Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
4 февраля 2004 19:41, Новости

Генерал де Голль остался доволен

Сонный троллейбус, набитый такими же пассажирами, казался чем-то невероятным. На асах было 6.30 утра. Вставать столь рано приходилось лет десять назад, чтобы в семь заступить на трудовую вахту на сборочном конвейере ЗИЛа. Хотя в Москве все эти дни стояла тридцатиградусная жара, хозяин открытой "Чайки" ГАЗ-13Б посоветовал одеться потеплее. Не верилось, что можно замерзнуть, но в открытом автомобиле действительно пробирал холод. Пришлось быстренько перебежать в "Ниву" сопровождения. Мы ехали в Нижний Новгород снимать сюжет о "Чайках" для программы "Автосфера" (МТК).
2 декабря
Hyundai i20
В целом неплохо, авто владею 6 лет и не разочарован. Если ни с каким другим авто не сравнивать и расценивать как городское средство передвижения то авто заслуживает похвалы.
3.8
2 декабря
Lada (ВАЗ) Vesta
Купил в октябре 2016 г. в Севастополе у оф. диллера. Пробег всего 2000 км. Нравится всё! До неё ездил на многих авто и отечественных и буржуйских. Двигатель работает ровно, ходовка мягкая, дорогу дер...
4.7
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
 Сонный троллейбус, набитый такими же пассажирами, казался чем-то невероятным. На асах было 6.30 утра. Вставать столь рано приходилось лет десять назад, чтобы в семь заступить на трудовую вахту на сборочном конвейере ЗИЛа. Хотя в Москве все эти дни стояла тридцатиградусная жара, хозяин открытой "Чайки" ГАЗ-13Б посоветовал одеться потеплее. Не верилось, что можно замерзнуть, но в открытом автомобиле действительно пробирал холод. Пришлось быстренько перебежать в "Ниву" сопровождения. Мы ехали в Нижний Новгород снимать сюжет о "Чайках" для программы "Автосфера" (МТК).

 ГАЗ-13Б - очень редкая машина. Я видел ее пару раз в жизни, и всякий раз, мелькнув стилизованным хромированным изображением вольной птицы на черном отполированном боку, машина растворялась в городском потоке. И вот однажды в Москву прибыла колонна старинных автомобилей из Люксембурга. "Автосфера" очень хотела их снять, но случился провал. На время пребывания европейских коллекционеров в Москве у нас была запланирована другая съемка, и оставался только день отъезда. Коллекционеры жили в "Украине", достаточно европейской гостинице, где принят завтрак в 7.30 - он входит в стоимость проживания. Мы строили расчет именно на завтраке. Кто же станет отказываться от бесплатной кормежки? Мы полагали, что после завтрака коллекционеры выстроятся в колонну, мы "упадем" ей на "хвост" и будем работать по меньшей мере до Твери. Но. Коллекционеры завтрак проигнорировали. Мы остались с длинным носом. 

Это - присказка. К чему она? А вот к чему. Единственным результатом для нас стало знакомство с мистером Крумером. Когда в первый раз набирал его номер телефона в гостинице "Украина", я мучительно вспоминал хоть какие-нибудь английские фразы. "Слушаю вас" с того конца провода было ошеломляющим. - "Вы говорите по-русски?" - "Да я вообще москвич."

 Москвич жил в гостинице "Украина" и участвовал в международном пробеге на равных правах со всеми другими. При этом у него была открытая "Чайка". Это было на грани понимания. Видимо, в стране произошли какие-то перемены, иначе как бы простой российский гражданин смог достать такую машину и свободно общаться с иностранцами? Да там же каждый второй - агент вражеских спецслужб! Господи, какая чушь. 

Три месяца заочного (колонна уехала) общения с Крумером заставили меня проникнуться к нему уважением. Чувствовалось, что человек серьезно увлекся историей своей машины, а не просто купил покататься. Вот, например, почему у "Чайки"-кабриолета два аккумулятора, хотя в книге по эксплуатации написано, что только один?

