
Ежемесячно россияне приобретают более полумиллиона легковых автомобилей с пробегом. Однако «свежие» и не требующие существенных затрат на ремонт экземпляры найти не так просто. Более половины покупателей подержанных авто сталкиваются с техническими неисправностями уже в первый год эксплуатации, отмечают аналитики. У кого лучше брать надежный автомобиль, у дилера или частника, и может ли стоимость владения перечеркнуть выгоду от покупки машины с рук, выясняли «Известия».
Ремонт в первый год
По итогам опроса Союза автомобильных дилеров (САД), 57% автовладельцев сталкивались с техническими проблемами после покупки автомобиля с пробегом. Среди самых распространенных проблем — незаявленные при продаже ДТП, проблемы с безопасностью, несоответствие технических характеристик и скрученный пробег.
Причем у 22% респондентов, покупавших авто у частников, обнаружились проблемы с безопасностью машины против 8,7% тех, кто приобретал ее у дилеров. В целом с проблемами столкнулся 41% опрошенных, купивших авто с пробегом самостоятельно у частных продавцов.
Репутация не важна
Продавцы-частники или не знают о недостатках, так как не имеют возможности провести тщательную диагностику, или просто экономят, отмечает президент САД Вячеслав Жигалов.
— Некоторые могут намеренно скрывать недостатки, а иногда и прибегать к откровенному мошенничеству, например, скручивая пробег. Для частника в отличие от профессиональных продавцов репутация не важна — с клиентом они встречаются лишь однажды. Аналогично поступают и многие так называемые серые игроки — автосалоны-однодневки или перекупы, которых покупателю потом почему-то очень сложно найти, — отметил Жигалов.

Продавцы авто с пробегом чаще всего пытаются скрыть множество различных назревающих внутренних проблем, считает технический директор международной франчайзинговой сети автосервисов Fit Service Никита Родионов. Необходимость большого количества ремонта и замен в ходовой части, серьезные проблемы в топливной или электронных системах автомобиля — всё это требует существенных затрат.
Хотят сэкономить
Опрос САД показал, что 77% россиян, планируя покупку машины, сразу рассматривают только варианты на вторичном рынке. Цена остается главным критерием при выборе — 71%, тогда как безопасность и техническое состояние транспортного средства занимают у опрошенных только пятое место (41%).
По данным «Авто.ру», Hyundai Solaris с рук можно приобрести в среднем за 939 тыс. рублей, а у дилера он будет стоить в среднем 1 млн 15 тыс., на 8% дороже. Kia Rio стоит 964 тыс. против 1 млн 72 тыс. рублей (+11,2%). За Lada Granta частники в среднем просят 577 тыс. рублей, дилеры — 672 тыс. (+16,4%), за Lada Niva/4×4 с пробегом — 386 тыс. и 474 тыс. соответственно (22,9%). Средний ценник на Toyota Camry у частников — 1 млн 944 тыс., в автосалоне — 2 млн 350 тыс. рублей (20,82%).

Впрочем, не всегда популярные машины дороже у дилеров. Так, средняя стоимость Lada Vesta у частников чуть выше — 1 млн 48 тыс. против 1 млн 34 тыс. рублей. Как и у Skoda Octavia — 1 млн 64 тыс. против 1 млн 60 тыс. рублей.
Но, согласно опросу САД, более чем половине (56%) покупателей подержанной машины в первый же год эксплуатации пришлось вложить в нее до 20% от суммы сделки. Примерно 6% совсем не повезло — в первый же год они вложили в новое приобретение от 70 до 100% суммы первоначальной сделки. Лишь пятой части покупателей не пришлось вкладывать дополнительные деньги в первый же год эксплуатации купленного автомобиля с пробегом.
Чем старше автомобиль, тем больше деталей и узлов будут изношены, отмечает Никита Родионов.
— Чаще всего автомобилям старше пяти лет требуется ремонт элементов подвески. Далее по частоте услуг на автосервисах будут работы по топливной системе, рулевому управлению, ДВС, тормозной системе, электрике и электронике, — рассказал он.

Почему у дилеров дороже
Разница в цене вполне объяснима, отмечает к.э.н., доцент кафедры логистики Финансового университета при правительстве РФ Денис Жильцов.
— Во-первых, дилеры обычно предлагают более «свежие» автомобили с меньшим пробегом. Во-вторых, и это главное, они напрямую заинтересованы в том, чтобы тщательно проверить техническое состояние машины перед продажей. Для дилера важнее сохранить репутацию и избежать судебных споров, чем заработать на одной проблемной продаже, — считает Денис Жильцов.
Анализ объявлений на «Авто.ру» показывает, что, например, «частный» Hyundai Solaris имеет средний возраст 9,8 года и пробег 164 тыс. км, дилерский — 9 лет и пробег 134 тыс. км. Ford Focus у частников имеет средний возраст 15,6 года и пробег 217 тыс. км, у дилеров — 12,9 года и пробег 177 тыс. км.

