Oldsmobile, воплотивший автомобиль-мечту.

Первым американским автопроизводителем, перешагнувшим вековой рубеж своей истории, стал Oldsmobile.

content image for: 12621

Первым американским автопроизводителем, перешагнувшим вековой рубеж своей истории, стал Oldsmobile. Это знаменательное событие широко отмечалось в августе прошлого года, а в середине года текущего исполняется 90 лет с момента вхождения Oldsmobile в состав империи General Motors. В результате сделки предприятие Рэнсома Олдса, чей долг к тому моменту составлял более 1 млн. долларов избежала неминуемого финансового краха. Основатель GM Уильям Дюран выложил за Oldsmobile символические 17 тысяч «баксов» наличными, а 3 млн. долларов ушло на выкуп акций. За эти немалые даже по современным меркам деньги мистер Дюран приобрел передовой производственно-технический потенциал, придавший бизнесу корпорации мощный импульс. В США Oldsmobile выступил пионером массового выпуска автомобилей (не путать с конвейерной сборкой Генри Форда), применив распределитель в системе зажигания и использовав хромированные детали. В его активе числятся также полуавтоматическая трансмиссия (1937 г.) и её более совершенная модификация — полноценный «автомат» Hydra-Matic (1940 г.). Из послевоенных новшеств выделяется 135-сильный двигатель Rocket V8 с высокой степенью сжатия, появившийся в 1949 году. С его помощью Oldsmobile добился удивительных побед в гонках NASCAR, что крайне благоприятно отразилось на сбыте серийной продукции. В пятидесятых годах в американском автомобильном стайлинге четко обозначилось влияние романтического духа авиации и аэрокосмической техники. Перед дизайнерами открылись безграничные перспективы, но до начала внедрения смелых художественных решений требовалось изучить реакцию потенциальных покупателей. С этой целью в США начинают регулярно проводиться специализированные выставки, получившие общее название «Моторама». Кабриолет “Fiesta”, оснащенный 170-сильным двигателем V8, — первый концепт-кар, продемонстрированный Oldsmobile в рамках этого шоу. “Fiesta”, оборудованная усилителями рулевого управления и тормозов, а также дистанционным управлением стекол, по части принципиальных новаций ничем особым не выделялась, за исключением разве что панорамного лобового стекла. Но и здесь Oldsmobile не был первопроходцем. Впервые этот элемент появился на сенсационном концепт-каре «Buick La Sabre» 1951 года, после чего стал широко применяться в массовом производстве. «Fiesta», базировавшаяся на агрегатах выпускавшихся автомобилей Oldsmobile, вскоре попала на конвейер и при цене 5715 долларов разошлась ограниченным тиражом — всего 458 штук. Чуть более эмоционально воспринимался «Starfire» — второй шоу-кар Oldsmobile, экспонировавшийся на «Мотораме» 1952 года. Своим броским именем этот четырехместный кабриолет бирюзового цвета обязан реактивному истребителю «F-84» фирмы Lockheed. Подобное заимствование приобрело в Штатах характер традиции — достаточно привести наиболее известный пример фордовского «Мустанга». “Starfire”, официально представленный как «лаборатория на колесах, демонстрирующая неограниченные возможности инженеров Oldsmobile», примечателен стеклопластиковым кузовом и безопасной приборной панелью. Несколько декоративных элементов «Starfire» перешло на серийные автомобили фирмы: овальная облицовка передка кузова, скомбинированная с бампером, и молдинги на задних крыльях. В дальнейшем имя «Starfire» применялось для обозначения кабриолетов Oldsmobile, а в шестидесятых годах его присвоили серии дорогих моделей.