 Три месяца телефонных переговоров - это нормально для телевидения, особенно для такого небюрократизированного, как мы. Переговоры вылились в совместную поездку в Нижний. Съемка автомобиля на фоне "задников" завода, его изготовившего, - что может быть лучше? Если у кого-то возникнет вопрос, во что обошлась "Автосфере" такая поездка, отвечу: телевидение дело дорогое. Однако потраченные деньги лихвой окупились отснятым материалом. 

Крумер - человек нетерпеливый, из тех, кто старается взять от жизни как можно больше. Не захотел тянуться вслед веренице КамАЗов - пошел на обгон по обочине. И "поймал" шиной заботливо положенную кем-то отвертку. Интересно, а на что он еще рассчитывал? Добрый час мы меняли колесо, но выяснили две интересные вещи. Оказывается, рессоры "Чайки" защищены кожаным чехлом, который в свою очередь зашнурован в брезентовый чулок. А на ступицах колес установлены балансировочные грузики! 

В Нижнем мы быстро стали всеобщими любимцами. Все началось с того, что "Чайка" стрелой взлетела на отремонтированный Канавинский мост за день до того, как нижегородский губернатор, уважаемый господин Немцов торжественно разрезал ленточку. Милицейские пикеты по обе стороны моста не успели среагировать на столь неслыханную дерзость. Но в черте города через Оку перекинуто только три моста, два из которых мы попросту прозевали. 

Знакомство с ГАИ - неизбежная и не самая приятная деталь путешествия. Но знакомство в ГАИ - явление довольно редкое, из ряда вон выходящее. На площади Горького открытую "Чайку" углядел гаишник, с которым Крумер познакомился в прошлом году на параде "Побед". Гаишник свистел губами, выронив свисток от неожиданности, и махал руками. Это оказался тот самый милиционер из Нижнего Новгорода, капитан Федоренко. Его знает весь город. Он славится принципиальностью. Один из испытателей ГАЗа вспоминал, как познакомился с Федоренко во время Олимпиады-80. Москве не хватало водителей, и заводских испытателей послали помогать. И вот в столице, за то что испытатель заехал одной стороной за осевую, его останавливает гаишник и собирается наказать по полной программе. "Слушай, - говорит испытатель, - ну неужели ты такой же гад, как наш горьковский Федоренко. Отпусти!" А тот достает из кармана удостоверение: Федоренко. Горьковскую милицию тоже отправили в столицу - на усиление. Там они и встретились. 

Капитану Федоренко около пятидесяти, и то, что он дежурил в День милиции, и его звание говорят о том, насколько уважают в органах принципиальных чудаков. Мы усадили капитана на самое почетное место - сзади справа и в таком составе прибыли в гостиницу.

 Когда снимали "Чайку" в центре города, на Откосе, возле памятника Валерию Чкалову, к машине подошла компания и толстый дядька в полосатой черно-желтой майке начал давить на гудок. Наш оператор резонно заметил: "Эй, желтая тельняшка, отвали от чужой машины!". Человек повернулся. Это был Федоренко.А с ним его брат, племянник и еще кто-то. Мы были представлены им как "мои друзья из Москвы". 

После этого по городу ездили вообще без сложностей. Надо отметить, что люди в Нижнем добрее и спокойнее, чем в Москве. У нас не возникло конфликтов на почве "а что вы тут снимаете". Даже когда работали внутри нижегородского кремля. А там слева бывший обком, справа -- горком. Из здания горсовета вышел толстый важный "пиджак", улыбнулся и спросил: "Ну что, яблочек-то пробовали?" - "Да кислые еще." - "Как, со всех четырех (яблонь)?" - "Нет, с одной." - "Так попробуйте со всех". А затем деловым тоном бросил ожидавшему водителю: "Поехали!" 

В кремле нас ждал старейший инженер-испытатель ГАЗа Борис Владимирович Греков. Нам навстречу шел стройный пожилой человек в элегантном костюме "с искрой" и небрежно, с каким-то далеким шиком шестидесятых, сдвинутом чуточку набок галстуком. Именно таким я представлял себе настоящего испытателя. Именно такой образ создали многочисленные легенды, окутавшие эту профессию в советское время: независимый, уверенный, наверняка - любимец женщин, душа компании. 

