Московское небо, Ау...

Уже второй год столичные власти грозятся запустить гаишников в небо на дирижаблях. Но каждый раз воздушное шоу откладывалось. В четверг дирижаблестроители показали, что их баллоны уже летают. Но никто до сих пор не может сказать, когда Ау-12М, строительство которых обошлось в $2,8 млн, начнут патрулировать московское небо.
content image for: 11369

На взлетном поле ЛИИ имени Громова в Жуковском тестируют дирижабль. Небольшая обледенелая взлетная площадка находится недалеко от ангаров и возле огороженной парковки с новыми автомобилями Toyota. В нескольких метрах над землей плавает привязанный к парковочной мачте белый уже грязноватый купол дирижабля. У него под брюхом – синяя стеклянная кабинка, похожая на телефонную будку. Выглядит вся конструкция пока не очень внушительно. Совсем другое дело будет, когда на нем крупными буквами синим по белому напишут: «Милиция». Аппарат называется дирижабль Ау-12М. Воздухоплавательный центр «Авгуръ» разработал его и беспилотные аэростаты по заказу правительства Москвы, чтобы передать их в распоряжение ГИБДД.
Гаишники будут летать на двух дирижаблях над городом и наблюдать за пробками. А три аэростата с видеокамерами будут висеть неподвижно на высоте 300–500 метров в районе ВДНХ, Белорусского вокзала и Щелковского шоссе.

Картинка с цифровых видеокамер должна передаваться в единый диспетчерский центр, который будет анализировать информацию и разруливать замеченные с высоты птичьего полета пробки. Правда, камеры (точно такие же стоят на военных вертолетах-разведчиках) еще не установлены ни на дирижабли, ни на аэростаты. Разработчики хвастаются, что дирижабль намного удобнее вертолета: тише, комфортнее и куда экономичнее. Например, самый маленький веротолетик «кушает» 50 литров бензина за час полета, а дирижабль – 15. Как утверждают воздухоплаватели-испытатели, обзор в кабине гораздо лучше. Вместо взрывоопасного водорода, от которого часто гибли исполинские конструкции 30-х годов прошлого века, баллон заполнен безопасным и дорогим гелием, наполнение которым одного дирижабля обходится в $10 тыс. Купол Ау-12 сделан по сложнейшей технологии. Швы между кусками материала так обработаны с помощью электрических зарядов, что восьмислойная суперпрочная ткань превратилась в единый кусок. И поэтому дирижабль гораздо безопаснее вертолета. «Даже если прострелить купол очередью из автомата, из него, конечно, будет выходить газ, но он будет медленно опускаться. Почти так же, как парашют», – рассказывает пиар-директор «Авгура» Сергей Бендин.
Причаливает к мачте на обледенелой площадке дирижаблик с помощью группы парковщиков – близ земли воздухоплавательный аппарат чувствует себя не очень уверенно. Зато взлетает довольно быстро – 10м/с – и плавно. Его винты, для безопасности забранные в сетки и потому похожие на напольные вентиляторы для охлаждения воздуха, могут поворачиваться в разные стороны, так что дирижабль может разворачиваться на месте. В воздухе он может набирать скорость до 100 км/ч, крейсерская – 50–90 км/ч. И только туман или совсем уж сильный ветер способны помешать полету. В Европе есть похожие машины. На них в основном катают туристов, хотя кое-где они следят за дорожной обстановкой. Но самый богатый опыт применения летательных аппаратов легче воздуха не в Европе, а в Америке: небо над Рио-де-Жанейро уже который год бороздят патрульные дирижабли. Над едва отмерзающей после зимы Москвой скоро тоже появятся воздухоплавательные аппараты. Только как скоро, никто пока внятно сказать не может: сертификационные испытания дирижаблей до сих пор в самом разгаре. Гулявший с довольным видом вокруг дирижабля представитель «Авгура» на вопрос корреспондента «Газеты.Ru», когда закончится сертификация, сладко улыбнулся и сообщил: «Я не могу этого сказать. Вдруг я отвечу, что в ноябре, а мы к ноябрю не управимся. Вы тогда будете смеяться, что опять не успели». Через несколько минут за штурвал садится испытатель Леонид Путинцев. Он сразу расстегивает военный бушлат, в кабине ему тепло и привычно. – Вы же уже около двух месяцев на нем летаете. Как вы думаете, когда получите сертификат? – К лету, наверное... Наверняка я не знаю. Приезжает милицейский летчик, который участвует в испытаниях от ГУВД. – Когда над Москвой полетите? – Да хоть сейчас. Он же уже летает. А сертификат, наверное, к апрелю будет. Это же не от нас зависит, а от комиссии МАК. В пресс-службе Межгосударственного авиационного комитета (МАК) «Газете.Ru» сообщили, что о сроках сертификации могут знать только разработчики и испытатели дирижаблей. Так что пока лишь известно, что заведовать полетами над столицей будет специальная служба, созданная на базе летного отряда ГАИ и при поддержке департамента транспорта и связи. «Авгуръ» поможет подготовить группу пилотов, для чего, кстати, специально создан специальный одноместный дирижабль. Очередная экстравагантная затея столичных властей обошлась городскому бюджету в 77,5 млн рублей ($2,8 млн). Эти цифры фигурируют во всех документах мэрии, хотя разработчики о ценах говорить избегают. Зато в «Авгуре» охотно заговаривают о следующем заказе: ГУВД уже без участия московских властей заказало разработать и построить восьмиместный дирижабль для использования «по особому назначению». По слухам, милиция собирается десантировать из него спецподразделения в различные точки забитого пробками города.