Гостья из будущего

В первый час демонстрации на этот автомобиль было принято 749 заказов, а к концу первого дня их число перевалило за 12 тысяч! Так полвека назад Франция приняла новую «Богиню»
content image for: 13251

В первый час демонстрации на этот автомобиль было принято 749 заказов, а к концу первого дня их число перевалило за 12 тысяч! Так полвека назад Франция приняла новую «Богиню».1955 год. На Парижском автосалоне представлена модель Citroen DS 19 Traction Avant. До последнего дня машину держали в строжайшем секрете, и было отчего. То, что увидели честные рантье, больше напоминало летающую тарелку, чудом пойманную в сети где-то на просторах Лангедока. В аэродинамике кузова застыла сама женственность, в ни на что не похожем силуэте – дерзкая индивидуальность, в щедром остеклении – вера в светлое завтра. Такое авто было не спутать ни с чем. Пораженные французы восхищенно ахнули: богиня ! («дээс» по-французски звучит как «богиня» – deesse).
И «богиня» щедро наградила новообращенных. Гидроусилитель руля, тормозов и всего на свете обеспечили послушность и непринужденность в управлении. Безопасность хранили две независимые тормозные системы плюс автоматическая регулировка тормозов в зависимости от загрузки автомобиля. Но главным прорывом была гидропневматическая подвеска с автоматической регулировкой высоты дорожного просвета, фирменная фишка Citroen, впервые примененная именно на DS 19. Она позволяла приподнять кузов из салона при переезде через бордюр или опустить на стоянке.
Citroen был напичкан и другими новинками. Впервые на серийном авто были применены передние дисковые тормоза. Руль имел одну спицу, запаска была спрятана под капот. Для перераспределения веса использовалась хитроумная комбинация материалов: кузов представлял собой единую жесткую конструкцию, но в крепившихся на нее элементах были использованы легкий пластик (крыша), сплавы алюминия и тонкое стекло. Автомобиль имел привод на передние колеса и четырехступенчатую коробку передач. Расход топлива составлял 10 л на 100 км.
Авто отличала роскошная аэродинамика (коэффициент 0,31). Правда, двигатель в 70 л. с. позволял машине разогнаться всего до 140 км/ч, но для улочек Парижа этого было достаточно. Во время покушения 1962 года колеса президентской «Богини», изорванные пулями в клочья, вынесли генерала де Голля из опасной зоны, демонстрируя, что кредо «скорость, комфорт, безопасность» – не только пустой звук. Правда, машина была капризна, как настоящая француженка, и её сложная гидравлика вечно ломалась. В 1956 год появился несколько упрощенный вариант ID 10, а в 1967 – DS 21 c миндалевидными фарами. Универсалы, кабриолеты, лимузины... Поздние модели разгонялись уже до 170 км/ч. DS не сходил с конвейера 20 лет (!): почти полтора миллиона авто с 1955 по 1975 год – целая эпоха.
Ещё 30-е подарили Европе немало элегантных и нестандартных авто, которые бороздили буржуазные кварталы и просторы кино. Но эти сполохи не делали погоды. Феномен DS был в том, что впервые аэродизайн, техническая экстравагантность и идеология автомобиля-мечты (dream-car) соединились в массовом европейском авто: семейной машине, такси, скорой. Именно его силуэт стал узнаваемой доминантой городского ландшафта. Почему? «Богиня» была произведением искусства, скульптурой работы Фламинио Бертони, главного дизайнера Citroen. Его воображение сформировалось на авангарде и сюрреализме, овладевшими Парижем конца 20-х – начала 30-х годов, куда молодой итальянец приехал изучать искусства. Там его и нашел Андрэ Ситроен. Спустя четверть века Бертони воплотил в DS идеалы своей молодости: конструктивизм Ле Корбюзье, эксцентричность Дали, изящество Кокто. Но, главное, Бертони мыслил «трехмерно», ещё в 30-х он был первым в мире дизайнером, кто применил при разработке объемный пластилиновый макет. И эта «скульптурность» мышления передалась «Богине». Сегодня этот слепок воображения из далеких 50-х кажется гостьей из будущего. DS была вызовом автомиру. Из нее должен был выйти либо фантастический успех, либо грандиозный провал. Чтобы решиться поставить такую авантюру на конвейер, серьезной фирме требовалась бешеная смелость. Но Бертони, конструктор Лефевр и их единомышленники уже знали: небывалое бывает. Их парадокс на колесах «Де Шво» (deux cheveaux), казавшийся гадким утенком, выдал сверхуспех. И на фирме опять пошли ва-банк, снова ваяя антистандарт.
И хотя «Богиня» рождалась в консервативные 50-е, ее создатели словно угадали время. Вскоре Франция воспрянет и станет очень по-французски ставить все с ног на уши: выйдет из НАТО, устроит революцию из-за бузы в кино, начнет вести телепередачи в системе SECAM. Короче, жить красиво вопреки всем. Для Франции «Богиня» станет одним из атрибутов важного рубежа. Позади останется позор поражения, потерянная империя и декаданс. Впереди будет радость и только радость: двадцать лет процветания и Пятая республика кино, шансона и любви. Президент-смутьян де Голль и автомобиль-смутьян словно заключили тайный союз: носатый генерал прославил Citroen на весь мир, «Богиня» же стала одним из воплощений его яркой экстравагантности.
«Дээс» плавала под началом Луи де Фюнеса в «Раввине Якобе» и унесла в облака старика Фантомаса. И, конечно, доехала до России. В 80-х у нас во дворе стояла белая «Богиня» с миндалевидными фарами и хромовой загнутой ручкой на капоте, отчего ее обтекаемый капот напоминал пузо старого холодильника «ЗиЛ». Машина производила фантастическое впечатление, хотя чаще ломалась, чем ездила. Наверное, это был один из последних могикан в стране. Хозяева долго обхаживали божество, но все же оно сломались: авто было продано и сгинуло где-то под Москвой.
А жаль. В покатых линиях «Богини» застыл отблеск неповторимой индивидуальности, некогда присущей стране, где она родилась. Стоп-кадр вечной французской комедии и времени, когда люди умели жить красиво, как в кино.