще в советское время учили заниматься в киноинститутах. Там была специальность, связанная с озвучиванием фильмов, записью звуковой дорожки. Но в car audio эти люди сейчас никак не проявились. Вообще автозвуку ведь не научишь в ВУЗе, среди известных в мире специалистов есть бывшие художники, бывшие врачи. Мне еще помогло то, что у меня достаточно хороший английский, поэтому я мог решать многие технические вопросы, читая иностранные журналы. А ведь журналов по этой тематике достаточно много. Потом по работе случилось заняться автомобильной акустикой, года четыре назад. Вот так и пошло.

- И что же, достаточно было этих журналов, чтобы иметь исчерпывающую информацию?

- Да, я понимаю вопрос. Надо сказать, что производители техники заботятся, чтобы клиент не испытывал разочарования. Производители крупных "брэндов" приезжают в Россию, обычно в Москву, устраивают семинары. Никто лучше них не знает нюансов своей продукции и как ее представить потребителю в лучшем свете. Есть какие-то недостатки, допустим, у динамика. Специалисты производителя говорят, как его установить, чтобы эти недостатки сделать незаметными, а сильные стороны подчеркнуть. "Это прекрасный динамик, только не мешайте ему хорошо себя показать", - советуют они. Учитывают они и опыт эксплуатации: динамик пошел в производство, стал продаваться, участвовать в соревнованиях - люди им звонят, рассказывают о проблемах. У серьезных производителей всегда есть "горячие линии". Можно позвонить в Швецию или Англию, сказать, какой тип машины, описать проблему, и тебе подскажут, что делать. Или заранее можно позвонить, спросить, как лучше установить. С вопросами о кондиционерах и обогревателях в Германию звоним иногда.

- Решение во многом зависит от типа кузова. Как быть с отечественными машинами? Есть ли советы на этот случай?

- Вопрос не в марке машины, а в подходе к установке: в седане, например, сабвуфер отделен от салона, а в хэтчбеке он находится в самом салоне. И третий вариант - специфический - автобусы и минивэны. К тому же есть много машин, внешне имеющих ту же конфигурацию, что и наши автомобили. Да и мы неплохо ориентируемся в этих машинах: их так много прошло через наши руки. Пусть для недорогой акустики не указаны досконально все параметры, мы сами помним, как она звучит в "восьмерке" - "девятке". Есть ведь у нас и энтузиасты. Экспериментируют со своими машинами, остаются после работы, меняют по восемь - девять вариантов динамиков... Такие полезны в работе.

- Но ведь их мнение - субъективно.

- Верно, но я говорю сейчас не о нюансах восприятия музыки. Вот, например, бюджетная акустика за $150 стоит спереди. Она должна тянуть на себе весь звук. Важно, чтобы динамик не хрипел, не был перегружен. Наша цель в том, чтобы динамик создавал приличный звук и служил долго. Ведь можно его установить и так, что его через некоторое время просто разнесет. Если воздух позади динамика не имеет достаточного сопротивления, то катушка и подвеска динамика довольно быстро будут уничтожены. Кстати, мы столкнулись с тем, что в Европе так специально иногда устанавливают, мы так еще ни разу не экспериментировали. А там говорят: "Есть такой вариант, звук будет просто идеальный, но вы должны будете раз в полгода менять подвес динамиков. Приезжайте, платите - магнит будет тот же, а подвес мы будем ставить новый". И это входит в стоимость содержания машины, как сезонная смена резины.

Разумеется, с дорогими системами Hi-End все иначе. Тут заказчик и должен полагаться на талант консультанта и установщика, такая субъективность дорогого стоит. В Англии, например, есть Hi-End фирма Exposure, так там на работу принимают только некурящих вегетарианцев. Считается, что у них восприятие звука лучше.

- Вы как профессионал постоянно следите за миром автомобильного звука, читаете журналы - есть ли какая-то мода в этом мире? На динамики, на головные устройства?

- Хочу заметить, что я слежу не только за журналами. Все новое, что к нам приходит, я тестирую на стенде. Конечно, это немножко не то, что в машине, но позволяет сравнить, при прочих равных условиях, с некоторым эталоном в данной ценовой категории. И я всегда могу сказать, лучше или хуже новый динамик, чем тот, который у нас в данный момент является эталоном. А эталон тоже все время меняется с движением технического прогресса.

