В первом квартале 2003 года почти все российские автозаводы увеличили производство по сравнению с прошлым годом. Причина ясна - наконец-то автопрому не мешают подержанные иномарки. Окрыленные автопромышленники планируют увеличить производство и по итогам года. Но аналитики считают, что рост будет незначительным.
По данным ЗАО «АСМ-Холдинг», за первый квартал 2004 года с конвейеров российских предприятий сошло 254747 легковых автомобилей. Это на 27,5% больше, чем за соответствующий период 2003 года. Именно столько проиграли отечественные автозаводы подержанным иномаркам в начале прошлого года. Тогда, как известно, в страну хлынул поток импорта - все, кто мог, везли из-за границы подержанные автомобили, чтобы успеть растаможить их до повышения таможенных пошлин. В результате отечественные автозаводы остались не у дел на несколько месяцев.
Бессменным лидером среди российских автопроизводителей остается ВАЗ. В Тольятти изготовили 173 866 машин. Продано же за три месяца 162032 автомобиля. Рост производства по сравнению с 1 кварталом 2003 года составил 27,1%. С исчезновением конкуренции со стороны импортного секонд-хенда ВАЗ почувствовал себя вольготнее. Он активно работает над новыми моделями, строит планы и не забывает повышать цены. Одновременно из модельного ряда автогиганта исчезают популярные машины, на смену которым приходят модернизированные, но более дорогие модели. Так, вслед за «восьмеркой» с марта этого года в Тольятти прекратили выпускать «девятку» (этим можно объяснить то, что по сравнению с 4 кварталом 2003 года выпуск ВАЗов снизился почти на 6%).
На втором месте, как и по итогам 2003 года, «Иж-Авто». В Ижевске собрали 22608 автомобилей. Это на 29% выше, чем по итогам 1 квартала 2003 года и на 23% - чем по итогам 4 квартала. В Ижевске, помимо собственно «Ижей», собирают и вазовские машины. В этом году модельный ряд завода пополнился универсалом «Фабула», так что в течение года ижевцы вполне могут увеличить производство и продажи.
Замыкает тройку лидеров ГАЗ, изготовивший чуть меньше автомобилей, чем «Иж» – 22181. ГАЗ показал самый большой рост производства среди производителей отечественных машин - по сравнению с 1 кварталом 2003 года выпуск одних только «Волг» увеличился на 92%. Огромный рост связан с тем, что в начале прошлого года в связи с затовариванием заводу пришлось останавливать конвейеры. В этом году в Нижнем поставили на конвейер модернизированную «Волгу» ГАЗ-31105. На нее пришлось больше половины объема производства в 1 квартале 2004 года.
На четвертом месте по итогам первого квартала СП «GM-АвтоВАЗ». Джи-эмовцы не раскрывают результатов своего производства по итогам квартала - такова, мол, их корпоративная политика. Хотя стесняться вроде нечего - по данным «АСМ-Холдинга», дилеры продали в январе-марте 9451 «Шевроле-Ниву». Могли бы продать и больше, комментируют представители АСМ, но дорогую Шеви-Ниву с опелевским двигателем покупают вяло. Тем не менее это на 650% больше, чем в 1 квартале 2003 года. По сравнению же с 4 кварталом рост совсем невелик - 2,35%.
Значительно увеличили производство и другие СП: «Автотор» увеличил выпуск на 76%, ТагАЗ – на 400%, «Автофрамос» – на 727%в 1,66 раза, всеволожский завод Ford – в 2,18 раза. Суммарный выпуск автомобилей СП вырос в 3,46 раза по сравнению с первым кварталом 2003 года – до 21 425 единиц. Теперь продукция СП составляет 8,4% всего выпуска автомобилей в России.
Занимающий пятую строчку УАЗ увеличил производство на 6,6%. Ульяновцы изготовили 8456 автомобилей. В прошлом году за тот же период сделали 7932 машины. Рост производства по сравнению с 4 кварталом 2003 - 5,6%. В этом году УАЗ начал делать новую модель Hunter, на нее приходится основной объем производства и продаж - 65%.
Заводы «РосЛада» и СеАЗ в сравнении с первым кварталом 2003 года сработали похуже: в Сызрани снизили объемы сборки на 68,7%, а в Серпухове – на 18,5%. Спрос на продукцию этих заводов – вазовскую «классику» и «Оку» – постепенно снижается.