Сам факт июньской встречи Владимира Путина с руководителями отечественного автопрома не может не радовать. Интерес государства к отрасли, которая способна существенно оживить экономику страны и интегрироваться в международное производство, несомненно, важен. В особенности если за ним стоит искреннее желание поддержать заводы, а не рассматривать их лишь как источник налоговых поступлений. Ведь главным образом непомерные налоги не оставляют предприятиям возможностей для развития и выпуска современных конкурентоспособных автомобилей.
Об итогах встречи известно, в общем, не так уж много. Появилась информация, что планируется увеличить таможенные пошлины на ввоз подержанных иномарок. Это однозначно плохо по ряду причин, и прежде всего потому, что российские предприятия по-прежнему смогут не особенно заботиться об обновлении модельного ряда. Еще было сказано, что за пять лет выпуск легковых автомобилей в стране должен вырасти примерно на 300 тыс. единиц. Цифра немалая, хотя и такой рост не способен удовлетворить растущий спрос. Но за счет чего именно произойдет увеличение производства, если наши заводы и сейчас работают на пределе своих возможностей? Об этом корреспондент "Эксперта-Авто" беседует с участником встречи - президентом, председателем совета директоров АО "АвтоВАЗ" Владимиром Каданниковым.
- Еще в марте мы написали президенту письмо, в котором изложили наше видение будущего. В частности, там содержались доводы о необходимости развития российского автопрома, а также методы, с помощью которых этого можно добиться. Суть предложений заключается в следующем.
Российский автомобильный парк очень стар. Сорок восемь процентов машин эксплуатируется свыше десяти лет. Тридцать два процента - автомобили в возрасте от пяти до десяти лет. Таким образом, из девятнадцати миллионов машин, находящихся в эксплуатации, девять с половиной миллионов практически израсходовали свой ресурс. Кроме того, сейчас на тысячу россиян приходится всего сто тридцать пять машин, что является крайне низким по сравнению с Европой показателем. Там на тысячу жителей - около восьмисот транспортных средств. Плюс ко всему российский парк весьма однообразен. В основном он состоит из автомобилей класса C, к которым относится продукция АвтоВАЗа. В классе A российские заводы выпускают только "Оку". В классе В вообще ничего нет. До недавнего времени в классе D присутствовал "Москвич", но сейчас объемы его реализации крайне малы. И наконец, к классу E относится только "Волга". Этого для огромной страны явно недостаточно. К тому же большинство потенциальных покупателей в нашей стране готовы приобретать автомобили по цене от трех до максимум восьми тысяч долларов. Конечно, покупаются и более дорогие иномарки, но в очень незначительном объеме. После проведенных исследований, которые сделали АвтоВАЗ, Институт рынка и Министерство развития, стало ясно, что к две тысячи пятому году потребность населения в автомобилях достигнет полутора миллионов. Сегодня же наш автопром выпускает лишь около девятисот пятидесяти тысяч легковых машин. Оставшуюся нишу занимают в основном подержанные иномарки.
- И что же в этом плохого?
- Во-первых, у старых автомобилей высока аварийность, о чем свидетельствуют данные ГИБДД России. Это связано с тем, что люди по разным причинам не имеют возможности обслуживать машины на фирменных станциях. Отсюда неквалифицированный ремонт. Кроме того, многие пытаются экономить на оригинальных запчастях. Но такая экономия может стоить жизни. Во-вторых, просто обидно, что ежегодно около шести миллиардов долларов, по нашим данным, уходит на покупку иностранных транспортных средств.
- Вы считаете, что необходимо поднять таможенные пошлины?
- Ни в коем случае. К идее повышения пошлин мы не имеем никакого отношения. Более того, я, как и другие руководители АвтоВАЗа, считаю, что таким образом проблему решать нельзя. Людей не нужно лишать права выбора. Им, наоборот, надо предложить альтернативу, которая удовлетворит сегодняшних покупателей секонд-хэнда. Для этого в нашем акционерном обществе была разработана программа развития до две тысячи пятнадцатого года, которую необходимо осуществить в три этапа. О ней мы и рассказывали Путину. На первом этапе предполагается создать автомобиль класса В, который по размерам находился бы между десятым семейством и "Волгой". Для этой работы АвтоВАЗ собирается привлечь сборочные мощности в Ижевске, Сызрани и, может быть, в Таганроге. В результате суммарный выпуск легковых машин в России возрастет на двести пятьдесят тысяч единиц. Стоимость этих работ оценивается в восемьсот миллионов долларов, из которых триста пятьдесят миллионов мы бы изыскали сами, а остальные деньги получили бы в виде кредитов. Стоит заметить, что речь идет не о кредитовании, осуществляемом сегодня по ставке двадцать пять процентов годовых. Ведь автомобилестроение не может обеспечить такую прибыльность. Наш предел - двенадцать процентов. Поэтому мы рассчитываем на нормальные условия европейских банков, с которыми работают все автомобилестроители. А для этого необходимы государственные гарантии. Однако этот вопрос в правительстве пока не решен.
- Какова была реакция президента на ваши предложения?
- О реакции можно будет судить после выхода в свет документов, определяющих будущее автопрома. Они, кстати, должны появиться в самое ближайшее время. Но точно могу сказать, что президент одобрил новые условия реструктуризации нашей задолженности. Если помните, АвтоВАЗ, расплачиваясь за долги, с девяносто девятого года ежемесячно выплачивает государству определенные суммы. Наше предложение заключается в том, чтобы временно прекратить выплаты, а высвободившиеся средства направить на серийное освоение автомобиля класса D. Но завод не отказывается от своих обязательств. Напомню, что по действующей сегодня схеме реструктуризация наших долгов растянута во времени на десять лет. Остальные деньги мы обещаем отдать в полном объеме в течение последних трех лет. Одновременно пакет обремененных акций, находящийся в залоге у государства, должен быть возвращен заводу. Ему это необходимо, чтобы выглядеть привлекательнее в глазах потенциальных инвесторов.
- Если я правильно понял, то правительство фактически отказало АвтоВАЗу в предоставлении государственных гарантий под кредиты?
- Да, судя по всему, денег не будет. Но если нам вернут находящиеся в залоге акции, тогда может быть выпущен специальный залоговый пакет для банков. Есть и другие варианты. Короче, это вопрос переговоров. Пока очереди из инвесторов нет. Но, тем не менее, АвтоВАЗ на встрече с президентом взял обязательство в ответ на временное прекращение ежемесячных платежей серьезно увеличить производство автомобилей.
Интервью взял Станислав Павлов