Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
26 января 2004 20:37, Новости

Под знаком «Президента»

24 августа 1947 года распахнул двери музей народного предприятия «Татра». Формирование одного из самых интересных автомобильных музеев Европы началось двумя годами раньше и с совсем не автомобильных экспонатов. Копрживнице издавна был известен как центр производства майолики по своим оригинальным рецептам. Вот с коллекции таких изделий и начинался татровский музей.
10 декабря
Renault Logan 1.5 dCi MT
Ужен вторая машина! Не променяю ни на какие другие модели этого типа. Французы молодцы. Пусть рабочая лошадка, но в первом менял рулевые тяги и наконечники (ездим по РОССИЙСКИМ ДОРОГАМ! Наездил 75 000...
5.0
10 декабря
Renault Logan 1.4 MT
Только сел на Рено Логан, ощущение что попал в 90-е, и еду на Газ 31029 или Газ-3110, та же посадка на высоких сидениях, тот же запах в салоне (машина новая с 2012, пробег 300км.), тот же аквариум. Вн...
2.7
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
 24 августа 1947 года распахнул двери музей народного предприятия «Татра». Формирование одного из самых интересных автомобильных музеев Европы началось двумя годами раньше и с совсем не автомобильных экспонатов. Копрживнице издавна был известен как центр производства майолики по своим оригинальным рецептам. Вот с коллекции таких изделий и начинался татровский музей.

Но и в 1947 году автомобилей в его экспозиции ещё не было. Появились они в Яначковых Садах только в 1953-м. Заслуженный мастер автомотоспорта, чемпион Чехословакии чуть ли не по всем видам автоспорта, заводской гонщик И. Вержмиржовский проявил недюжинное упорство в поисках легковых и грузовых автомобилей с эмблемой «Татра» на облицовке радиатора. Но строительство полномасштабного музейного комплекса началось лишь в 1967 году. К тому времени в депозитариях скопилось уже несколько десятков автомобилей, двигателей, автомобильных узлов и агрегатов. Но энтузиасты и приверженцы «Татры» с таким рвением и упорством продолжали поиски всё новых и новых экспонатов, что вскоре и этих площадей оказалось мало. Лишь в 1972 году было закончено строительство заводского музея в его нынешнем виде. В двухэтажном корпусе из стекла и бетона общей площадью 2300 кв.м было выставлено 39 легковых и 16 грузовых автомобилей, более 70 карбюраторных и дизельных двигателей, 11 шасси. Во дворе музейного парка занял свое место мотор-вагон «Словенская стрела».

Командует этим беспокойным хозяйством Алоиз Гавел, первоклассный гонщик, отличный инженер и неплохой администратор. Он встретил нас в кабинете, где на полках, подоконниках, шкафах и огромном столе, сработанном ещё в прошлом веке, стоят десятки моделей самых разных «Татр». Среди них и легко узнаваемые вариации на тему 87-й, и гипсовая модель, фотография которой в своё время обошла все автомобильные издания мира. Именно так знаменитый дизайнер Э.Коварж представлял себе «Татру 603». Как истинный знаток автомобильной истории, Алоиз представляет ценность этого уникального собрания конструкторской и художественной мысли нескольких поколений заводских специалистов. Передав часть образцов в экспозиции, он всё же оставил себе пару десятков моделей.

Первое впечатление от музея — настоящий праздник Автомобиля, буйство форм и красок. Даже каретообразный «Президент», не отличающийся особой цветовой гаммой, выглядит по-пряничному. Хотя, если разобраться по существу, двадцать лет, прошедших со второго рождения копрживницкого первенца, не оставили на его кузове сколько-нибудь заметных следов. Здесь, видимо, стоит совершить небольшой экскурс в прошлое и рассказать, как двадцать с небольшим лет назад работники «Татры» решили повторить своего «Президента» с соблюдением всех особенностей технологии конца  прошлого века, с применением тех же самых материалов и методов работы.

25 февраля оба «Президента» были представлены журналистам, после чего старший брат уехал в Национальный технический музей в Праге, а младший остался дома — в Копрживнице.

За «первым блином» последовал второй. 7 ноября (будем надеяться, что это простое совпадение) 1979 года по заводскому двору прогрохотали кованые колёса точной копии первого копрживницкого грузовика, появившегося на свет в 1898 году.

