ЗАБРОНИРОВАЛИ, СОБРАЛИ...
Более качественным, по мнению многих экспертов, считается заводское, фирменное бронирование. Ценят такой вид защиты потому, что машину бронируют в ходе ее сборки. И автопроизводители, которые занимаются заводским бронированием, особенно этим гордятся. Вот, например, директор подразделения Bentley Mulliner Джон Киллик с гордостью отмечает, что «Bentley makes armoured cars, not cars that have been armoured» («Bentley производит бронированные автомобили, а не автомобили, которые были бронированы уже после сборки»). И в этом скрывается принципиальная разница. Ведь при заводском варианте броня является несущим элементом. Само собой, автомобиль заводской бронировки получается легче, обладает лучшей развесовкой по осям, большей жесткостью кузова на кручение... А еще только автомобили заводской бронировки могут всегда рассчитывать на гарантийное и послегарантийное обслуживание на станциях официальных дилеров фирмы-изготовителя. Если, к примеру, автомобиль придется оставить для ремонта на сервисе, то обычно на время простоя бесплатно предоставляется бронированный автомобиль с аналогичным уровнем защиты. Цены на бронеавтомобили заводского производства, понятное дело, заметно выше, чем на машины, забронированные до того же уровня в частных ателье.
Обычно при бронировании выполняют определенный набор стандартных операций. Во-первых, под панелями автомобиля возводят своеобразную защитную капсулу из стального листа и композитных материалов. Броня идет на защиту бортов, дверей, крыши, а композиты укладывают под полом и рядом с бензобаком (они должны уберечь пассажиров от разорвавшейся взрывчатки). Во-вторых, на автомобиль устанавливают пулестойкие стекла толщиной 32—46 миллиметров. Окна обычно после этой операции уже не опустишь, разве что водительское окно делают приспускаемым сантиметров на десять — на случай, если сотрудники автоинспекции потребуют предъявить документы. Вентиляцией салона в «броневиках» заведует кондиционер. Кроме того, на многие бронированные автомобили устанавливают специальные шины типа run-flat, которые позволяют даже при полной потере давления двигаться со скоростью до 50 км/ч.
В секторе машин личного пользования заводским бронированием сейчас занимаются лишь единицы, прежде всего, компании, выпускающие наиболее дорогие массовые автомобили.
Made in Germany
Львиную долю автомобилей заводского бронирования, продающихся в Европе, выпускают концерны DaimlerChrysler, BMW Group и Audi. Так один концерн DaimlerChrysler, старейший производитель бронированных автомобилей в Европе, выпускает около 400 бронеавтомобилей ежегодно. Самый первый «броневик» был изготовлен компанией Daimler-Benz (ныне DaimlerChrysler) еще в 1928 году. Двумя годами позже собрали три бронированных автомобиля по заказу японского императора Хирохито. Ездили на «броневиках» Mercedes члены королевских семей, президенты, высшие государственные чиновники. В 1964 году производство «бронемерседесов» поставили на поток. Всего было выпущено более 5000 бронированных «Мерседесов». Сейчас DaimlerChrysler предлагает три модели бронированных автомобилей — «Мерседесы» E-и S-классов и внедорожник Mercedes Gelaendewagen. Кроме того, уже сейчас можно заказать бронированный Maybach, созданный на базе длинной версии Maybach 62.
Компания Audi бронированные автомобили начала выпускать в семидесятых годах. Сейчас покупатель может заказать Audi A6, бронированный до уровня защиты B4, и более серьезный «броневик» модели A8, за основу которого взята “восьмерка” предыдущего поколения, — cтепень защиты B6/B7. Уже принимаются заказы на бронированный A8, созданный на основе флагмана нынешнего поколения, — первым покупателям этот автомобиль будет доставлен в следующем году.
Bentley
В небольших количествах бронированные автомобили изготавливает подразделение Bentley Mulliner, входящее в состав компании Bentley Motors. Прошедшей весной специалисты этой команды начали выпускать новый бронированный лимузин Bentley Arnage с серьезной степенью защиты B6. Лимузин, построенный на базе седана, будет доступен с удлиненной на 250, 450 или 728 колесной базой.
В список оборудования для лимузина Bentley Arnage B6 входит система внутренней рециркуляции воздуха (в случае чего пассажиры могут обойтись без забора воздуха из внешней среды), и специальные пиротехнические патроны, отстреливающие боковые двери для экстренной эвакуации из автомобиля.
Lincoln
Недавно выпускать «броневики» начало подразделение Lincoln компании Ford Motor: пока планируется собирать около 300 бронелимузинов Lincoln Town Car в год. Модификации называется Ballistic Protection Series (BPS). Автомобиль защищен не только традиционной бронесталью, но и современными материалами на основе керамики и композитов. Предусмотрены отдельный броневой экран для бензобака, шины run-flat... Предполагается, что большая часть автомобилей будет продаваться в США. А в России бронированный Town Car вряд ли будет популярен.
СОБРАЛИ, ЗАБРОНИРОВАЛИ...
Хотя в последнее время наметилась тенденция увеличения доли автомобилей заводского бронирования, по-прежнему доля машин, бронированных уже после их сборки, куда больше. Nachgebaute («бронированные после постройки») — так называют такие автомобили немцы. Клиенты частных компаний, занимающихся бронированием автомобилей, — это, во-первых, владельцы тех машин, которые нельзя забронировать при сборке. Например, что делать любителям представительского автомобиля Lexus или внедорожника Toyota Land Cruiser 100 — корпорация Toyota Motor бронированием своих машин пока не занимается. А, во-вторых, в частные ателье обращаются многие владельцы автомобилей Mercedes и BMW. Одни из них сначала купили машину и лишь потом решили ее бронировать, а другие решили сэкономить — обычно выходит дешевле приобрести автомобиль и забронировать его в стороннем ателье, чем покупать машину, уже бронированную заводом-изготовителем (BMW, Mercedes). Но специалисты рекомендуют не скупиться: «Сперва, может, и дешевле, а потом проблем не оберетесь». Особенно не рекомендуют экономить тем владельцам, которые хотят забронировать автомобиль до уровня защиты B6 или B7. После такого бронирования масса машины увеличивается в среднем на одну-полторы тонны. При этом машине требуется усиленная подвеска, более эффективные тормоза. Их специально для своих “броневиков” разрабатывают инженеры концернов DaimlerChrysler, BMW, Audi. Сторонним же ателье приходится довольствоваться или серийными неусиленными узлами или «левыми», купленными на стороне. Есть, правда, ателье, которые сами занимаются разработкой агрегатов для бронированной техники, но масштаб там другой. Так, мерседесовцы проводят полноценные ездовые испытания, краш-тесты бронированных автомобилей, проверяют их защиту — стреляют по корпусу и стеклам, подрывают гранаты на крыше и под днищем. Разве могут провести такие испытания маленькие ателье?!
Есть, правда, и другое мнение. Например, что даже бронированные до степени защиты B6/B7 заводские автомобили могут не выдержать обстрел преступников. Ведь некоторые выпускаемые и используемые в российских преступных кругах пули способны пробить защиту даже забронированной до такого уровня машины. Поэтому когда клиент особенно переживает за свою безопасность, наверное, есть смысл обратиться в хорошо зарекомендовавшее себя частное ателье и попросить, чтобы автомобиль был забронирован до самой высокой степени защиты. “Вы наверное знаете, что бронеавтомобили президентам США поставляет частное ателье O`Gara Hess&Eisenhardt, — любят заметить представители фирм, занимающихся добронированием. — А те машины, что выпускают для президентов «фирмачи» — Mercedes, BMW, готовят по индивидуальной программе, а не так же, как остальные машины».
Нередко автомобили, бронированные в частных ателье, почти не уступают машинам заводской бронировки. Например, специалисты говорят, что высоким уровнем качества отличаются автомобили, бронированные бельгийской фирмой Carat Duchatelet. Cпециалисты этой компании известны как большие мастера в области удлинения представительских седанов. Поэтому к ним, как правило, обращаются с заказом на целый комплекс работ — удлинение, персонализация салона, бронировка...Достоинство небольших ателье еще в том, что в них можно забронировать практически любые автомобили. В то время компании, производящие автомобили заводской бронировки, предлагают лишь ограниченный набор моделей. Кроме того, бронированная модификация нового представительского автомобиля обычно появляется лишь спустя 9—12 месяцев после показа стандартной модели. Частные же фирмы предлагают забронировать у них новую модель почти сразу после выхода ее в свет.
Новые бронированные автомобили стоят в среднем в 2—3 раза дороже базовых незащищенных моделей. Самый мощный внедорожник BMW X5, оснащенный 347-сильным мотором объемом 4,6 литра и бронированный до уровня B6, можно приобрести за 265 тысяч евро. Цены на мощнейшие представительские седаны с длинной колесной базой Mercedes S600L и BMW 760Li (степень бронирования — B6) начинаются от 515 тысяч евро. Бронированный Bentley Arnage T (B6) можно приобрести где-то за 600—650 тысяч евро. За Maybach 62 с уровнем защиты B6, который предлагают сторонние ателье, придется выложить примерно 1,3 миллиона евро! Но и это не предел... Впрочем, «броневичок» представительского класса можно купить и за 100 тысяч долларов. Столько, например, стоит еще достаточно сохранившийся «шестисотый» Mercedes предыдущего поколения — W140. Но стоит ли рисковать, покупая подержанный бронированный автомобиль. Достаточно ли мы богаты, чтобы покупать такие дешевые вещи?..
Редакция благодарит компании Armet Armored Vehicles и «АрморТех» за помощь в подготовке материала
Есть мнение, что по продажам бронированных автомобилей личного пользования можно судить о стране. Покупают много «броневиков» — общество нездорово, жить в этой стране опасно. Продажи невелики — все нормально.
Россию можно поздравить с положительными сдвигами. За последние десять лет спрос на бронированные автомобили у нас упал. Не так сильно, но в общемировом объеме доля российских продаж сократилась заметно. В шальные девяностые поговаривали, что русские предприниматели — самые частые гости в фирмах, которые бронируют автомобили. Возможно, так оно и было. Сейчас же больше всего бронированных автомобилей покупают в странах Латинской Америки. Уровень преступности там крайне высок. Все чаще заказывают бронированные автомобили граждане США.
Если и далее следовать логике «больше бронированных автомобилей — опаснее жить», то можно утверждать, что в общемировом масштабе жить становится опаснее. Согласно статистике компании Ford Motor, спрос на бронированные автомобили личного пользования неуклонно растет: если в 1995 году во всем мире приобрели около 4000 «броневиков», то в 2002-м — уже 18000. Жить стало гораздо опаснее?! Может быть. Но есть и другое мнение: люди стали просто более внимательными к своей безопасности, предпочитают меньше рисковать.
Подверстка в начале статьи
Какую степень защиты выбрать?
Степень защиты — это способность автомобиля выдерживать обстрел из оружия с определенными характеристиками. По европейским стандартам, степень защиты обозначают буквой B c цифрой. Автомобиль со степенью защиты B1 способна защитить разве что от выстрела мелкокалиберной винтовки, поэтому машины с таким классом защиты мало кому интересны. Наиболее распространены три степени защиты — B4, B6 и B7.
Автомобилям со степенью защиты B4 не страшен обстрел револьверными пулями калибра 44 Magnum. Такая броня ограждает в большей степени от уличных преступников. Это так называемое легкое бронирование.
Автомобили со степенью защиты B6 не боятся обстрела пулями «калашниковского» калибра (7,62x51), а степень B7 защитит от обстрела пулями 7,62x51 со стальным сердечником. Наиболее популярное бронирование B6/B7 подразумевает защиту по уровню B6 для стекол и B7 – для других элементов кузова. Это так называемое тяжелое бронирование.
По понятным причинам в странах Латинской Америке больше всего бронированных автомобилей со степенью защиты B4, а в России предпочитают машины тяжелого бронирования с защитой B6 и B7.
Николай Корзинов
"Акватория красивой жизни" No6 (7) 2003 г.