Борис Владимирович был немало удивлен, увидев открытую "Чайку" Крумера. Бывший заместитель начальника отдела испытаний легковых автомобилей сегодня помогает заводу собрать коллекцию старых автомобилей и повидал немало всякой всячины. Борис Владимирович вспоминает, что во времена Горбачева из ГДР, от маршала Гофмана, на завод поступил заказ на две открытые "Чайки". Облазили всю страну. Наконец нашли - в гараже ливадийского ГОНа, в жутком состоянии. На заводе машины просто сделали заново, использовав от кабриолетов раму и механизм поднятия верха. На остальное пошли обычные "тринадцатые" "Чайки". А тут - живой, неплохо сохранившийся кабриолет. Откуда? Встречный вопрос: сколько всего их построили? Этого Греков не знает. Помнит, что в КЭО (конструкторско-экспериментальном отделе ГАЗ) готовили два открытых автомобиля на показ Хрущеву. Дело было перед самым отбытием Хрущева на встречу с Де Голлем весной 1960 года. Испытатели просто жили в Кремле, ожидая, что глава государства выйдет к машинам. Но времени оставалось все меньше и меньше. И вот это произошло. Случился переполох, поскольку ответственные за показ машины в это время в тот момент обедали в ГОНовской столовой.

 - И вот, - рассказывает Борис Владимирович, - я сижу в автомобиле с Сусловым и Хрущевым. Суслов за рулем, я сзади на откидном сиденье, Никита Сергеевич на диване, справа. Суслову очень понравился тент с приводом. Конструкцию гидравлического механизма инженер Попов "содрал" с PACCARD Carribien Convertible. Два "Паккарда", которые были в КЭО, служили прототипами "Чайки". Суслов баловался - то поднимет верх, то опустит. Я сказал ему осторожно: Михаил Андреевич, аккумулятор посадите, мы ведь из Кремля не уедем. А он за свое. Я еще раз: аккумулятор посадим, не уедем... Никакого внимания. И тут Хрущев его по "матушке": "Ну тебе говорят, б..., перестань". Тотчас перестал.

 Уже готова камера, оператор выставил план и подключил микрофон. Мы усаживаем Грекова на водительское место и просим повторить рассказ в объектив. Это была ошибка - надо было снимать скрытно. Испытатель поправил галстук и рассказал все очень складно (все бы интервьюируемые так выступали). Только весь "перец" из эпизода с матом пропал: "И тогда Никита Сергеевич довольно резко его одернул". 

Может быть, второй аккумулятор на открытую "Чайку" после этого случая?

 Первые серийные ГАЗ-13 с закрытым трехрядным кузовом появились к XXI съезду, на 22 машинах возили делегатов. Стоял январь 1959 года, а "Чайку" собирали с декабря. Для работы в Кремле лучших заводских водителей отбирала специальная комиссия. Некоторых хороших парней завернули. У одного, кажется, корни были в Польше. Депутаты и не догадывались, что тормоза "Чаек" были смазаны солидолом. Тормоза скрипели, ничего другого придумать не могли. Такой интересный недостаток был у первых машин.

 Путь "Чайки" на конвейер не простой. Заводские испытания опытной партии в 1958-м, государственные - в 1959-м. Но и первая производственная партия проходила испытания в 1960 году. Теперь уже никто так не работает. Испытатели пятидесятых - народ особый. Им, "легковикам", как считает Греков, повезло. Они застали один из самых интересных этапов на ГАЗе. А уже в 1958 году уволился главный конструктор Николай Иванович Борисов, создававший "Чайку". По словам Грекова, он "погиб", его превратили в ничто. Он перешел на какие-то ничтожные должности в министерстве, а потом на преподавательскую работу. Сменивший его Просвирин, лауреат премии за ГАЗ-51, считал, что "лицо завода определяет грузовик". 

