Кoзел? Нет - бизон!

Импортное дизельное сердце вживляли иногда российским вездеходам в тюнинговых фирмах, да на "новую серию" в экспериментальном порядке ставили итальянский VM. И только в нынешнем году был разработан подобный отечественный силовой агрегат, который должен со временем появиться на главном конвейере. У нас же автомобиль с двигателем ЗМЗ-514 появился уже сейчас. На первый взгляд, этот "уазик" ничем не отличается от своих собратьев. Защитный цвет, железный верх... Но стоит только завести двигатель, как все окружающие резко поворачивают головы в твою сторону. Так тарахтеть может только дизель. Двигатель, проектировавшийся для серии 3160, пришёлся старой утилитарной модели как нельзя кстати. После некоторых переделок "периферии" он разместился под капотом, как будто всю жизнь там и стоял. Мало того, доступ к мотору здесь оказался даже лучше, чем в "шестидесятом" кузове. Единственное неудобство по обслуживанию только то, что сверху нельзя поменять масляный фильтр.

По своим характеристикам новый двигатель оказался наиболее близок к идеалу для ульяновского внедорожника. Судите сами: рабочий объём 2,25 л, турбина, 98 л.с. при 4000 об./мин., 216 Нм при 2250 об./мин. и цепной привод ГРМ. Головка блока во многом унифицирована с бензиновой 406-й. А вот обвеска мотора практически вся импортная, причём самых разных фирм. Как всё это между собой согласуется - загадка. Но, видимо, противоречий в конструкции нет. Двигатель работает ровно, радуя бодрым ворчанием на холостых оборотах и солидным рыком под нагрузкой. Выхлопная система, кстати, - эксклюзив. Её пришлось варить по месту из кусков стандартных деталей "выпуска" моделей 3151 и 3160.

В остальном же это обычный "козел" на редукторных мостах с комфортабельным (по ульяновским, естественно, меркам) салоном. Это выразилось в действительно удобных креслах с высокими спинками, "восьмёрочных" подрулевых переключателях и пластиковой накладке на передней панели. Вот только у сидений оказался сильный люфт в салазках спереди, хлипкие полиэтиленовые (!) "крутилки" регулировок и невозможность полностью сложить задний диван: высокие интегрированные подголовники упираются при этом в спинки передних кресел.

А топливные баки, как и на карбюраторных ма шинах, переключаются вручную краником. Примитивно, зато надёжнее не придумаешь. Вот только вычислить расход солярки пока никак не удаётся: спидометр откровенно врёт. Судя по ощущениям, процентов на 15 - 20. Норовистый зверь УАЗ - это автомобиль, в который надо не садиться, а входить. Как в карету. А стало быть, и на дороге ведёшь себя с королевским великодушием, свысока поглядывая на сутолоку мелких городских автомобильчиков. Машина совершенно не располагает к суете. Даже в пробке она вынуждает двигаться степенно, но уверенно, как на крейсере. Но если надо, автомобиль позволяет буквально одним прыжком взять мощный разгон под гул раскручивающейся турбины. Стоит только посильнее нажать на газ. В общем, по характеру машина напоминает то ли носорога, то ли бизона - ещё сейчас флегматичного, но уже в следующий момент неукротимого. Турбояма, присущая многим подобным агрегатам, правда, ощущается и не позволяет "выстрелить" с места, но к такой особенности двигателя привыкаешь быстро. Тем более что наддув включается довольно плавно и постепенно, без резкого рывка.

Поездив некоторое время, я вдруг понял, для какой машины проектируется на Арзамасском механическом заводе новая пятиступенчатая коробка передач с нестандартным расположением ступеней! (Задний ход напротив первой, 2-я - правее вверху, 3-я под ней и еще правее 4-я и 5-я). Дело в том, что на асфальте первая не нужна вовсе. Машина легко трогается со второй даже на холостых оборотах. А вот пятой активно не хватает. Установка же "пятиступки" от "новой серии" требует некоторых конструктивных переделок. С другой стороны, в серьезной грязи диапазон передаточных чисел и тяга двигателя на низах позволяют без проблем штурмовать особо опасные места внатяг, не опасаясь, что "мотора не хватит". Да и в крутой затяжной подъём автомобиль бежит с отменной прытью. Кстати, эффективность торможения двигателем оказалась отличной. Мотором можно осадить машину едва ли не эффективнее, чем штатными тормозами, Что опять же хорошо на сильно пересечённой местности. Высокая посадка плюс большая площадь остекления дают отличную обзорность. С учётом удобных наружных зеркал-лопухов, кстати, старого образца, даже с маневрированием в тесноте дело обстоит совсем неплохо. Вот только руль тяжёл. Очень. Да и с возвратом в нормальное положение из поворота у него какие-то проблемы, хотя установка колес в норме. Со временем будем с этим разбираться. Кроме того, раздражает очень тугая коробка передач. Особенно часто пытается заклинить третья. Разработается или заклинит в один момент насовсем? Посмотрим. В остальном же автомобиль радует послушностью и предсказуемой управляемостью. Только не надо забывать, что все-таки это не легковушка, а маленький грузовичок. Что, впрочем, характерно для любого армейского джипа. Он и ведёт себя соответственно. Приборная панель отличается от стандартной всего одной синей лампочкой справа внизу. Это сигнал включения свечей накаливания при запуске мотора. Ключ стартера перенесён под руль Что первым делом надо сделать со свежеприобретённым отечественным авто? А после "обмыть"? Правильно - срочно на антикоррозийку! Тем более что на УАЗе машины вообще никак не обрабатывают. Мы отдали автомобиль на специализированную станцию, работающую с препаратами марки "Nova". Выбрали её не случайно, а по соотношению цены и качества. И действительно, машину там обработали на совесть. Пролили все скрытые полости, не забыв и ниши заправочных горловин, которые из-за недостаточной защиты начинают ржаветь довольно быстро. Затем пришла очередь первых неполадок. Так, ещё с завода машина пришла не только с криво установленным рулевым колесом, но и с сильно замятой тормозной трубкой. Одно пришлось переставить, другую - поменять. Буквально на следующий день потёк топливный - шланг, идущий к фильтру. Та же история. A свернутая мимоходом силуминовая ручка пятой двери была заменена стальной деталью от "буханки". Вслед за тем я обнаружил, что постоянно сгорает один из предохранителей. Электрик корпорации "Защита", куда я приехал по гарантии, разобравшись, в конце концов, в чём дело, не мог скрыть эмоций. Оказалось, на заводе на этот предохранитель, защищающий звуковой сигнал, дополнительно повесили... свечи накаливания! При каждом запуске двигателя восстановленный предохранитель, естественно, сгорал. Попутно электрик нашёл еще несколько ляпов. Так, совершенно незащищёнными оказались электровентилятор и система подогрева топливного фильтра (кстати, редкая опция для отечественных дизелей). Пришлось в гарантийном порядке переделывать неудачную заводскую электросхему. Совершенно определенно, дизельному "козлу" не хватает двух вещей: шумоизоляции и тахометра. Дело в том, что громкость работающего дизеля и его вибрации совершенно несопоставимы с аналогичными характеристиками бензинового мотора. К тому же стальной интерьер обладает отличной резонирующей способностью. А без индикатора оборотов есть риск "перекрутить" движок. На эти темы придется подумать отдельно. А заодно надо будет обязательно закрыть не решённую заводом за тридцать лет проблему неплотности дверей и всевозможных щелей. Все-таки зима на носу. А затем можно будет перейти к... Но об этом как-нибудь в следующий раз, когда получится.