Какие неисправности авто можно выявить без визита в автосервис

Эксперт рассказал Авто Mail о способах самостоятельной диагностики машины и поломках, которые определяются без помощи механика.
Редактор Авто Mail

Самостоятельная диагностика — полезный навык для любого автовладельца. Он позволяет выявлять проблемы машины на ранних стадиях, экономить на ремонте и повышать безопасность на дорогах.

Парень вытирает пот со лба в перерыве между диагностикой и ремонтом машины своими силами
Источник: Freepik

О признаках неисправности авто и простых методах проверки — от визуального и ручного контроля до использования доступных OBD-II сканеров — рассказал эксклюзивно проекту Авто Mail директор департамента маркетинга Febest Павел Пикин.

Основные признаки поломок в автомобилях

К типичным проблемам, с которыми чаще всего сталкиваются автовладельцы, можно отнести: разряженную батарею, низкое давление в шинах, изношенные свечи зажигания и коррозия. Эти симптомы особенно заметны в холодное время года: зимой заряд аккумулятора снижается, жидкости густеют, двигатель запускается тяжелее, усиливаются вибрации.

Девушка звонит по телефону, чтобы узнать о способах самостоятельной диагностики ее неисправной машины
Источник: Freepik

Регулярные проверки помогают избежать превращения автомобиля в «кирпич» и сокращают расходы на ремонт до 25%.

Симптомы, на которые нужно обратить внимание

  • Посторонние звуки. Стук в двигателе может указывать на износ поршней или клапанов; гул — на проблемы с подшипниками; скрип — на износ тормозов. Зимой холодная погода часто усиливает стук подвески из-за загустевшего масла.
  • Проблемы с управлением. Люфт руля и нестабильное поведение на дороге — признаки износа рулевых тяг или амортизаторов.
  • Утечки жидкостей. Масло, антифриз или топливо под машиной указывают на потерю герметичности прокладок или шлангов.
  • Характер работы двигателя. Цвет дыма из выхлопной трубы многое говорит о проблеме: синий — горит масло, черный — слишком богатая смесь. Потеря мощности часто связана с засоренными инжекторами или фильтрами, трудный запуск — с разряженным аккумулятором или изношенными свечами.
  • Вибрации. Могут быть вызваны разбалансировкой колес, износом подвески или неисправностями трансмиссии. В сильные морозы (ниже −20 °С) вибрации проявляются особенно ярко.
Парень схватился за голову сидя возле машины из-за невозможности самостоятельно починить двигатель без помощи мастера
Источник: Freepik

Практические действия

Что нужно проверять на регулярной основе, чтобы обеспечить машине долгую жизнь на ходу.

  • Ходовая часть. Осмотрите сайлентблоки, рычаги и пружины на наличие повреждений. Важно помнить: не все трещины на сайлентблоках являются поводом для замены, а только отрыв от внутренней втулки или внешней обоймы. Подняв колесо, проверьте подшипники на люфт и посторонние шумы. Зимой регулярно контролируйте давление в шинах — в морозы оно заметно падает.
  • Тормозная система. Проверьте уровень и цвет тормозной жидкости (она не должна быть слишком темной). Дополнительно используйте тестер: он показывает наличие влаги и проводимость — если содержание воды превышает 3%, температура кипения резко снижается, что может привести к отказу тормозов. Педаль тормоза должна оставаться упругой, без провалов. Колодки должны иметь толщину более 3 мм. Если есть опыт, проверьте вакуумный усилитель.
  • Рулевое управление. Допустимый люфт руля — не более 5°. Осматривайте пыльники на наличие трещин. Для гидроусилителя контролируйте уровень масла.
  • Амортизаторы. Следите за протечками. Простой тест — надавите на кузов: он должен стабилизироваться быстро, без «раскачки».
  • ДВС и электроника. Контролируйте уровень масла, состояние воздушного фильтра и свечей зажигания. Используйте OBD-II сканер для чтения ошибок, но учитывайте, что бюджетные модели фиксируют только базовые неисправности — для систем ABS/ESP потребуется профессиональный прибор. Следите за температурой и оборотами двигателя. Мультиметром проверяйте аккумуляторную батарею — в состоянии покоя она должна показывать не менее 12,6V.
Опытный автовладелец показывает новичку хитрости самостоятельной диагностики проблемы машины
Источник: legion-media

Таблица для самостоятельной диагностики:

СистемаЧастотаПроверкаПредупрежденияКогда к специалисту
ДвигательЕжемесячноУровень масла, сканер кодовДым, потеря мощностиНизкая компрессия
Подвеска6 месяцевОсмотр, тест колесаВибрацииТрещины
ТормозаЕжемесячноУровень жидкостиПоведение педалиОшибки АБС

Таблица симптомов и проверок:

СимптомВозможная причинаПроверкаИнструмент
Стук двигателяИзнос поршнейОсмотр, сканер кодовOBD-II
ВибрацииПодвеска/колесаТест колесВручную
Утечка маслаПрокладкиВизуально под машинойФонарь
Трудный запускБатарея/свечиНапряжение 12.6VМультиметр

Когда без сервиса не обойтись

При серьезных симптомах — сильных вибрациях, потере мощности, густом дыме из выхлопной трубы или множественных ошибках электроники — лучше сразу обращаться в сервис. Здесь требуются знания, опыт и специальное оборудование для точной диагностики и ремонта.

Владелец привез машину для ремонта в сервис после тщетных попыток самостоятельно диагностировать проблему
Источник: Freepik

Для ремонта выбирайте только сертифицированные детали, особенно для двигателя и подвески. Используйте OEM или SAE-сертифицированные запчасти, особенно для поршней и фильтров, — это продлевает срок службы автомобиля на 20−30%, по отзывам механиков. Подделки и некачественные аналоги опасны: они быстро выходят из строя и могут вызвать новые поломки.

Диагностика электромобилей и гибридов

Владелица электрокара обсуждает с парнем в мессенджере возникшую проблему у ее машины и способы ее самостоятельной диагностики на месте
Источник: Freepik

Электромобили и гибриды требуют особого подхода из-за высокой сложности батарейных систем и электроники. К симптомам неисправности таких машин относят:

  • снижение пробега на полной зарядке,
  • замедление процесса зарядки,
  • появление вибраций в гибридном режиме.

Самостоятельно исправить такие проблемы практически невозможно, поэтому при первых признаках неисправностей стоит обращаться к специалистам.