Нельзя сказать, что заводу особенно повезло "с лицом". Как ни хорош был ГАЗ-51, а выпускали его аж до 1972 года. Ну да я опять отвлекся. Заказчиком открытых "Чаек" выступало Министерство обороны, и предназначались они только для парадных выездов. Заводчане справедливо считали, что открытый кузов - нежесткий, хотя рама по сравнению с закрытой "Чайкой" была значительно усилена, и кузова проходили полный цикл испытаний на прочность и жесткость. Каждая машина - тысячу километров обкатки, не меньше. И в инструкции по эксплуатации рекомендовали использовать ГАЗ-13Б только на церемониях, а скорость на дорогах ограничивать 100 км/ч. Когда же летишь с Крумером по трассе и наблюдаешь, как запертые двери ходят ходуном... Мы опять отвлечемся от темы и вспомним одну легенду. Во время государственных испытаний адъютант не смог открыть дверь у кабриолета ЗИЛ-117. Рослый министр обороны Маршал Советского Союза Гречко перешагнул через борт и сказал присутствующим: "Смотрите! То же самое повторю на Красной Площади". У горьковчан подобных заеданий замков не было, а зиловцы, как рассказывают, дрожали во время каждого парада.

 Нам предстояла еще одна важная встреча - с заместителем главного конструктора Владимиром Никитовичем Носаковым. Он участвовал в конкурсе по замене "13-й" модели и стал ведущим конструктором "Чайки" ГАЗ-14. Владимир Никитович за столом сидит в КБ. Перед ним - оператор с камерой. Обстановка рабочая: рядом что-то обсуждают конструкторы, пищит принтер. Роль "задника" исполняет кульман с чертежом каким-то. За кульманом - коридор, и в объектив порой попадают цокающие по полу туфельки. В такой момент оператор отрывается от глазка - перерыв. И вновь вопросы по открытым машинам. Все-таки, сколько было сделано ГАЗ-13Б? Владимир Никитович не знает точного ответа. Может быть, пятьнадцать-восемнадцать. Их всегда заказывали тройками: две машины участвовали в церемонии, одна - запасная. Но, вполне вероятно, могли построить и больше.

 Владимир Никитович здорово волновался, когда участвовал в приемочных испытаниях кабриолета на базе следующей "Чайки" - ГАЗ-14-05. Испытания проходили на Красной Площади, во время генеральной репетиции ноябрьского парада. Прямоугольники батальонов, по краям - танки. "Чайка" объезжала их всех вслед за ЗИЛом. В частности, проверялась работа специальной радиоаппаратуры. Носаков даже не почувствовал холода, хотя всю репетицию проездил в открытой машине в пиджаке.

 Кто-то так же волновался, сидя в пиджаке в крумеровской машине двумя десятилетиями раньше?

 "Тринадцатая", с гидроусилителями, хорошим двигателем, автоматической коробкой и электрическими подъемниками стекол, оказалась настолько удачной, что новую машину было решено сделать на ее шасси, только изменив кузов. Проект внешнего вида, автором которого был Носаков, победил. Но когда машину построили, обнаружили страшное несоответствие пропорций: высокий капот и приплюснутая крыша. Иначе сделать было нельзя: "держала" ходовая "13-й" модели. Пришлось сконструировать новую ходовую. ГАЗ-14 получился в итоге даже изящней, чем ЗИЛы. Когда его показали в Кремле Алексею Николаевичу Косыгину, тот, выйдя из ЗИЛ-114, стал сравнивать обе машины. ЗИЛ тотчас убрали. "Четырнадцатая " в 1977 году пошла в производство, а отношения между конструкторами ЗИЛа и ГАЗа испортились. А "Чайка" ГАЗ-13 оказалась долгожительницей - выпускали до 1981 года. Но история "четырнадцатой", какой завлекательной она ни была, не входила в наши планы.

 Напоследок мы выезжаем к Волге, чтобы снять дополнительно несколько городских планов. Мы вызываем неописуемый восторг у молодоженов, на нас оборачиваются все без исключения. Тут и эффект открытого автомобиля, и следствие уважения и знания горожанами истории своего завода. Было время, когда ГАЗ выпускал качественные машины. Когда в июне 1966 года президент Франции Де Голль посетил нашу страну с официальным визитом, в Ленинграде и Новосибирске ему без стеснения подавали открытую чайку. И президент страны длинных черных "Ситроенов" остался доволен.

 

 Денис Орлов

Журнал "Автошоп" №8 декабрь 1996 г.

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Новости Mail.Ru