Из досье моторных масел

За пятилитровую канистру масла сегодня придется выложить от 150 до 1500 рублей. Чем же вызван такой огромный разброс цен? Ответ довольно прост - моторные масла могут отличаться друг от друга как день и ночь, в зависимости от типа, производителя и страны изготовления.

Прежде чем углубляться в тонкости предлагаемых сегодня производителями масельных композиций, рассмотрим основные функции моторного масла. Первая и главная - образовывать прочную тончайшую пленку на поверхностях трущихся деталей, исключая тем самым прямой контакт деталей поверхностными микронеровностями и, как следствие, - задир поверхностей. Кроме того, отводить тепло, образующееся в результате сгорания топлива и трения. Далее, удалять продукты износа из зоны трения, удерживая их в себе во взвешенном состоянии, а также продукты сгорания топлива, многие из которых являются агрессивными кислотами. И все это маслом должно совершаться в условиях повышенного давления, высоких температур на протяжении многих тысяч километров, не разрушая собственной внутренней структуры и не допуская образования шлаковых отложений - тайных убийц всех двигателей.

Проблема шлаковых отложений - "черной смерти", как ее еще называют, с неожиданной остротой впервые возникла в Европе в середине 80-х годов. Многие двигатели пострадали от этого. Произошедшее в те годы резкое увеличение скорости движения на дорогах привело к повышению нагрузок на двигатели, отличавшиеся большей точностью изготовления и меньшими зазорами в соединениях. Попав в такие условия работы, широко распространенные на тот момент моторные масла неожиданно быстро теряли свои рабочие качества. Под действием экстремальных температурных нагрузок масло быстро переходило в состояние, близкое по консистенции к воде и становилось в таком виде мало полезным. В то время, как масло должно оставаться максимально вязким и сохранять свойство "прилипать" к поверхности металла. Это потребовало внедрения масел более высокого качества, которые, к счастью, уже были созданы к тому времени на основе синтетических композиций.

От минералки к синтетике

Синтетические масла, в отличие от минеральных, получаемых перегонкой природной нефти, гораздо лучше противостоят разрушительному действию как высоких температур, так и агрессивной среды двигателя. Кроме устойчивой синтетической основы до 10-15% объема таких масел приходится на многочисленные присадки. Так, антиокислительные присадки помогают маслу дольше сохранять его первоначальную структуру, детергенты моют смазываемые поверхности, дисперсанты растворяют и удерживают во взвешенном состоянии частицы нагара и лаковых отложений, антипенные присадки удерживают масло от вспенивания. Свою немаловажную роль в составе масла играют модификаторы вязкости (присадки, повышающие вязкость масла). Именно благодаря применению их в свое время удалось получить всесезонные масла. Синтетические масла нового поколения значительно снижают износ двигателя в момент холодного пуска, поскольку обеспечивают практически мгновенное начало поступления масла в предусмотренные точки смазывания. Высокая противоизносная эффективность масла сохраняется и во время работы двигателя, благодаря наличию в масле особых противоизносных присадок и модификаторов трения. Создатели масел со столь разносторонними способностями ориентируются на конструкции как современных двигателей, так и двигателей будущего. Поэтому синтетические масла полностью отвечают условиям работы в самых передовых конструкциях двигателей с их высокими максимальными оборотами, компрессией, теплонагруженностью и жесткими конструктивными требованиями.

Что стоит за буквой и цифрой

Мощный поток рекламы моторных масел, обрушившийся сегодня на наших автомобилистов, может сбить с толку кого угодно. Но, чтобы слепо не поддаться на чьи-то уговоры, следует помнить, что вся необходимая для вас информация обычно имеется на этикетке банки с маслом, надо только знать, как ее прочитать. Две существующие сегодня системы классификации позволяют выбрать правильное масло с учетом времени года и даже характерного для вас стиля езды.

Классификация масел по вязкости, разработанная Американской ассоциацией автомобильных инженеров, (SAE) подразделяет масла на классы по текучести, т.е. способности масла течь и одновременно "прилипать" к поверхности металла. В частности, стандарт SAE J300 подразделяет моторные масла на шесть зимних классов (0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W) и пять летних (20, 30, 40, 50 и 60). Сдвоенный номер означает всесезонное назначение масла (например, 0W-30 или 10W-40).

