Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
21 февраля
Lada (ВАЗ) Largus 1.6 102hp (5 мест) MT
Поломок не было никаких. В ЛКП появились мелкие сколы от камешков. Самое главное преимущество Ларгуса – это большой объем. Всегда увезешь, все, что надо. Для хозяйственного мужчины лучшего автомобиля...
4.2
21 февраля
Lada (ВАЗ) Largus 1.6 102hp (7 мест) MT
Отличная модель для семьи очень нравиться на дороге ведёт себя отлично Доволен цена и качество полностью удовлетворяют
4.0
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
1 июня 2005 00:30, Статьи

Эта неразменная «КОПЕЙКА»

Народный автомобиль, символ эпохи... Какими только эпитетами не награждали ту, что совершила настоящий переворот в умах миллионов советских граждан. 19 апреля первенцу тольяттинского автозавода исполнилось 35 лет

Фото: Комсомольская правда

Народный автомобиль, символ эпохи... Какими только эпитетами не награждали ту, что совершила настоящий переворот в умах миллионов советских граждан. 19 апреля первенцу тольяттинского автозавода исполнилось 35 лет

 

Бодрый памятник

А еще ее, «копейку», можно было бы назвать героем нашего времени. Хотя бы потому, что спустя двадцать лет после прекращения выпуска она не превратилась в музейный экспонат: и сегодня по дорогам мира бодренько бегают тысячи «ноль первых». Латаные, перекрашенные, с неоднократно расточенными и перебранными движками, замененными узлами и агрегатами  «копейки» являются нам в образе мудрых долгожителей, словно бы знающих тайну бессмертия, вызывая восхищение своей неприхотливостью, надежностью, выносливостью.

Пример с «копейкой» - один из тех редких случаев, когда герой удостаивается памятника при жизни. В июне прошлого года московский дилер АвтоВАЗа установил его на въезде к одному из своих офисов. Все как положено: мраморный пьедестал, на нем - «копейка» в натуральную величину.

Поэтому, когда на исходе ХХ века в отечественной автотусовке возник вопрос, какую из наших машин можно назвать автомобилем столетия, длительных прений не возникло - ею стала тольяттинская «копейка». Интересно, какая модель АвтоВАЗа будет претендовать на эту роль в ХХI веке - «полтинник», а может, даже «целковый»? Остается только гадать. Да это сейчас и не важно.

Главное, что ВАЗ-2101 установил новые стандарты для отечественного автомобиля. И теперь наследники «копейки» продолжают задавать стандарты в российском автомобилестроении. В то время как в России еще не приняты даже экологические нормы Евро-2, последние модели АвтоВАЗа Lada Kalina и Lada 110 с новым двигателем 1,6 л уже отвечают стандартам Евро-3.

 

Найди тысячу отличий

Прототипом для создания нового советского автомобиля был итальянский Фиат-124. Но при внешней схожести итальянец и русский отличались друг от друга принципиально: всего у «копейки» и «Фиата» можно насчитать больше 800 различий.

На ВАЗ-2101 стоял двигатель с верхним распредвалом и увеличенным межцентровым расстоянием, что в будущем позволило неоднократно увеличивать литраж мотора. Диаметр цилиндра был больше на 3 мм (у «Фиата» - 73 мм), ход поршня - меньше. Двигатель стал более приемистым. 

В сцеплении увеличили наружный диаметр накладок - со 182 до 200 мм. В коробке передач доработали конструкцию синхронизаторов.

Дорожный просвет у «копейки» увеличился со 164 до 175 мм, правда, только в передней части, так как сзади это не позволял картер неразрезного моста. Практически полностью переработана передняя подвеска: изменена кинематика, усилены пружины и шаровые опоры.

Испытания на отечественных дорогах показали, что фиатовские задние дисковые тормоза надо менять на барабанные - колодки стирались за месяц-два.

Вазовский кузов был усилен. Автомобиль стал тяжелее: его снаряженная масса увеличилась с 855 до 945 кг.

На бамперах появились «клыки» (от которых отказались на «одиннадцатой» модели), в переднем бампере - дырка для кривого стартера. Появились и проушины для буксировки. Передние сиденья стали раскладывающимися. В общем, советские инженеры в соавторстве с итальянцами постарались учесть все неприятности нашего автомобилиста, поджидающие его на дорогах, лишенных какого-либо сервиса.

 

Ты помнишь, как все начиналось?..

Начало производства автомобилей «ВАЗ» стало важным шагом вперед в развитии отечественного автомобилестроения. В стране появился крупнейший автозавод не только по отечественным, но даже и по европейским меркам.

