Водителей прижали к обочине

Росавтодор жалуется на нехватку средств на строительство и ремонт дорог и постоянно ухудшающуюся ситуацию с аварийностью. При этом денег на строительство государство давать не собирается. Зато собирается заработать на водителях.

content image for: 721

Из крупных дорожных объектов был запущен участок федеральной автодороги «Амур» Чита–Хабаровск длиной 281,6 км, завершено строительство куска питерской КАД от Приозерского шоссе до федеральной трассы «Россия», а также вантового моста через Неву с развязками на пересечении КАД с проспектом Обуховской Обороны, введен в эксплуатацию мост через Волгу в городе Кинешма. Реконструированы 20,5 км федеральной автодороги «Дон» в Воронежской и Ростовской областях, Краснодарском крае и республике Адыгея. Продолжалось строительство автодороги Джубга–Сочи, Адлер–Красная Поляна и реконструкция федеральных автодорог М-10 «Россия» (Москва–Санкт-Петербург), «Колыма» (Якутск–Магадан), строительство обходов городов Новосибирска и Выборга. Впрочем, эти достижения в масштабах страны совсем незначительные, и в Росавтодоре констатируют, что дорожное строительство сильно отстает от темпов автомобилизации. По данным Госкомстата, в 2004 году на тысячу жителей России пришлось по 156 автомобилей. Обеспеченность же автодорогами составила 4,12 км на 1 тыс. жителей. Для полного решения одной из двух основных проблем России, по оценкам специалистов, протяженность автодорог общего пользования нужно довести до 1,5 млн км, а сейчас дорожная сеть – около 600 тыс. км. При этом нормативным требованиям по состоянию отвечают только 38% всех дорог, а 27% – работают с перегрузкой.
content image for: 11234


Плохие и перегруженные дороги – одна из главных причин высокой аварийности, уверяют первый заместитель руководителя Главного управления ГАИ РФ Владимир Швецов. По его словам, в минувшем году на дорогах России произошли 208 тыс. ДТП, и каждое пятое из них случилось от плохого качества дорог. Более 500 ДТП произошли из-за отсутствия освещения, а примерно 2 тыс. ДТП с тяжелыми последствиями – из-за отсутствия разделительных заграждений встречных полос. Кроме того, по словам Швецова, на российских дорогах не хватает 20% дорожных знаков.

content image for: 721

Дорожники жалуются на недостаток финансирования. За 1990–2004 годы парк автомобилей в России вырос в 2,6 раза, а финансирование автодорог за последние 5 лет уменьшилось почти в 2 раза. По словам руководителя Росавтодора Олега Белозерова, в 2005 году на финансирование дорожного хозяйства в федеральном бюджете предусмотрено 90,9 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 12,7 млрд рублей меньше, чем в 2004 году. В Росавтодоре подсчитали, что если денег на дороги будут по-прежнему выделять все меньше и меньше, то к 2010 году в нормальном состоянии будет находиться не больше 19% федеральных дорог. Количество ДТП из-за дорожных условий возрастет на 15–20%, а средняя скорость движения на крупных трассах упадет на 20%.
content image for: 11234


Причиной недостатка средств в Росавтодоре считают изменение налогового законодательства: отмену налога на пользователей автодорог, ликвидацию Федерального дорожного фонда и изменение системы отчислений в территориальные дорожные фонды (их теперь формируют акцизы на ГСМ), из-за чего в бюджеты регионов поступает намного меньше средств.

content image for: 721

Если государство не увеличит финансирование дорожного строительства, то решение проблемы в Росавтотодоре видят только в создании платных дорог. Правда, закон о платных дорогах до сих пор не принят – сейчас он находится на согласовании в Минфине и Минэкономразвития. В прошлом году правительство распорядилось начать реализацию проектов строительства платных дорог с участием частных инвесторов. Сейчас существует четыре проекта: строительство скоростной автомагистрали Москва–Санкт-Петербург (650 км, стоимость 200,7 млрд руб.), Центральной кольцевой автодороги Московской области (479 км, объем инвестиций – 89,6 млрд руб.), соединительной магистрали МКАД с М-1 «Беларусь» (19,5 км, 9,8 млрд руб.) и реконструкция федеральной автодороги к аэропорту Домодедово (22,7 км, 2,2 млрд руб.). К строительству первой платной дороги, а это Москва–Санкт-Петербург, обещают приступить в будущем году. Но инвесторов на этот проект пока не появилось: проведен лишь конкурс на обоснование инвестиций, то есть на разработку проекта за государственные деньги (более 300 млн рублей). Подготовительный этап собираются закончить к концу этого года.
content image for: 11234


В 2005 году Росавтодор планирует построить и реконструировать 513,4 км автодорог (почти в два раза меньше, чем в прошлом году) и 14,5 км мостов и путепроводов. Отремонтировать обещают 2,5 тыс. км федеральных автодорог (на 300 км меньше, чем в 2004 году). Капитальный ремонт проведут на участках федеральных дорог общей протяженностью 413 км (на 807 км меньше, чем в 2004-м).

content image for: 721

Так что хорошие дороги в обозримом будущем нам не грозят. А с ужасающей аварийностью (Россия стабильно занимет первое место по ДТП и погибшим во всем цивилизованном мире) государство собирается бороться повышением дисциплины водителей, то есть увеличением материального прессинга на них. В пятницу начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктор Кирьянов заявил, что главная мера, позволяющая, по его мнению, снизить в два раза за 5 лет аварийность на дорогах, – увеличение штрафов за нарушение ПДД. Милицейский генерал аргументирует необходимость «затягивания гаек» положительными результатами от
ужесточения наказаний за пьянку за рулем
, которое начало действовать с осени 2004 года. «В прошлом году на 9% снизилось число ДТП с участием пьяных водителей, за два месяца этого года число таких ДТП снизилось на 19,8%», – сообщил Кирьянов. Он предлагает увеличить размеры наказания за нарушение скорости, управление автомобилем в нетрезвом виде, несоблюдение технических требований к машине, проезд на красный свет, выезд на встречную полосу движения.