Важность учета вязкостных свойств масла особенно актуальна зимой, когда масло готово превратиться в "гуталин". При пуске холодного двигателя масло должно быть минимально вязким, чтобы быть способным просачиваться по каналам системы смазки. В соответствии с принятой классификацией масел, чем ниже кинематическая вязкость масла, тем меньшее число присваивается ему как среди летних классов масел, так и зимних с индексом W на конце. Поэтому, если вы предпочитаете пользоваться сезонным маслом, учтите, чем морознее зимы, где вы проживаете, тем меньшее число в обозначении должно быть у масла, которое вы приобретаете. Так, для морозов до 35 градусов С годится масло 0W, до 30 градусов - 5W, до 25 градусов - 10W соответственно. Что касается летних масел, то, чем жарче палит солнце в ваших краях, тем больше должно быть число у вашего масла. Принятый для летних классов числовой ряд приблизительно соответствует температуре воздуха в градусах по Цельсию, до которой допускается применение данного масла.

Для любителей универсальности предусмотрен целый ряд всесезонных масел. Первое число в обозначении всесезонного масла говорит о том, какому зимнему классу соответствует масло. Второе число отражает летний параметр масла. Таким образом, зная диапазон колебания температуры в своем регионе, можно легко подобрать наиболее подходящее моторное масло.

Теперь познакомимся с еще двумя классификациями масел, которые можно встретить на этикетках. Американский институт нефтепродуктов (API) и Ассоциация европейских производителей автомобилей (ACEA) разрабатывают каждый свою систему оценки качества масла по эксплуатационным свойствам, в которую регулярно вносят разного рода усовершенствования для учета требований времени. Классификацию API еще называют классификацией по уровню качества. В данной системе классификации в обозначении масел для бензиновых двигателей первой становится буква S, например - SG, SH или SJ, а второй буквой указывается показатель класса масла. Чем дальше по алфавиту буква, тем для более современных моделей предназначено масло. Так, в частности буква G присваивалась моторным маслам, предназначавшимся для двигателей, выпущенных в 1989 году и позднее. Буква H соответствует маслам для двигателей, производство которых начато в 1994 году, буква J индексирует масла для самых современных двигателей, так как была введена в практику лишь в прошлом году. Это было продиктовано широким распространением турбонадувных, многоклапанных двигателей, что требовало ужесточения требований к параметрам масла, вынужденному работать в более напряженных условиях. Категория качества SJ присваивается только самым высокотехнологичным маслам, получаемым из кандидатов класса SH путем их дальнейшего усовершенствования.

Из досье моторных масел

Дизельным маслам присваиваются двубуквенные обозначения, первая из которых всегда C (CD, CF, CG). Цифры в конце обозначения указывают на предназначенность масла для двух (CF-2) или четырехтактных двигателей (CF-4). Вторая буква отражает класс масла, и чем она дальше отстоит от начала алфавита, тем выше уровень масла. Так, в частности, масло с буквой D рассчитано на турбодизели, работающие в тяжелых условиях, на высокосернистом топливе, с буквой F - для четырехтактных дизелей, производство которых начато с 1990 года, с буквой G - для четырехтактных дизелей, к изготовлению которых приступили в 1994 году.

В системе классификации ACEA маслу для бензиновых двигателей присвоена буква А, для дизелей легковых автомобилей - буква В, а для дизелей большого объема - буква Е. Цифра, стоящая за буквой, отражает эксплуатационные достоинства масла. Так, цифра 1 указывает на то, что масло относится к группе энергосберегающих масел для современных машин, предотвращает образование отложений на поршне, стойко к высокотемпературному окислению, обеспечивает экономию топлива. Наличие цифры 2 говорит о том, что масло выше по свойствам, чем масло с маркировкой 1, обеспечивает лучшую противоизносную защиту подшипников для современных и перспективных автомобилей, но не аттестовано, как энергосберегающее. Последняя, из возможных в обозначении, цифра 3 свидетельствует о соответствии масла самым высоким техническим требованиям, наличии у масла лучшей стойкости к высокотемпературному окислению. Такое масло рассчитано на двигатели с турбонадувом для скоростных автомобилей.

Теперь о том, что вы должны увидеть на этикетке. Она должна содержать как минимум название масла, его класс по системам API и ACEA, имя фирмы-производителя, штриховой код или страну изготовления. Если на этикетке рядом с указанными данными будет проставлено название какой-либо автомобилестроительной фирмы, например, Mercedes или Ford, то это означает, что данное масло прошло тест (номер которого приводится тут же) на соответствие требованиям, предъявленным данной фирмой к маслам. Это вовсе не означает, что масло пригодно для всех двигателей Ford, если на этикетке будет написано название этой фирмы.

Все больше фирм включают в свою гамму специализированные масла для дизелей. Однако продолжают обозначать их наряду с описанными выше системами классификации еще по старому словом "Diesel".