Мода, конечно, есть. В России она связана с тем, что люди не сразу все узнавали, что возможно. Очень долго, например, все хотели иметь динамики сзади. Спереди их плохо слышно, а задних пассажиров они просто мучают, но почему-то нравилось именно так. Потом сабвуфер - он тоже стал модным далеко не сразу. Сначала его считали частью оформления очень дорогих машин. Люди просто говорили мне: "Я с ума не сошел, мне ничего такого не надо!" С усилителями то же самое. А речь шла просто о культурном звуке. Теперь мы много сабвуферов ставим на "девятки", "восьмерки". И есть мода у производителей, она связана с техническим прогрессом. Появился лазерный диск, сразу стали все делать CD-ресиверы, чейнджеры, потом минидиск появился.

- Но он в России не очень популярен, да и качество музыки хуже, чем у CD.

- Да, в России их мало ставят. Качество действительно хуже, но можно зато делать дома свои выборки с дисков, потом в машине слушать. А ведь в машине тоже есть шум, и на этом фоне разница в качестве незаметна. По-настоящему хороший звук можно получить только в полностью звукоизолированной машине. Есть тихие машины - вот в "Ягуаре" несколько степеней развязки подвески, эта машина просто не может быть шумной. А мы еще при инсталляции добавляем несколько слоев звукоизоляции, отгораживаем все возможные источники шума.

- А мода, не связанная с технической стороной дела, например, на внешний вид аппаратов?

- Тут есть два подхода: Hi-End аппаратура имеет очень строгий внешний вид, вот как Nakamichi. Хотя аппарат внутри великолепен, техника просто роскошная. А некоторые производители - Alpine или с недавнего времени Blaupunkt - ярко и разнообразно оформляют магнитолы. Некоторое время шли цветные магнитолы: синие, ярко-желтые... У нас еще проходила такая мода: мы ставили сабвуферы, вделанные заподлицо в боковую стенку багажника (на снимке). Такой багажник выглядит, как пустой, а динамик имеет обычный диаметр - 25 см - и по параметрам причисляется к Hi-End. Вообще совмещение установки "музыки" с тюнингом салона хорошо тем, что все компоненты можно ставить туда, где они должны быть, а не туда, куда можно. Фото: http://autocitychannel.com/imgnews/img4633_3.jpg

- Как часто люди готовы идти на кардинальные переделки салона? Вы ведь можете изготовить какие-то нестандартные панели, которые будут смотреться, как родные.

- Есть люди, которые говорят: "Меня не интересует объем переделок, делайте, чтобы звучало хорошо". И тогда мы можем развернуться. А некоторые говорят: "Я не знаю, сколько я буду на этой машине ездить, ничего не меняйте, все в штатные места". И это самые сложные заказы, потому что приличный звук трудно получить. Производители машин иногда делают очень неподобающие штатные места. И это не связано напрямую с классом машины. Я видел Hyundai, где штатные места были сделаны с учетом "аудиофильского" расположения динамиков, было видно, что при проектировке машины советовались со специалистами по звуку. А такие совершенные автомобили, как Audi, требовали больших доработок по звуку. Но все это решимо в принципе.

- А часто ли бывает так, чтобы человек приходил к Вам с уже готовым решением, что и куда ставить. Прочел, например, о такой установке в журнале.

- Прямо так ни разу не было, но иногда общее представление у заказчика имелось. Был один человек, который читал все журналы, посещал выставки. Его этот процесс очень волновал, видимо. И он захотел поставить себе комплект из довольно дорогой акустики и даже сказал, куда. Но я сразу вспомнил, что этот вариант, мы у себя однажды опробовали и отмели как негодный. Он просто выкинул бы деньги на ветер. - То есть единственный способ получить "правильный" звук, это обратиться к профессиональным установщикам?

- Да, тут нужен очень опытный консультант. Можно, конечно, самому стать установщиком. Но лучше найти опытного консультанта и вместе подумать, какая музыка дома "берет за душу" - какой стиль, какая дома аппаратура в какой комнате. Обсудить, наконец, специфику автомашины. Этим все практически задается. Для того, чтобы самому принять грамотное решение, надо сперва перепробовать четыре-пять систем в своей машине. Если времени и денег на это нет, лучше обратиться к профессионалам.

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Этот материал пока никто не прокомментировал. Будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru