Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
23 ноября
Lifan X50 1.5 MT
Это моя первая иномарка (раньше я ездил только на наших машинах). Впечатления от Lifan x50 только положительные: комфортный салон, мощности хватает (по городу особо не погоняешь, но на трассе...
4.3
23 ноября
Lifan X60 1.8 MT
Рассматривал несколько вариантов покупки нового авто. Бюджет был ограничен, но хотелось автомобиль повыше, так как в последние зимы в Мурманске выпадает столько снега, что становится проблематичным.​..
4.5
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
4 февраля 2004 21:34, Новости

Когда деревья были большими, а железо - толстым

Кажется, им уже нет места на московских улицах: эти огромные, тихоходные и неповоротливые машины не выдерживают ритма современного движения. Но поди ж ты: поколение более "молодых" ее собратьев уже вышло в тираж, а эта живет. Почему?
 Кажется, им уже нет места на московских улицах: эти огромные, тихоходные и неповоротливые машины не выдерживают ритма современного движения. Но поди ж ты: поколение более "молодых" ее собратьев уже вышло в тираж, а эта живет. Почему?

Это начиналось тогда, когда мороженое стоило 9 копеек, ВВЦ называлась ВСХВ и там продавали удивительные сосиски. Таких сосисок и такого восторга, как от впервые увиденного мною нового автомобиля с оленем на капоте, за всю прошедшую жизнь мне пережить не удавалось...

Первый автомобиль "Волга" сошел с горьковского конвейера в апреле 1957 года. Его предшественницей была надежная, как броневик, сталинская "Победа". Новые времена и хрущевское потепление потребовали нового автомобиля. По приказу партии и правительства их выпуск приурочили к Седьмому фестивалю молодежи и студентов. 

В 1958 году в Брюсселе проходила международная выставка. Зримым напоминанием о ней служит стеклянный павильон, что стоит сегодня на ВВЦ в точности позади мухинских "Рабочего и колхозницы". Павильон брюссельцам не понравился, и его пришлось увезти в Россию. "Волга М-21" брюссельцам понравилась и они дали ей гран-при. Получал ли какой другой российский автомобиль гран-при международных автосалонов, я, честно говоря, не знаю... Выпускали эти самые машины "с оленями" до 1970 года. Потом их потеснили юркие "Жигули", и они исчезли не только с улиц, но и с кино- и телеэкранов. И вот они вновь выкатились на московские улицы. 

Сто давдцать шесть из 638875... 

С трудом верится, но, похоже, старая "Волга", та самая, на которую вел охоту бессмертный Юрий Деточкин, переживает сегодня второе рождение в качестве культовой машины.

Вот свидетельство одного из владельцев "двадцать первой".

 - Пять лет выпрашивал у знакомых! - говорит Алексей, не скрывая довольной улыбки и призывая меня восхищаться его приобретением. - Стояла она у них в гараже так долго, что перед воротами выросло огромное дерево, пришлось его пилить. До того у меня были "Жигули", которые я полностью перебрал, продал их - и купил вот ее... 

Рассказов, подобных этому, на встрече поклонников старой "Волги", можно услышать на каждом шагу. Кто-то пилил дерево, кто-то, впервые получив права, тратил полгода на поиски единственно желанной модели в московских кооперативных гаражах, кто-то владел знакомой с детства дедовской машиной, на которой его везли еще из роддома, а теперь он уже возит сам своего сына... Так или иначе, почти все влюблены в свою машину по "собственному желанию". Бывает так, что к ним прямо на улице подходят некие более чем энергичные люди. Просят продать машину: "Слышь, я ее как заготовку возьму. Скажу, чтоб всю в никель заделали..." 

Обычно эти "энергичные люди" получают отказ - никто не хочет расставаться с любимицей ни за какие деньги. 

Что это - новая мода или традиционная российская консервативность?

Почему на исходе двадцатого века именно эта модель, давно устаревшая по всем параметрам (о чем не устают напоминать инспекторы ГАИ, с трудом пропуская ее на техосмотр), привлекает к себе внимание, а более поздние модели "Волги", семидесятых-восьмидесятых и даже девяностых годов, воспринимаются любителями "ГАЗ-21" лишь как деградировавшие не только с точки зрения толщины "железа", но и с дизайнерской точки зрения? Почему, наконец, эти люди в один голос, будто бы сговорившись, заявляют, что ни в одной другой машине они не чувствуют себя на дороге столь комфортно и уверенно, как в этой? Почему они сами без исключения такие спокойные? Спешить им, что ли, некуда, застряв во времени в пятидесятых годах? 

Журналист Иван Падерин, собравший вокруг себя таких же "зацикленных" на "ГАЗ-21", убежден, что сама конструкция этой машины создает у водителя чувство необъяснимой и весьма ощутимой уверенности за рулем. Как в бронированном "Мерседесе" для правительственной персоны:

 - Если ты едешь на "Волге", ты едешь выше всех на голову, на высоте джипа, хотя это и обычная легковая машина. Сидишь в ней с расправленными плечами, потому что конструкция переднего сиденья - широкий диван - позволяет тебе сидеть гордо. Рычаг переключения передач на рулевой колонке дает возможность вообще не суетиться, не отрывать кисть от рулевого колеса. Поэтому и менталитет у владельцев старых "Волг" иной, нежели у тех, кто ездил всю жизнь на "Москвичах". Все они дышат полной грудью. Все гордятся своей машиной - и хозяева идеально ухоженных, почти музейных экземпляров, и которым из гаража сейчас лишний раз выехать накладно... 

Вокруг журналиста Падерина объединились 126 владельцев этого не желающего "почить в бозе" автомобиля (за все годы Горьковским автозаводом выпущено 638875 машин).

 Еще раз про любовь

Диалоги, диалоги, диалоги... 

- Леонид Сергеевич, с какого года у вас эта машина?

- С октября пятьдесят девятого. Много на ней в молодости колесил, объездил практически всю Европейскую часть СССР - Прибалтику, Молдавию, Украину, Кавказ... Порядка десяти длительных путешествий, со всей семьей, конечно. В шестидесятые годы можно было останавливаться где угодно, опасностей не было. Теперь наши отношения претерпели изменения - не столько я на ней, сколько она на мне ездит. В прошлом году из гаража выезжал всего один раз в позапрошлом - два. На дачу - отвезти что-нибудь крупногабаритное... Без нужды не эксплуатирую! 

Очень характерно высказывание другого автовладельца, повествующее о другом аспекте: 

- У меня отношение к ней - как к жене. Верная, выносливая... Есть что-то мистическое в этой машине! Подавляющее большинство владельцев "Волги" категорически заявляют, что она - женского пола, что она - типичная женщина, со всеми соответствующими чертами характера и логики. Вплоть до того, что при ней лучше не заглядываться ни на какие "Мерседесы" или джипы: немедленно почувствует и ответит. Чисто по-женски - отказом. Что ревнует иногда к жене, может обидеться на грубое слово, а может и дотянуть до дома, даже если дотягивать уже не очень-то есть на чем, - если ласково попросишь.

 Все это рок-н-ролл...

 Для кого-то "Волга" -- преданнейший друг семьи, для кого-то - напоминание о счастливом детстве, для кого-то символ былого величия государства или собственных заслуг: это понятно и привычно. Но вот представить себе, что машина "номенклатурного" класса, машина-чиновник, машина-охранник (по заказу КГБ, к слову сказать, было выпущено 603 машины "секретной" модели "ГАЗ-21" с мотором от "Чайки") в конце девяностых будет однозначно восприниматься как символ эпохи Элвиса Пресли, рок-н-ролла, - такого поворота предвидеть было уж точно нельзя. Хотя, если отвлечься от истории государства Российского, - мощное железо, мощный для своего времени двигатель, обилие хромированных деталей - все рок-н-ролльные каноны соблюдены. Минимум пластмассы - грамм двести, не более.

 Впрочем, для того, чтобы все это заметить, надо и в самом деле слегка изменить угол зрения. Кажется, легче всего это удается тому, кто вообще предпочитает четырем колесам два. 

Собеседница - то ли хиппи, то ли панк, то ли незнамо что вообще. Огненно-рыжие волосы, смешливая мордашка.

 - Алена, вам бы к лицу мотоцикл. Они, кажется, молодежи должны быть куда ближе. Как же вы докатились до такой машины?

 - Друзья настояли. Хотела купить простенькую какую-нибудь машинку, чтобы бить не жалко было. "Ты что, - сказали друзья, - девушка за рулем "двадцать первой" "Волги" - это же классно, ты одна будешь такая..." Короче, уговорили. А сейчас я счастлива, довольна и вообще она для меня - замечательное, такое теплое, милое и доброе существо. И ГАИ меня останавливает только потому, что они глазам своим не верят. "Откуда, - спрашивают, - такое старье выкопала? Да она у тебя в отличном состоянии! Молодец! Счастливого пути..." Я от этого тащусь! Обязательно разуделаю ее по своему вкусу - навешаю всяких прибамбасиков, чтобы она у меня была самая красивая из всех...

 Вообще-то, как выяснилось, друзьям Алены больше всего нравятся огромные американские автомобили. А из наших - те, что создавались в американском стиле, - "ЗИМ", "ЗИС", "Победа", "Волга". С тех пор, как связались с ФИАТом, считают они, жить "на колесах" - в прямом, а не наркотическом смысле - стало неинтересно.

 Сложности есть!

 Вначале, по утверждению журналиста и фаната "ГАЗ-21" Ивана Падерина, у него было вполне обычное, как у всех, детство. Путешествие с дедом в Крым. Ощущение машины в качестве вполне комфортного дома - цельного, замкнутого, абсолютно надежного. И - удивление от того, что встречные "Волги" на шоссе обязательно подмигивают друг другу, будто бы подают какие-то тайные сигналы. Сигналы из других миров.

 - Когда я видел, как дед сигналит и ему сигналят, я думал, что вот встречаются и разъезжаются на дороге люди, которые поняли для себя, что эта машина - лучшая. И они принадлежат к касте владельцев лучшей машины.

 С восемьдесят девятого года я сам начал ездить на дедовой машине и тоже сигналил встречным, думая - почему мы общаемся лишь на языке фар и клаксонов? Помигали, гуднули, разъехались - и все... Обидно.

 Потом возникли технические предпосылки. Директор автокомбината номер пять - сам в прошлом таксист, за баранкой "Волги" провел всю молодость - неожиданно ухватился за мелькнувшую в разговоре мысль о клубе. Выделил нам, объединившимся в сообщество любителей этого раритета, два подъемника и прикрепил к обслуживанию несколько старых опытнейших механиков, которые когда-то крутили гайки на этой модели, знают каждую шпильку. Потому что молодежь подпускать к "Жигулям" еще можно, а к машине, которая сделана совсем по другой технологии, возбраняется... Генератор постоянного тока, рычажные амортизоторы, тормозная жидкость БСК, веретенное масло - это понятия совсем из другого мира. Времени и труда на старые машины требуется много больше - и еще больше требуется выдержки для того, чтобы не шарахнуть кувалдой по какой-нибудь намертво прикипевшей за сорок лет шайбе...

 Сложности, конечно, есть - в основном процессуальные! Для того чтобы получить разрешение в ГАИ на право эксплуатации, приходится ездить в Перерву. Только там могут оценить техническую исправность наших любимиц. Дело это долговременное. Чтобы не унижаться и не суетиться, сдаешь с утра ключи от машины, документы, квитанцию об уплате дорожного налога и техосмотра - и только к вечеру твою машину проверят через диагностику, простучат со всех сторон, поставят клеймо и сдадут гаишнику "на экспертизу". Комбинат ручается за техническое состояние. ГАИ выпускает на улицу... Все как в сказке!

Так и хочется воскликнуть -- какая это сказка!

Впрочем, разве не сказка, что по Москве в конце XX века катаются 126 машин с почти полувековым стажем?

 

 Михаил Ротин.

Журнал "Автошоп" №6 июнь 1998 г.

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Этот материал пока никто не прокомментировал. Будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru