Секреты автомобильного звука из первых рук

Юрий Михайлович Крыжевских - крупный специалист по car audio, его мнению доверяют многие. Именно ему мы решили адресовать вопросы, мучающие каждого, кто хочет иметь в своей машине приличный звук. Кто устанавливает "звук"? Что теперь модно? Как приобрести самостоятельный опыт, и стоит ли это делать вообще? Вот какой получился разговор.

content image for: 13303

- Первый вопрос, Юрий Михайлович, как Вы пришли в car audio?

- До того, как заняться машинами, я работал в организации, которая занималась музыкальными системами для дома. С Москвой вместе тогда вели разработку серийного лампового усилителя. Дома тоже занимался примерно тем же. Знаете, это обычный путь радиолюбителя: читать журналы, усовершенствовать свою домашнюю систему. Иногда даже приходилось самому разрабатывать схемы - это, наверное, самое интересное.

- Профессиональная работа в этой сфере предполагает соответствующее образование...

- По образованию я конструктор радиоэлектронных систем, но ведь это не имеет прямого отношения к звуку. Тут нужна точность: работе со звуком еще в советское время учили заниматься в киноинститутах. Там была специальность, связанная с озвучиванием фильмов, записью звуковой дорожки. Но в car audio эти люди сейчас никак не проявились. Вообще автозвуку ведь не научишь в ВУЗе, среди известных в мире специалистов есть бывшие художники, бывшие врачи. Мне еще помогло то, что у меня достаточно хороший английский, поэтому я мог решать многие технические вопросы, читая иностранные журналы. А ведь журналов по этой тематике достаточно много. Потом по работе случилось заняться автомобильной акустикой, года четыре назад. Вот так и пошло.

- И что же, достаточно было этих журналов, чтобы иметь исчерпывающую информацию?

- Да, я понимаю вопрос. Надо сказать, что производители техники заботятся, чтобы клиент не испытывал разочарования. Производители крупных "брэндов" приезжают в Россию, обычно в Москву, устраивают семинары. Никто лучше них не знает нюансов своей продукции и как ее представить потребителю в лучшем свете. Есть какие-то недостатки, допустим, у динамика. Специалисты производителя говорят, как его установить, чтобы эти недостатки сделать незаметными, а сильные стороны подчеркнуть. "Это прекрасный динамик, только не мешайте ему хорошо себя показать", - советуют они. Учитывают они и опыт эксплуатации: динамик пошел в производство, стал продаваться, участвовать в соревнованиях - люди им звонят, рассказывают о проблемах. У серьезных производителей всегда есть "горячие линии". Можно позвонить в Швецию или Англию, сказать, какой тип машины, описать проблему, и тебе подскажут, что делать. Или заранее можно позвонить, спросить, как лучше установить. С вопросами о кондиционерах и обогревателях в Германию звоним иногда.

- Решение во многом зависит от типа кузова. Как быть с отечественными машинами? Есть ли советы на этот случай?

- Вопрос не в марке машины, а в подходе к установке: в седане, например, сабвуфер отделен от салона, а в хэтчбеке он находится в самом салоне. И третий вариант - специфический - автобусы и минивэны. К тому же есть много машин, внешне имеющих ту же конфигурацию, что и наши автомобили. Да и мы неплохо ориентируемся в этих машинах: их так много прошло через наши руки. Пусть для недорогой акустики не указаны досконально все параметры, мы сами помним, как она звучит в "восьмерке" - "девятке". Есть ведь у нас и энтузиасты. Экспериментируют со своими машинами, остаются после работы, меняют по восемь - девять вариантов динамиков... Такие полезны в работе.

- Но ведь их мнение - субъективно.

- Верно, но я говорю сейчас не о нюансах восприятия музыки. Вот, например, бюджетная акустика за $150 стоит спереди. Она должна тянуть на себе весь звук. Важно, чтобы динамик не хрипел, не был перегружен. Наша цель в том, чтобы динамик создавал приличный звук и служил долго. Ведь можно его установить и так, что его через некоторое время просто разнесет. Если воздух позади динамика не имеет достаточного сопротивления, то катушка и подвеска динамика довольно быстро будут уничтожены. Кстати, мы столкнулись с тем, что в Европе так специально иногда устанавливают, мы так еще ни разу не экспериментировали. А там говорят: "Есть такой вариант, звук будет просто идеальный, но вы должны будете раз в полгода менять подвес динамиков. Приезжайте, платите - магнит будет тот же, а подвес мы будем ставить новый". И это входит в стоимость содержания машины, как сезонная смена резины.

Разумеется, с дорогими системами Hi-End все иначе. Тут заказчик и должен полагаться на талант консультанта и установщика, такая субъективность дорогого стоит. В Англии, например, есть Hi-End фирма Exposure, так там на работу принимают только некурящих вегетарианцев. Считается, что у них восприятие звука лучше.