То же справедливо и для других популярных моделей: Toyota Camry —11 лет и 186 тыс. км против 7,5 года и 126 тыс. км, Lada Granta — 7,3 года и 114 тыс. км против 5,2 года и 81 тыс. км. Skoda Octavia, несмотря на примерно одинаковую среднюю цену, у частников обычно имеет пробег более 205 тыс. км и возраст 12,1 года, тогда как у дилеров — 11,9 года и 190 тыс. км.
Дилер действует в жестких рамках закона «О защите прав потребителей», напоминает Вячеслав Жигалов.
— Поэтому, покупая автомобиль с пробегом на рынке или принимая его в зачет за новый для перепродажи, официальный дилер проводит его тщательную техническую диагностику и предпродажную подготовку, а также проверяет юридическую чистоту документов. Зачастую дилер предоставляет новому владельцу гарантию на отдельные узлы или автомобиль в целом. Поэтому покупать машины у проверенных продавцов действительно безопаснее и часто дешевле, если учесть не только стоимость покупки в моменте, но и стоимость дальнейшего обслуживания, — считает президент САД.
Юрист предупреждает
— Если дилер выкупил машину и, соответственно, выступает продавцом, эта сделка самая чистая. Машина будет скрупулезно проверена, потому что дилер при выкупе платит свои деньги. И тогда в случае возникновения абсолютно любых проблем у конечного покупателя все эти вопросы будут решаться напрямую с автосалоном. Стоит отметить, что крупные автосалоны чаще всего гарантируют чистоту сделки, —рассказал автоюрист Максим Шелков.

Другое дело, если машина продается у дилера по агентскому договору, отметил юрист. Тогда дилер не является собственником, а только промежуточным звеном, здесь машина, скорее всего, проверяется менее скрупулезно.
— Сделка с физлицом сама по себе более рисковая. Нужно очень внимательно и детально смотреть, что это за частник. Проверять сам автомобиль, проверять человека, смотреть, нет ли каких-то дел в арбитражном суде, не заходит ли человек в банкротство. Хотя в банкротство он может зайти даже после сделки, — отметил Максим Шелков.
Кроме того, исполнить решение суда в отношении автосалона, если все-таки дело дойдет до судебного разбирательства, гораздо проще, потому что у дилера есть официальные банковские счета.
Есть ли гарантия защиты?
Покупка у дилера сама по себе не дает стопроцентной гарантии, что покупатель уедет на беспроблемной машине.
— Всё зависит от порядочности дилера, от порядочности и квалификации диагностов, которые у него работают на сервисной станции. Тут есть масса человеческого фактора, который может свести все потуги на нет. Поэтому я бы не сказал, что покупка у дилера — это однозначно меньшие пробеги, пробег мог быть скручен или не выявлен факт скрутки. Дилер — это, по сути, перекуп, только под крышей. Но задача у него такая же: купить подешевле, продать подороже, вложиться по минимуму, — считает автоэксперт Петр Баканов.
В отличие от частных продавцов и так называемых перекупов, обезопасить покупателя от недобросовестных продавцов-дилеров можно, считают эксперты. Для этого необходимо выработать общие правила для всех.

— Потребитель должен получить тщательную предпродажную подготовку приобретаемого автомобиля, четкие гарантийные обязательства и качественное постпродажное обслуживание. Без законодательного закрепления этих норм существует риск переноса проблем частного рынка в организованные сети, что в конечном итоге может привести к росту аварийности и насыщению рынка небезопасным транспортом. Игнорирование этой проблемы способно привести к увеличению числа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с тяжелыми последствиями, а также к дальнейшему распространению контрафактных запчастей и изношенных агрегатов, — считает доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Олег Чередниченко.
Вячеслав Жигалов считает, для общего улучшения ситуации на вторичном рынке необходима классификация участников рынка сервисного обслуживания по качеству ремонта и применяемых запчастей. Еще одной действенной мерой станет регистрация в единой базе данных пробега автомобиля при каждом техническом обслуживании и ремонте.
Эти меры позволят устранить подавляющее большинство проблем, возникающих у потребителей, обращающихся к дилерам, и повысить безопасность выезжающих на дороги автомобилей, уверен президент САД.
Евгений Багдасаров
