Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
10 марта 2005 17:09, Новости

Марш славянки

1935 год. Слово «аэродизайн» ещё не изобретено, и просторы Америки не рассекают Eldorado с плавниками. А в скромной Чехословакии презентуется серийный лимузин с не похожим ни на что аэродинамическим кузовом и... плавником.
2 декабря
Hyundai i20
В целом неплохо, авто владею 6 лет и не разочарован. Если ни с каким другим авто не сравнивать и расценивать как городское средство передвижения то авто заслуживает похвалы.
3.8
2 декабря
Lada (ВАЗ) Vesta
Купил в октябре 2016 г. в Севастополе у оф. диллера. Пробег всего 2000 км. Нравится всё! До неё ездил на многих авто и отечественных и буржуйских. Двигатель работает ровно, ходовка мягкая, дорогу дер...
4.7
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Чудо скромно именовалось Т 77а и производило впечатление революции: три фары, двигатель сзади, водитель, сидящий в центре. Но прежде всего каплевидный кузов с вертикальным гребнем и сногсшибательными показателями по коэффициенту лобового сопротивления (чуть ли не 0,21 – сногсшибательный показатель даже для наших дней). Чтобы переварить такой феномен, требуется щепотка истории. В XIX веке Чехия входила в бескрайнюю Австро-Венгрию. Чешская элита рано осознала, что для малых народов иго австрийцев – отличная «крыша» и огромный единый рынок. Вскоре именно чешские земли стали кузницей империи: горное дело и станкостроение, оружие и аэропланы, и, конечно, автомобили – все как в лучших домах. Именно в этой благодатной среде складывалась Tatra, основанная в 1850 году как мастерская карет Шусталы (Ignac Schustala).
Это было потрясающее время: центр Европы кишел энтузиастами авто. При посредничестве одного из них, барона фон Либинга, Бенц продал свой двухцилиндровый двигатель мощностью 7 л.с. фирме Шусталы. Движок был поставлен на один из экипажей фирмы, и получился ее первый легковой автомобиль President (занятно, что в это время другой энтузиаст, чешский граф Елинек, стал партнером и инвестором Даймлера, именно в честь его дочери и назван Mercedes). Уже в 1898 году Шустала построил первые грузовики. Его машины быстро нашли спрос, хотя фирма оставалась прежде всего мощным экспортером вагонов. Считается, что чешские фабриканты были одними из застрельщиков экспансии на Балканах, а значит, по сути, и Первой мировой (даже бравый солдат Швейк в своем инвалидном кресле разъезжал по Праге с воплями «На Белград!»). Проиграв войну, Австро-Венгрия распалась, оставив чехам 70% индустрии и весь автопром империи, его опыт, кадры, драйв. А главное – простор мысли, имперский размах, дерзость считать себя правым. Новая республика сохранила параметры великой автодержавы, но осталась с карликовым рынком, и решено было сделать ставку на экспорт. Для этого требовались игра на опережение, нестандартность и сверхсовершенство. А ещё ударный брэнд. Брэнд подарили горы Татры, а все остальное сумел дать конструктор Ганс Ледвинка со товарищи. Именно Ледвинка внедрил оригинальную «заднемоторную» схему, по которой фирма станет строить легковые авто 80 лет. Расположение мотора сзади позволяло придать передней части автомобиля аэродинамическую форму и использовать воздушное охлаждение двигателя – шум и вибрации «воздушника» оставались позади и не беспокоили пассажиров лимузина. Эта схема была опробована на малолитражке, а 5 марта 1934 года публике была представлена Т 77 – одна из первых «люкс» с аэродинамическим кузовом. Этот 4-дверный авто вмещал 6 пассажиров. Аэродинамика кузова была настолько хороша, что 60 л.с. двигателя V8 воздушного охлаждения в 2,97 литра, расположенного над задней осью, хватало, чтобы разогнать весомый лимузин аж до 140 км/ч. Увы, заднемоторный автомобиль с неравномерно распределенным весом отчаянно сносило, и тогда ради равновесия конструкторы и придумали плавник. Он украсил следующую модификацию Т 77а 1935 года с ещё более совершенной аэродинамикой. Эта чудо-рыба производила удивительное впечатление (да и производит его сейчас).
Конструктор утверждал, что коэффициент лобового сопротивления его творения равнялся 0,212, но немцы, «продувшие» машину в 70-х, уверяют, что он равен 0,36. Впрочем, неизвестно, насколько им можно верить. Ведь первый конструкторские прорыв Ледвинки – дешевая микролитражка V570 с обтекаемым кузовом и оппозитным двухцилиндровым моторчиком сзади – была очень похожа на более поздний «Жук» Порше. Последний, кстати, использовал несколько патентов Ледвинки, а после оккупации страны немцы сразу свернули производство малолитражек-конкурентов. Объем двигателя плавниковой Т 77а возрос до 3,4 литра, мощность до 75 л.с., скорость до 150 км/ч. Однако Т 77а при почти равных габаритах с Т 77 оказалась на 100 кг тяжелее. Виной тому был металлоемкий кузов на деревянном каркасе, поэтому динамика автомобиля не изменилась. Как и положено «люкс», это был hand-made, и с 1933 по 1938 год было выпущено всего 249 T 77 и T 77a. Тем временем гонка продолжалась, в Европе презентовали новинку за новинкой. Уже в 1936 году родился T 87. Его конструкторы «пришли к равновесию», сделав кузов несущим, уменьшив базу с 3150 до 2850 мм и сократив вес на 400 кг. Коэффициент лобового сопротивления возрос, но новый движок V8 в 75 л.с. позволял автомобилю обогнать предшественников (160 км/ч) при мизерном расходе топлива для «люкс» в 12–13 л/100 км. Даже когда страну покорили немцы, и на «Татре», кто скрепя сердце, а кто добровольно стали обслуживать вермахт, Т 87 осталась в производстве. После крушения рейха легендарный модельный ряд был продолжен «Татрапланом», сохранившим многие фамильные черты, начиная с блестящей аэродинамики. «Татрапланов» было произведено менее 4,5 тыс., половина из которых ушла на экспорт.
Единственный кабриолет «Татраплан», созданный чешским ателье Sodomka, подарили Сталину. На T 87 ездила и его дочь Светлана. Увы, коммунистическая власть своими запросами мало отличалась от немцев и опять требовала от Tatra только грузовики. Поэтому производство «Татрапланов» перевели сначала на конвейер Skoda, а потом и вовсе прекратили. Так и завершилась история «хвостатых Татр». Правда, традицию заднемоторных лимузинов продолжила Tatra-603 с тремя фарами. Именно с этой машины в по-комсомольски оптимистичных книжках 50-х рисовались прототипы авто будущего. Увы, соцреализм сделал свое черное дело и здесь – самобытная индустрия в конце концов захирела. Это было видно уже по тем 400 «Татрам», что были закуплены Советским Союзом для своих замминистров. Правда, даже эти иномарки – воздушные «комби» – худо-бедно разбавляли унылый ландшафт советского «люкса». В 90-х выпуск лимузинов «Татра» оборвался на модели Т-700, но фирма по-прежнему поставляет свои легендарные грузовики. И все же как причудливо тасуется колода: иногда военный смерч обращает в ничто империю, но оставляет отблеск ее величия в маленьком жизнеспособном осколке.
Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Этот материал пока никто не прокомментировал. Будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Новости Mail.Ru