Теперь, когда вы почти все знаете об этикетке, воздержитесь от покупки дешевого масла, на упаковке которого невозможно найти никакой информации, кроме сомнительной марки масла (конечно, если вы болеете за "здоровье" своего двигателя). Не забывайте, сэкономив сегодня рубль на покупке дешевого масла, завтра вы проиграете тысячи на преждевременном ремонте двигателя. Делайте правильный выбор!

Что же заливать и когда менять

Старые добрые времена, когда имелось одно масло, подходившее для любого типа двигателя и всех условий езды, канули в Лету. Теперь при выборе масла следует учитывать теплонапряженность двигателя, срок его службы и заложенные в него конструкторами зазоры. В частности, для новых двигателей с малыми зазорами в трущихся парах требуется более "легкое", жидкое масло, особенно зимой.

Таким требованиям удовлетворяет синтетическое масло класса 0W-30, которое может работать вплоть до минус 50 градусов по Цельсию, обеспечивая уверенный пуск холодного двигателя, что особенно важно, когда не хочется опоздать на работу и бегать с ведрами горячей воды на виду у соседей! Если описанные классификации не выстроились у вас в стройную систему, то имейте в виду, что масла ведущих фирм, маркированные SJ, гарантированно подходят для любых двигателей новых иномарок. Подчеркиваем - новых! Если вы думаете заливкой самого совершенного, а значит самого дорогого масла в двигатель пожилого автомобиля продлить его старость, или действуете из принципа "для своей машины ничего не жалко", то напрасно. Применение подобного "жидкого" масла на автомобилях среднего и преклонного возраста с увеличенными зазорами в соединениях (конструктивно или от износа) мало что даст положительного, а приведет только к росту расхода масла по сравнению с традиционно использовавшимися маслами. Старым иномаркам прекрасно подойдет минеральное масло класса SG или SF. Более серьезный, но все же "пожилой" автомобиль прекрасно обойдется полусинтетикой класса SG. Если автомобиль относительно "молодой", то ему подойдут менее дорогие масла класса SH, которые уступают новейшим композициям класса SJ по отдельным параметрам, но по-прежнему хорошо подходят для зарубежных автомобилей, выпущенных до 1996 года.

Если вы являетесь обладателем дизельного автомобиля, то для дизелей с турбонадувом желательно использовать дизельные масла.

Лучшие универсальные моторные масла, безусловно, справятся с основными задачами, но использование масел, специально предназначенных для дизелей - предпочтительнее.

Перемены к лучшему

Новые модели автомобилей имеют увеличенные межсервисные интервалы и для владельца старого автомобиля становится уже непонятным, когда ему теперь менять масло. Стойкое к окислению, снижающее трение и моющее "внутренности" двигателя масло принесет большую экономию и при обычном интервале его замены. Старый добрый принцип "чем чаще, тем лучше" все еще продолжает работать! Может быть вы и зароете недоиспользованные деньги вместе с маслом в землю (в переносном смысле, конечно, так как при замене масла всегда следует собирать отработанное масло в специальные канистры и утилизировать), но уж точно не причините этим вреда своему двигателю.

Выбор - только за вами. Помните, сервисная книжка вашего автомобиля содержит рекомендации, соответствующие нормальным условиям эксплуатации и пробега. Если вы делаете много коротких поездок или слишком часто запускаете холодный двигатель, то масло необходимо менять вдвое чаще рекомендованного межсервисного интервала.

Будущее начинается сегодня

Меняются двигатели, меняется и масло, поддерживающее в них жизнь. В борьбе за создание "полностью необслуживаемого" автомобиля мировые автопроизводители совместно с маслопроизводящими компаниями разрабатывают смазочные материалы, способные работать бессменно 20-30 тысяч километров.

"Застрельщиками" в этом выступают фирмы-производители большегрузных автопоездов. На заправку этих монстров автомобильных трасс с 10-12 цилиндровыми моторами уходит 30-40 литров масла. Поэтому владельцы таких машин, как никто другой, заинтересованы в создании долговечных масел. Так фирма Castrol, объединив усилия с Mercedes Benz, предложила для автопоездов масло, допускающее интервалы замены 100000 и даже 160000 километров! Такие свойства масел необходимы не только коммерческим машинам, но и автомобилям индивидуального пользования. Они сказочно увеличивают межсервисный пробег и позволяют сэкономить немало денег на канистрах масла и фильтре. Видимо, такого рода масла ждут рядовых автовладельцев в 21 веке.