Народный тюнинг: главное не переборщить

Это в начале прошлого (уже) века самобеглый экипаж мог похвастаться индивидуальным кузовом (их, как платья, заказывали в ателье), что, несомненно, давало его владельцу дополнительный повод гордиться своим приобретением. Но себестоимость продукции (как любят выражаться экономисты) была столь велика, что позволить себе такую роскошь мог далеко не каждый. Вот почему штучное производство уступило место конвейерной сборке, хотя нельзя сказать, что битва была проиграна полностью.

Ведь существуют же автомобили, созданные в единичных экземплярах (которые не надо путать с концепт-карами). Ими занимаются большие и малые дизайнерские студии, которые тесно сотрудничают с производителями споткаров вроде Porsсhe или Ferrari. Естественно, при этом используются узлы от серийных моделей, но вряд ли это снижает конечную стоимость эксклюзивных машин - ведь кузов-то оригинальный. Так что покупателю тот же Dauer-Porsсhe 962 Le Mans обойдется не дешевле серийного Lamborghini Diablo.

Ну а для менее состоятельных любителей оригинального многочисленные тюнинговые фирмы по разумной цене (впрочем, понятие это относительное) доводят более приземленные модели в соответствии с пожеланиями заказчика. Масштаб работ у них разный, здесь все зависит от финансовых возможностей владельца "подопытного" автомобиля. Минимальный уровень - установка низкопрофильной резины на соответствующих дисках, изменение настроек двигателя и выпускной системы, замена амортизаторов. Верхняя планка - существенные изменения параметров подвески и рулевого управления, снижение центра тяжести, замена трансмиссии и двигателя, а также многое другое, вплоть до монтажа каркаса безопасности, как на настоящих гоночных автомобилях.

В России серьезно заниматься тюнингом стали в начале девяностых. "Жертвами" доработки чаще всего оказываются "Волги" и переднеприводные "Самары". Разумеется, ГАЗ-3102 меньше всего претендует на звание спортивного автомобиля, поэтому основные усилия направлены на повышение комфорта в салоне и вообще доведение машины до мировых стандартов. Это возможно лишь с применением импортных материалов и комплектующих, которые существенно повышают стоимость работ. Такая "Волга" (от которой зачастую "родным" оказывается лишь кузов, да и тот перекрашенный) по своим техническим характеристикам, "наворотам" и комфорту максимально приближена к зарубежным одноклассникам. Правда, и стоить она будет столько же.

Более целесообразной выглядит доводка вазовской "восьмерки". Из семейного хэтчбека можно сделать настоящий спортивный автомобиль; практически это будет "гражданский" вариант "боевого" болида. Ни снаружи, ни внутри такого автомобиля нет ни одного ненужного "прибамбаса" - все служит практическим целям. Зато какой шик: спортивные сиденья Recaro, трехлучевой руль малого диаметра, низкопрофильная резина на пятнадцатидюймовых дисках BBS!

Понятно, что подобные услуги рядовому российскому (белорусскому) автолюбителю не по карману. Ведь даже элементарная замена амортизаторов, перенастройка подвески, двигателя и выхлопной системы уже переваливает за тысячу у.е. Так что говорить о более сложных работах с применением мировых технологий?

Но так хочется проявить индивидуальность! Чтобы такой "тачки", как у тебя, ни у кого и нигде... Ну, или хотя бы украсить ее всякими "прибамбасами" вроде мухобоек, спойлеров и прочих накладок, да еще дорожный просвет раза в два побольше сделать, чтобы круто получилось. Увы, когда за дело берутся любители, в лучшем случае, получается жуткая безвкусица, а иногда народный "брабус" оказывается просто опасным в эксплуатации. Вот и разберемся, какие "навороты" действительно украсят ваш автомобиль, а что может негативно сказаться не только на внешнем виде, но и безопасности "подопытного".

Первое правило: доукомплектовывать машину следует фирменными аксессуарами или же их аналогами, предназначенными (подходящими) для данной модели. Пусть дорого, но зато эстетично и безопасно. Важно, чтобы ни от одного элемента "не разило" дешевкой или безвкусицей. И нужно, чтобы эти самые элементы гармонировали (представьте дочерна затонированные окна Opel Kadett оранжевого цвета с красными молдингами!).

Например, иногда черный бампер окрашивают в цвет кузова. Отличить доработанный от заводского проще простого - последний выглядит более гармонично. Почему? Да потому что он уравновешивается черными молдингами, которые и влияют на общее восприятие. А окрашенный целиком с бампером автомобиль выглядит слишком тяжеловесно, вычурно (речь не идет о последних моделях, когда эти элементы были интегрированы в общую композицию кузова).

Кстати, о молдингах. Они могут быть черными или в цвет кузова, но главное - качественно выполненными. То же самое касается порожков и накладок. Конечно, можно использовать и "не родные", но тогда полагайтесь на чувство меры и вкус. Эти элементы не должны нарушать эстетику внешнего вида автомобиля, их основная задача - облагородить (а не испортить) кузов. В конце концов, пожалейте дизайнеров, ведь они месяцами работали над экстерьером, и уж точно не для того, чтобы вы его уродовали.

A очень сильно помогают в этом уродовании грубо сработанные накладки на дверные ручки (ВАЗ-2108/09), которые почему-то очень популярны у наших автолюбителей. Но это еще мелочи по сравнению с тем ужасным обвесом, который часто устанавливается на "Самары". За исключением "Карлотты", эти комплекты изменяют облик машины лишь в худшую сторону. А эти мухобойки, "реснички", накладки на фары? Они негативно сказываются на аэродинамике и даже с эстетической точки зрения выглядят сомнительно.

Зато очень эффектный элемент - спойлер на крышке багажника или над задним стеклом. Пользы от него почти никакой (и вреда тоже - в случае с фирменными образцами), но выглядит привлекательно. Лишней прижимной силы от такого спойлера ждать бессмысленно, но в некоторых случаях он оптимизирует аэродинамические потоки - не так быстро загрязняется заднее стекло (ВАЗ-2108). Если окрашен в цвет кузова - замечательно, если снабжен дополнительным стоп-сигналом - отлично.

Не меньшей популярностью пользуются и так называемые "кенгурятники" - защитные решетки для внедорожников. С точки зрения безопасности водителя их применение вряд ли оправдано, а вот в случае наезда на пешехода он может сыграть роковую роль. Но выглядит, конечно, впечатляюще. Наверное, поэтому "кенгуринг" можно встретить не только на "Ниве", но даже на... "Оке" (такой экземпляр еще и "запаску" сзади имел).

Стальные колесные диски выглядят, скажем так, невыразительно. Облагородить их могут декоративные колпаки, опять же фирменные или "нейтральные". Если подойти к их выбору творчески, результат оправдает ваши ожидания. Но это самый дешевый вариант. А более состоятельным автолюбителям есть смысл приобрести литые (а вдруг у кого-то хватит денег и на кованые?) диски, благо сегодня их выбор огромен. Только не забудьте уточнить, подходит ли понравившаяся модель к вашему автомобилю (это я о расстоянии между "дырочками").

Если есть желание поставить колеса большего диаметра, придется пойти на некоторые доработки. Как минимум начнет врать спидометр, ведь он-то рассчитан на определенный размер шин. Ну а, кроме того, возможно увеличение нагрузки на детали подвески, которые в таком случае придется заменить. Да и вообще нужно посмотреть, поместится ли нестандартное колесо и не станет ли оно тереться о крыло. Так что вопросов много, но в принципе все они могут быть решены - были бы деньги.

Чего еще не хватает? Правильно, тонировки. По действующему ГОСТу затемнять стекла можно лишь слегка, но если посмотреть на летающие по городу "Пассаты", БМВ и "Вольво", можно сделать вывод, что и в самом деле для каждого правила существует исключение. Впрочем, реальные проблемы у владельца такого автомобиля с ГАИ возникнут лишь при прохождении техосмотра. Другое дело, что на ТО вас могут направить раньше времени - с целью проверить соответствие стекол ГОСТу. Но опять же не каждому автомобилю и не каждой окраски тонировка будет "к лицу" (снова представьте себе на минуту оранжевый Opel).

Сопутствующее свойство тонировочной пленки - усиление прочности стекла. Поэтому часто тонируют не только окна, но и фары. Задние можно слегка затемнить, но передние должны оставаться прозрачными. Может быть, абсолютно черная Audi и выглядит круто, но в условиях плохой видимости или ночью такой выпендреж становится чрезвычайно опасным как для самого водителя, так и для окружающих.

Салон тоже можно доработать. Невзрачная обивка сидений прикрывается хорошими велюровыми чехлами, да и дешевые резиновые коврики тоже неплохо бы заменить. "Родные" руль и рукоятка КПП безвозвратно исчезают, а на их месте появляются фирменные "деревяшки". Хотя нет, слишком скользко. Тогда кожа, натуральная! А "дерево" пусть появится на дверях и приборной панели, хотя это дело вкуса. Да и не в каждый интерьер впишется.

А вот всякие побрякушки типа огромных игральных костей, дракончиков, чертиков и прочих гномиков, которые болтаются на веревочке и только ограничивают обзор, совершенно неуместны и, более того, опасны. Ну а наклейки на панели - это вообще мальчишество (кстати, то же и про кляксы на капоте можно сказать). Куда полезнее установить бортовой компьютер или электропривод зеркал. Стеклоподъемники тоже можно сделать электрическими, но это скорее элемент роскоши, чем "вещь, необходимая в хозяйстве".

Если б фантазия народных умельцев только и ограничивалась тем, что кузов и салон автомобиля украшался или уродовался - в зависимости от качества и количества дополнительных элементов! Но ведь хочется еще влезть в двигатель, трансмиссию и, самое опасное, подвеску и рулевое управление. Тогда можно напомнить, что по действующим Правилам переоборудование транспортных средств без согласования с Госавтоинспекцией запрещено, так что в будущем владельца такого аппарата будут ждать "разборки" в ГАИ. Впрочем, это еще не самое страшное...

Вполне можно понять естественное (в наших условиях) желание увеличить дорожный просвет своего автомобиля. Цивилизованный способ - замена штатных амортизаторов и некоторых элементов подвески. Такие изменения часто получают иномарки, экспортируемые в страны СНГ, это часть так называемого Восточного пакета. Но у нас также прижился варварский способ - установка примитивных прокладок под пружины подвески. В этом случае усиленно изнашивается ходовая часть, но главное - в худшую сторону изменяется управляемость автомобиля. А что вы хотели, если центр тяжести стал выше, нагрузки на узлы увеличились, а эти факторы никто не учитывал? В критической ситуации с таким автомобилем не всегда справится и профессиональный водитель.

То же самое и с расширением колеи, "колдовством" над рулевым управлением и прочими изменениями, которые так или иначе влияют на долговечность и безопасность конструкции. Такие работы нужно доверить специалистам. В противном случае может получиться так, что деньги будут выброшены на ветер, а вместо приятных ощущений за рулем вас будут ожидать неприятности в виде заклинившего "движка", отвалившегося колеса и прочих "сюрпризов" в том же духе.

И еще. Прежде чем тратить деньги (причем иногда немалые) на какой-нибудь "наворот", подумайте: а может быть, их стоит израсходовать более достойно? Например, поменять рулевую рейку, купить хорошую зимнюю резину, сделать антикоррозийную обработку. Таким образом, вы не просто найдете своим деньгам хорошее применение, а вложите их в долгую и безотказную работу вашего автомобиля.