Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
9 мая 2005 11:20, Новости

Победная "полуторка"

Есть несколько символов победы в Великой отечественной войне, которые всегда останутся в памяти. Одним из них, безусловно, является легендарная «полуторка» - именно этот автомобиль помог победить гитлеровскую Германию
10 декабря
Volkswagen Polo 1.6 AT
Комфорт приемлем, но холодная (салон)
3.3
10 декабря
Mitsubishi ASX 1.6 2WD MT
Отличный автомобиль! Молодцы японцы!
4.7
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей

ГАЗ-АА. Фото: ГАЗ

Есть несколько символов победы в Великой отечественной войне, которые всегда останутся в памяти. Одним из них, безусловно, является легендарная «полуторка» - именно этот автомобиль помог победить гитлеровскую Германию в самой страшной войне.

Надо отметить, что «полуторка» появилась задолго до начала войны. Причем, создателем нашего автомобиля победы являются… американцы. А точнее компания Ford. Именно к Ford обратилось молодое советское правительство после гражданской войны, когда стало ясно, что на гужевых повозках страну не восстановишь. Генри Форд, который тогда симпатизировал стране Советов, с радостью откликнулся на предложение из Москвы и согласился продать не только лицензию на производство легковых и грузовых автомобилей, но и помочь в строительстве завода, а также обучении персонала.

Изначально было несколько вариантов месторасположения нового завода, среди которых называли Ярославль, Москву и Ленинград. Однако руководство страны решило остановить свой выбор на Нижнем Новгороде – там соединялись важные транспортные пути, а также имелись необходимые ресурсы для автопроизводства. И уже в конце 1929 года, не дождавшись завершения строительства основного завода, неподалеку от Нижнего Новгорода начали монтировать линию по производству грузовиков Ford AA из узлов и агрегатов привозимых непосредственно из США – сейчас бы это назвали «отверточной» сборкой. И уже 1 февраля 1930 года были собраны первые десять машин. А строительство основного производства в Нижнем Новгороде было закончено в 1932 году – 29 января того года в очень торжественной обстановке с конвейера сошли первые машины, которые назывались «НАЗ-АА» (в начале 1932 года Нижний Новгород еще не успели переименовать в Горький – после этого события грузовики назывались уже «ГАЗ-АА»).

«ГАЗ-АА» представлял из себя грузовой автомобиль, который мог перевозить до 1,5 тонн. Именно поэтому «ГАЗ-АА» и стали называть «полуторкой». Сейчас конструкция машины кажется очень простой, однако в начале прошлого века «полуторка» была по-настоящему современной машиной. В ее основе лежала мощная лонжеронная рама, а под капотом находился двигатель объемом 3,3 л. мощностью 42 л.с. Причем, этот мотор потреблял дешевый низкооктановый бензин марки А-52. Можно также еще отметить и то, что бензонасоса в «ГАЗ-АА» не было – топливный бак находился выше карбюратора и бензин поступал самотеком. Были у «полуторки» и недостатки. Например, отвратительные тормоза из-за чего машину сначала приходилось останавливать при помощи коробки передач, переходя на более низкие скорости, а в самом конце уже жать на тормоз.

ГАЗ-ААА. Фото: ГАЗНа базе удачной «полуторки» выпускали и множество других моделей. Так, уже в 1932 году был показан 16-местный автобус, а в 1934 году начали делать трехосный грузовик ГАЗ-ААА, который выпускали до 1943 года. А уже накануне войны появилась гусеничная модификация автомобиля и даже самосвал.

В 1938 году «ГАЗ-АА» был модернизирован – немного изменили подвеску, рулевое, а также повысили мощность двигателя до 50 л.с. Обновленные машины стали называться уже «ГАЗ-ММ».

Во время войны вклад «полуторки» в победу был просто огромен. Именно на этот автомобиль легла основная нагрузка по перевозке личного состава и самых разнообразных грузов. В период 1941-1945 годов конструкция автомобиля была максимально упрощена – появились грузовики со сварными «Г-образными» крыльями, фанерными кабинами, причем последние порой были с брезентовыми дверьми и крышей. Под капотом «полуторки» в то время можно было встретить не только бензиновый двигатель, но и… дровяной мотор! Речь идет о так называемой газогенераторной модификации, где мотор работал от угарного газа, который получался в процессе неполного сгорания дров.

После 1945 года стало ясно, что пора начать выпуск более современного грузового автомобиля. И 10 октября 1949 года ГАЗ выпустил последнюю «полуторку».

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Этот материал пока никто не прокомментировал. Будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Новости Mail.Ru