И первенец АвтоВАЗа оправдал ожидания его создателей: с 1970 по 1983 год было выпущено более 2 миллионов 700 тысяч автомобилей ВАЗ-2101.

В апреле 1971 года автомобиль ВАЗ-2101 впервые появился на мировом рынке: в Болгарии, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Югославии. Вскоре они начали бегать по дорогам Франции, Австрии, ФРГ, Швейцарии, Нигерии, Египта.

Розничная цена на ВАЗ-2101 была установлена правительством в 5500 рублей. Но, несмотря на то, что среднемесячная зарплата того времени составляла чуть больше полутора сотен рублей, увидеть «копейку» в автомагазине в свободной продаже было невозможно. Цены «черного рынка» колебались от 7 до 10 тысяч рублей.

И все же именно благодаря АвтоВАЗу наше Отечество перестало быть страной пешеходов и пассажиров: с 1970 по 1980 год парк личного автотранспорта увеличился с 1 миллиона 325 тысяч машин до 7 миллионов 390 тысяч. И главную роль в этом преображении сыграла «копейка».

В дальнейшем ее наследники становились не менее популярными - и сейчас, по данным ГИБДД, тольяттинские автомобили составляют более половины от всего автопарка страны. А в прошлом году с конвейера АвтоВАЗа сошел уже 22-миллионный автомобиль.

А Волжский автомобильный завод стал и продолжает оставаться крупнейшим автопроизводителем в стране. Ежегодно завод выпускает около 700 тысяч «Лад» - показатели, которые не снились ни одной из иностранных компаний, самые успешные из которых продали у нас в прошлом году в 10 с лишним раз меньше своих автомобилей.

 

Звезды тоже когда-то водили «Жигули»

Многие известные ныне люди не всегда ездили на престижных иномарках - когда-то они сидели за рулем обычной «копейки».

Известный тележурналист Евгений Киселев как-то признался, что первая машина - ярко-красная «копейка» - не раз выручала его в трудную минуту. На ней Евгений Киселев подрабатывал частным извозом, когда до зарплаты не оставалось ни копейки. Правда, с приходом известности и узнаваемости (и ростом благосостояния) ведущий «Итогов» возить пассажиров перестал.

Несмотря на то, что в «Служебном романе» любовник героини Алисы Фрейндлих пиарил машину другой марки (восхищенно назвав ее малогабаритной квартирой), актриса на гонорар от фильма приобрела ВАЗ-2101. 

Первые навыки автомобилиста-любителя Ирина Аллегрова получила за рулем своей подержанной «копейки» канареечного цвета, приобретенной в 1984 году.

- Я сейчас очень редко вожу, - призналась певица. - У меня есть водитель. Но если сажусь за руль, то ограничений в скорости не признаю - люблю погонять с ветерком. Правда, в условиях мегаполиса осуществить это реально только ночью.

Те, кто бывал в роли пассажиров Ирины Аллегровой, признают единодушно: всю дорогу их не покидало желание крепко держаться за ручки «Мерседеса» певицы.

А вот писатель Владимир Сорокин признался, что, когда сочинял сценарий к фильму «Копейка», машину еще не водил:

- Поэтому для меня «копейка» была не лучше и не хуже других марок. Просто когда Иван Дыховичный поделился со мной идеей снять фильм на эту тему, у меня возникло желание сделать автомобиль живым персонажем. 

 

Тольятти сегодня гуляет

Дню сборки первых автомобилей - 19 апреля - на АвтоВАЗе официально присвоен статус корпоративного праздника (их на заводе всего два, еще один - 20 июля, дата основания предприятия). День рождения «копейки», как неформально называют эту апрельскую дату, всегда отмечается на заводе с особым размахом. На предыдущий юбилей -

30-летие сборки первых автомобилей - вазовцы заставили музейный ВАЗ-2101 вспомнить молодость. Вновь пустили его по главному конвейеру. Правда, до винтика разбирать раритет не стали, а всего лишь сняли с него колеса, чтобы прикрутить их уже на финише сборочной линии.

Мероприятия в честь 35-летия пройдут уже вне производственных цехов, что, пожалуй, верно - завод не театр. Сценарий праздника традиционен: встречи ветеранов, концерты различных местных коллективов, выставки и спортивные соревнования.

Сегодня будут подведены итоги ежегодного вазовского конкурса «100 лучших работников». Для них, других передовиков и ветеранов во Дворце культуры и техники АвтоВАЗа состоится праздничный вечер. Ну а если учесть, что отношение к автозаводу имеет почти все население Тольятти, очередной вазовский юбилей обещает вылиться в общегородской.

// "КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА"

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Этот материал пока никто не прокомментировал. Будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.