- Вы как профессионал постоянно следите за миром автомобильного звука, читаете журналы - есть ли какая-то мода в этом мире? На динамики, на головные устройства?

- Хочу заметить, что я слежу не только за журналами. Все новое, что к нам приходит, я тестирую на стенде. Конечно, это немножко не то, что в машине, но позволяет сравнить, при прочих равных условиях, с некоторым эталоном в данной ценовой категории. И я всегда могу сказать, лучше или хуже новый динамик, чем тот, который у нас в данный момент является эталоном. А эталон тоже все время меняется с движением технического прогресса.

Мода, конечно, есть. В России она связана с тем, что люди не сразу все узнавали, что возможно. Очень долго, например, все хотели иметь динамики сзади. Спереди их плохо слышно, а задних пассажиров они просто мучают, но почему-то нравилось именно так. Потом сабвуфер - он тоже стал модным далеко не сразу. Сначала его считали частью оформления очень дорогих машин. Люди просто говорили мне: "Я с ума не сошел, мне ничего такого не надо!" С усилителями то же самое. А речь шла просто о культурном звуке. Теперь мы много сабвуферов ставим на "девятки", "восьмерки". И есть мода у производителей, она связана с техническим прогрессом. Появился лазерный диск, сразу стали все делать CD-ресиверы, чейнджеры, потом минидиск появился.

- Но он в России не очень популярен, да и качество музыки хуже, чем у CD.

- Да, в России их мало ставят. Качество действительно хуже, но можно зато делать дома свои выборки с дисков, потом в машине слушать. А ведь в машине тоже есть шум, и на этом фоне разница в качестве незаметна. По-настоящему хороший звук можно получить только в полностью звукоизолированной машине. Есть тихие машины - вот в "Ягуаре" несколько степеней развязки подвески, эта машина просто не может быть шумной. А мы еще при инсталляции добавляем несколько слоев звукоизоляции, отгораживаем все возможные источники шума.

- А мода, не связанная с технической стороной дела, например, на внешний вид аппаратов?

- Тут есть два подхода: Hi-End аппаратура имеет очень строгий внешний вид, вот как Nakamichi. Хотя аппарат внутри великолепен, техника просто роскошная. А некоторые производители - Alpine или с недавнего времени Blaupunkt - ярко и разнообразно оформляют магнитолы. Некоторое время шли цветные магнитолы: синие, ярко-желтые... У нас еще проходила такая мода: мы ставили сабвуферы, вделанные заподлицо в боковую стенку багажника (на снимке). Такой багажник выглядит, как пустой, а динамик имеет обычный диаметр - 25 см - и по параметрам причисляется к Hi-End. Вообще совмещение установки "музыки" с тюнингом салона хорошо тем, что все компоненты можно ставить туда, где они должны быть, а не туда, куда можно.

content image for: 13303

- Как часто люди готовы идти на кардинальные переделки салона? Вы ведь можете изготовить какие-то нестандартные панели, которые будут смотреться, как родные.

- Есть люди, которые говорят: "Меня не интересует объем переделок, делайте, чтобы звучало хорошо". И тогда мы можем развернуться. А некоторые говорят: "Я не знаю, сколько я буду на этой машине ездить, ничего не меняйте, все в штатные места". И это самые сложные заказы, потому что приличный звук трудно получить. Производители машин иногда делают очень неподобающие штатные места. И это не связано напрямую с классом машины. Я видел Hyundai, где штатные места были сделаны с учетом "аудиофильского" расположения динамиков, было видно, что при проектировке машины советовались со специалистами по звуку. А такие совершенные автомобили, как Audi, требовали больших доработок по звуку. Но все это решимо в принципе.

- А часто ли бывает так, чтобы человек приходил к Вам с уже готовым решением, что и куда ставить. Прочел, например, о такой установке в журнале.

- Прямо так ни разу не было, но иногда общее представление у заказчика имелось. Был один человек, который читал все журналы, посещал выставки. Его этот процесс очень волновал, видимо. И он захотел поставить себе комплект из довольно дорогой акустики и даже сказал, куда. Но я сразу вспомнил, что этот вариант, мы у себя однажды опробовали и отмели как негодный. Он просто выкинул бы деньги на ветер. - То есть единственный способ получить "правильный" звук, это обратиться к профессиональным установщикам?

- Да, тут нужен очень опытный консультант. Можно, конечно, самому стать установщиком. Но лучше найти опытного консультанта и вместе подумать, какая музыка дома "берет за душу" - какой стиль, какая дома аппаратура в какой комнате. Обсудить, наконец, специфику автомашины. Этим все практически задается. Для того, чтобы самому принять грамотное решение, надо сперва перепробовать четыре-пять систем в своей машине. Если времени и денег на это нет, лучше обратиться к профессионалам.