Этими двумя прародителями многочисленного татровоского семейства открывается экспозиция. За ними идут модели В, С, Т, У и, наконец, «Татра 11». Глядя на эту полусерьёзную машинку с двухцилиндровым двигателем мощностью каких-то 14 л.с., трудно поверить, что без неё не обходится ни одна автомобильная монография. Трёхметровая малютка, вышедшая из-под карандаша знаменитого Ганса Ледвинги, оказалось, если так можно сказать, плодовитой. Двигатель воздушного охлаждении, центральная трубчатая рама, качающиеся полуоси с независимой подвеской стали своеобразной визитной карточкой «Татры» на десятки лет. Казалось бы, совсем нетрудно представить назначение жёлто-голубой 11-й, увенчанной весёленьким балдахином. Однако не торопитесь — перед вами пожарный автомобиль на базе «Татры 12» 1928 года. Но проходит всего три года, и пожарный автомобиль принимает уже более привычные нам очертания и окраску, как эта «Татра 70» 1931 года.

Подлинным украшением музея является коллекция легковых автомобилей «Татра» с задним расположением V-образных двигателей воздушного охлаждения. Большинство автолюбителей привыкли считать родоначальницей этого семейства «Татру 77», открывшую в 1934 году эру автомобилей с аэродинамическими кузовами. Однако годом раньше неутомимый Ганс Ледвинка попробовал свои силы в проектировании «народного автомобиля». «Татру В 570» можно назвать дочерью «Фольксвагена», от которого она унаследовала компоновку, и «Татры 77», передавшей ей свою форму. Двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения (правда, не V-образный, а оппозитный) объёмом 850 куб.см. разгонял автомобиль до 80 км/ч. Несмотря на успешно проведённые испытания, автомобиль на конвейер не попал. Зато он попал в музейную экспозицию, и теперь его можно увидеть только в Копрживнице. 570-я открывает экспозицию заднемоторных автомобилей, в которой представлено полтора десятка легковых, специальных и спортивных машин. Шестьдесят с лишним лет марка «Татра» ассоциируется у всех автомобилистов с характерной конструкцией силового агрегата воздушного охлаждения. И все этапы создания этих автомобилей представлены на обоих этажах копрживницкого музея. Задержим свое внимание лишь на трех из них. В ряду седанов и лимузинов выделяется кабриолет цвета слоновой кости «Татра 600» с кузовом знаменитой компании «Содомока» (ныне «Кароса»). Перед нами — едва ли не самая известная «Татра», подаренная 1949 году заводом Иосифу Сталину. Воспользоваться ею он, правда, так и не успел, но, может быть, это и к лучшему. По крайней мере, один из его земляков из уважения к генералиссимусу сохранил автомобиль в первозданном виде и, недолго поторговавшись (куда же без национального колорита?), обменял его на «Татру 603». Рядом с «именитым» кабриолетом стоит не менее уникальная, хотя и менее известная, «Татра 603Х». Необычное художественно-конструкторское решение «Татры 603», предложенное дизайнером Э. Коваржом, привлекло к себе внимание многих его коллег. Именитый итальянский мастер Пиннинфарина предложил свое видение этой популярной тогда машины. Ну и, наконец, последняя в ряду экспонатов музея — самая новая «Татра 613/4 — Президент». Спустя почти 90 лет после появления первого «Президента» заводские специалисты присвоили его имя «Татре», спроектированной специально для президента Чешской Республики Вацлава Гавела. От серийной модели этот автомобиль отличался кузовом, измененной передней панелью фальшрадиатора, установкой дополнительных фар в спойлере.

Хождение по залам автомобильного дворца в Копрживнице заняло без малого три часа. На город опустился вечер, необычно тёплый для этого времени года. Музей ярко освещен изнутри и снаружи скрытыми светильниками. Перед входом в комплекс под стеклянным навесом стоит легендарная мотодрезина, «Словенская стрела». С ней во время открытия музея случилась забавная история: не заметив на боковом фасаде надписи «Технический музей Копрживнице», один из гостей праздника принял его за вокзал и пытался узнать, когда отходит поезд в Остраву.

 

Леонид Круглов

Фото автора

Журнал "Автошоп" № 3 1998 г.

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Этот материал пока никто не прокомментировал. Будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Новости Mail.Ru