content image for: 12621

Как оказалось, «Fiesta» и «Starfire» послужили «разминкой» для дизайнеров Oldsmobile, ставших триумфаторами на «Мотораме» 1954 года. В эпицентр всеобщего внимания попали купе «Cutlass» и родстер F-88. Двухместный «Cutlass» — тезка штурмовика палубного базирования ВМС США — прозвучал смелой вариацией на тему «фастбэк». Этот тип кузова имел особую популярность в до- и послевоенной Америке. Хромированные законцовки задних крыльев, подчеркнутые острыми протяженными «плавниками», спустя шесть лет после дебюта «Cutlass» обрели новое звучание на моделях Cadillac, придав им неповторимый шарм. Ещё одна примечательная деталь — перфорированные брызговики моторного отсека, выполненные из нержавеющей стали. Они предназначались для улучшения циркуляции воздуха в подкапотном пространстве. Кстати, потенциал двигателя V8, установленного на «Cutlass», был весьма внушительным — 250 л.с. В салоне этого «автомобиля-мечты» также содержалось немало интересного. Тахометр, смонтированный на центральной консоли, выглядел откровенной экзотикой. Дополняли картину контрольные приборы, характерные для гоночных автомобилей. Однако наиболее яркое впечатление производили вращающиеся кресла, существенно упрощавшие процесс посадки и высадки. Для тонирования стекол была использована медь, создававшая зеркальный эффект. В последствии идею подхватил шведский концерн SAAB, освоивший технологию затемнения стекол при помощи этого цветного металла. Концепт-кар F-88, выступивший в звездном тандеме с «Cutlass» на «Мотораме-54», во многом походил на появившийся годом раньше «Chevrolet Corvette» —общая идея, стеклопластиковый кузов и пр. Однако F-88 в 2,5 раза превосходил «Corvette» по энерговооруженности, поскольку располагал тем же мотором V8, что и «Cutlass». Передние фары скрывались под коническими пластиковыми колпаками. Запасное колесо на F-88 размещалось горизонтально, под полом багажника в специальной нише. Доступ к нему осуществлялся через откидную панель, что исключало необходимость открывать крышку багажного отделения. Не берусь судить, сколь досконально специалисты Горьковского автозавода отслеживали экспериментальные разработки Детройта, но крепление запаски на универсале «ГАЗ 2402» образца 1972 года — одном из наиболее элегантных советских автомобилей — выполнено в духе а-ля F-88. Наверняка Oldsmobile удалось бы раскрутить этот концепт-кар до кондиции серийной спортивной модели. Но в условиях феноменального успеха «Chevrolet Corvette» правление GM, видимо, не пожелало создавать внутреннюю конкуренцию между подразделениями.

content image for: 12621

На очередной «Мотораме», проводившейся в 1955 году, Oldsmobile выступил с дрим-каром «Delta», решенным в более сдержанном и отчасти консервативном стиле. Он явно не имел претензий на оригинальность и выполнял довольно прозаическую задачу — дать обобщенное представление о моделях Oldsmobile, которым предстояло появиться на рынке в конце 50-х годов. Вместе с тем было бы несправедливо некоторые интересные детали: два бензобака, размещенные в задних крыльях, литые алюминиевые диски и декоративные элементы кузова, также изготовленные из «крылатого металла».

content image for: 12621

За год до того, как Америку потрясло сообщение о запуске советской баллистической ракеты с искусственным спутником на борту, граждан Соединенных Штатов поразила отечественная 275-сильная ракета с корпусом из стеклопластика, созданная дизайнерами Oldsmobile. Концепт-кар «Golden Rocket» («Золотая Ракета»), представленный на «Мотораме-56», является наиболее ярким выразителем «авиационно-космического» течения в автомобильном стайлинге той славной поры. Сигарообразный профиль, акцентированный стабилизаторами с расположенными на законцовках навигационными (т.е. габаритными) огнями, словно пролетевший астероид врезается в сознание. Передние крылья автомобиля определенно ассоциируются с мотогондолами аэроплана, а панель крыши вкупе с остеклением напоминает каплевидный фонарь кабины пилота. Кажется, остается пристыковать несущие плоскости — и можно смело выруливать «Golden Rocket» на взлетно-посадочную полосу. Попутно отметим, что заднее стекло «автомобиля-мечты», разделенное вертикальной перемычкой, перекочевало на серийный «Chevrolet Corvette Sting Ray» 1963 года. Невиданный фурор сопровождал «Golden Rocket» на Парижском автосалоне 1957 года. Умеющие создавать красоту и комфорт, французы особенно восхищались сиденьями, приподнимающимися на 8 см и разворачивающимися в сторону дверного проема для удобства пассажиров. После «Golden Rocket» Oldsmobile продолжал изыскания в сфере дизайна, создав немало неординарных образцов. Однако руководство GM, не желая делиться с конкурентами откровениями своих дизайнеров, старалось избегать публичного показа наиболее радикальных концепт-каров. Но политика укрывательства продлилась недолго. Посмотрим, с какими дрим-карами Oldsmobile встретит XXI век... Игорь Ященко Рисунки Артура Рыжова Журнал "Автошоп" No 3, 1998 г.